Региональные лицензионные сборы
Региональные лицензионные сборы устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством законами субъектов Российской Федерации. Конкретного перечня рекомендуемых лицензионных сборов нет ни в Налоговом кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом деятельность, на осуществление которой была выдана лицензия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может производиться на всей территории России. Положения о порядке лицензирования различных видов деятельности и порядок уплаты лицензионных сборов утверждаются законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации к основным видам лицензионных сборов относятся:
1) сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией;
2) сборы за выдачу лицензий на деятельность по реализации
товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами;
3) сборы за выдачу лицензий на деятельность по содержанию
тотализатора (сети пунктов тотализатора);
4) сборы за выдачу лицензий на деятельность по разведению
племенных животных;
5)сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству
и использованию племенной продукции (материала);
6)сборы за выдачу лицензий на перевозку пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
7)сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству
элитных семян и другие.
Рассмотрим кратко некоторые из них.
Лицензионные сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией взимаются с организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом алкогольной продукцией признается пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Лицензионный сбор устанавливается в размере десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на момент выдачи лицензии. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и внесения в него изменений взимается сбор, размер которого не может превышать одну десятую минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ).
Суммы сборов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.
Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (такое положение закреплено практически во всех законодательных актах субъектов Российской Федерации).
Лицензионный сбор за выдачу лицензий на деятельность по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами, взимается в отношении розничной реализации алкогольной продукции и пива, а также оптовой реализации пива. Данный лицензионный сбор взимается за предоставление права розничной торговли алкогольной продукцией и пивом на территории субъекта Российской Федерации. Право на указанную деятельность возникает с момента выдачи лицензии. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных местностях, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензии оформляются на каждый объект в отдельности.
В качестве плательщиков сбора выступают юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять лицензируемую деятельность. На основании поданных документов для получения лицензии заявителю выписывается расчет лицензионного сбора.
Заявитель обязан в установленный срок произвести уплату лицензионного сбора. В случае, если сбор не был уплачен в срок, орган лицензирования имеет право увеличить срок рассмотрения заявления и осуществить перерасчет сбора, исходя из новых ставок размера оплаты труда.
При обращении в орган лицензирования заявитель уплачивает лицензионный сбор в размере одной установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы представленных документов на получение лицензии расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы, непосредственно связанные с ее проведением, не включаются в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно при рассмотрении заявления.
При переоформлении лицензии в связи с реорганизацией, изменением организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса организации или паспортных данных индивидуального предпринимателя вносится сбор в размере одной минимальной месячной оплаты труда. В связи с утратой лицензии при получении дубликата также уплачивается сбор в размере одного МРОТ.
Независимо от результатов рассмотрения заявления, поданного в орган лицензирования, сумма платы за его рассмотрение и проведение экспертизы возврату не подлежит. Такой же порядок установлен и в отношении лицензионного сбора, уплачиваемого за лицензии на оптовую реализацию пива. Однако существуют и определенные особенности уплаты данного сбора. Так, при положительном решении; для получения лицензии организации или индивидуальные предприниматели вносят лицензионный сбор в размере:
а) для юридических лиц — путем умножения установленного
законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия
решения о выдаче лицензии) на 50 и на срок действия лицензии
(от 1 до 3 лет);
б) для индивидуального предпринимателя — путем умножения установленного законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия решения о выдаче лицензии) на 25 и на
срок действия лицензии.
В случае отказа заявителя от получения лицензии после уплаты лицензионного сбора орган лицензирования в месячный срок принимает решение о возврате внесенного сбора. При этом с заявителя взыскивается сумма в размере одного МРОТ1.
1 См.: постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении положений о лицензировании деятельности по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами, в городе Москве» от 31 июля 2001 г. № 692-ПП.
Сбор за выдачу лицензии на деятельность по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) устанавливается только для юридических лиц. Тотализатором признается способ организации взаимных пари между участниками, характеризующийся определенным местом приема ставок у участников и выплат им выигрыша, использованием соответствующих технических средств, процедур, специфических приемов доведения до заинтересованных лиц достоверной информации о предстоящих событиях, на исход которых заключаются взаимные пари, и их результатах, а также порядком определения размеров выигрыша и их выплатой.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии организации-заявители обязаны уплатить сбор в трехкратном размере установленного законом МРОТ. При этом независимо от результатов рассмотрения заявления о выдаче лицензии сумма платы за его рассмотрение возврату не подлежит. За выдачу лицензии на право деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) взимается лицензионный сбор в десятикратном размере установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае наличия у организации действующей лицензии на право деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) и подачи заявления на выдачу документа, подтверждающего право осуществлять деятельность по содержанию пунктов тотализатора, объединенных в единую сеть с головным офисом, сбор за выдачу документа, подтверждающего право осуществления деятельности на заявленных пунктах тотализатора, взимается в трехкратном размере установленного законом МРОТ. Все средства, поступающие в виде лицензионного сбора, а также плата за переоформление документа, выдачу его дубликата (1/10 МРОТ) зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации.
Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается порядок лицензирования, исчисления и уплаты сборов за организацию деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материала), за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.
Плательщиками сбора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. В некоторых регионах (например, в Республике Алтай, Республике Тыва и др.) данные лицензионные сборы устанавливаются не только для производителей, но и для лиц, осуществляющих вывоз продукции (материала) за пределы региона. При этом плательщиками сбора являются только организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории данного субъекта Российской Федерации.
Ставка лицензионного сбора устанавливается в размере 10 процентов суммы, обозначенной в договоре между экспортером и хозяйством — поставщиком продукции. Ставка лицензионного сбора уменьшается на 50 процентов при продаже указанной продукции предприятиям медицинской промышленности Российской Федерации.
Плательщики сбора исчисляют лицензионный сбор самостоятельно, исходя из фактически сложившихся объемов продукции, предназначенной для вывоза, и ставки сбора. Уплата сбора производится либо в специально создаваемый внебюджетный фонд1, либо в бюджет субъекта Российской Федерации. Плательщики сбора представляют в налоговые органы по месту нахождения расчеты сумм сбора вместе с бухгалтерской отчетностью в установленные сроки. Суммы сбора исчисляются поквартально.