Раздел iii общая часть налогового права

Г л а в а 1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ИХ ВИДЫ

Понятие и функции налога

К определению понятия «налог» можно подходить с различ­ных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов вла­сти и управления самостоятельно устанавливать платежи, кото­рым свойственны эти черты. Имеются примеры, когда органами управления вводились обязательные платежи, налоговые по сути, но неналоговые по названию. Оспорить законность таких побо­ров при отсутствии четкого определения понятия «налог» весьма сложно.

Законодательное определение налога дано в статье 8 части пер­вой Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом по­нимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения при­надлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обес­печения деятельности государства и{или) муниципальных образова­ний.

Исходя из этого определения следует, что налог носит прину­дительный и односторонне установленный характер, взимание которого является элементом управленческой деятельности госу­дарства. Посредством налога оно изымает часть денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам. При этом од­новременно устанавливается обязательность и индивидуальность его уплаты. Однако не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим харак­теристикам, налогами не являются.

К тому же налоги поступают в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти или местного самоуп­равления.

Как следует из определения, целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства — «изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые пла­тежные обязанности...»1.

Налог также следует рассматривать как средство регулирования финансовых отношений между плательщиками налога и государ­ством.

Установленное Налоговым кодексом Российской Федерации определение понятия налога в целом включило в себя его основ­ные правовые и экономические признаки и функции.

Одной из основных функций налогов и сборов является фис­кальная. Реализация данной функции направлена на обеспече­ние государства и местного самоуправления финансовыми ре­сурсами.

Другой функцией является регулирующая, сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных от­ношений используются государством и органами местного са­моуправления для стимулирования развития общественного про­изводства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью может регулироваться потребление населения, его до­ходы.

В зависимости от конкретных социально-экономических и по­литических условий развития общества, его потребностей на дан­ном этапе изменяется соотношение между названными функция­ми. Успех проводимой налоговой политики во многом определя­ется тем, насколько государству удается сочетать фискальную и регулирующую функции налогов и сборов в своей политике.

Французский философ Ш. Монтескье отмечал: «Ничто не тре­бует столько мудрости и ума, как определение той части, кото­рую у подданных забирают, и той, которая у них остается». В усло­виях становления рыночных отношений в России усилилось зна­чение налогов как важнейшего инструмента государственного воз­действия на экономику страны.

В литературе отмечается также, что налоги выполняют свой­ственную финансам контрольную функцию, в частности, они способствуют государству проконтролировать законность хозяй­ственной деятельности субъектов, правильное распределение их доходов.

1 Государственное право Германии: В 2 т. — М., 1994. — Т. 2. — С. 127.

Понятия сбора и пошлины

В налоговое законодательство включены также понятия сбора и пошлины.

Сборы и пошлины не имеют финансового значения, присуще­го налогам, хотя некоторые их черты являются общими.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений {лицензий).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные Нало­говым кодексом (ст. 13—15) государственную пошлину, таможен­ные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, ре­гиональные и местные лицензионные сборы.

Пошлина — особый вид налога и сбора, взимаемый с юридиче­ских и физических лиц, которые вступают в специфические отно­шения между собой и государством в лице государственных орга­нов.

Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его деятельностью.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачи­вается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата по­шлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется об­щественно полезной функцией суда — поддержанием режима за­конности.

Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источни­ков. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией ка­ким-либо государственным органом своих функций. К примеру, налог, уплачиваемый при пересечении товарами таможенной гра­ницы государства, традиционно принято называть таможенной пошлиной. Целевые социальные налоги, уплачиваемые в специ­альные фонды (пенсионные, социального и обязательного меди­цинского страхования и др.), именуются взносами, платежами и т.п.

Проблемы отнесения платежа к тому или иному виду часто со всей остротой проявляются на практике.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации рассмот­рел вопрос о применении некоторых налоговых норм в отноше­нии взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пред­ставители Фонда утверждали, что данные платежи являются со­ставной частью не налоговых, а трудовых отношений и носят не фискальный, а компенсационный характер1. Однако уплата взно­са не означает возникновения встречной обязанности государства, такая обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате гарантий государства на получение пенсий в установ­ленном размере, который не зависит от внесенных сумм. К тому же расходы на выплаты государственных пенсий и других соци­альных пособий могут финансироваться и за счет других источни­ков, например, общих налоговых поступлений.

Поэтому иногда определить правовую природу платежа довольно сложно.

Наши рекомендации