Глава 2 источники налогового права
§ 1. Понятие и виды источников налогового права
Понятие источника права связывают с непосредственной деятельностью государственных органов власти по формированию права, приданию ему формы закона, указа, постановления и других нормативно-правовых актов. Источники налогового права — это система нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы налогового права, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.
Важнейшими источниками налогового права являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) законодательство Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах;
3) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые
представительными органами местного самоуправления;
4) подзаконные нормативные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
5) международные договоры по вопросам налогообложения;
6) решения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие нормы налогового права: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высших органов государственной власти (ст. 71, 72, 74 — 76, 80, 83-85, 90, 103-107, 114, 125) и правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения (ст. 132); основы правового статуса налогоплательщика (ст. 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53, 57).
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах
включает в себя:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов о налогах и сборах);
б) региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации).
Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в Налоговом кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:
• Налогового кодекса Российской Федерации;
• принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
К федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом, относятся:
· федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу;
· федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Так, к федеральным законам, принятым до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, относятся Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (от 21 марта 1991 г.), положения ряда статей Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.) и ряд других.
Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. К таким региональным законам относятся законы субъектов Российской Федерации, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги и сборы.
Нормативные акты органов местного самоуправления принимаются представительными органами власти. Также в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к таким местным актам относятся акты представительных органов местного самоуправления (законодательных собраний, советов представителей и т.п.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством местные налоги и сборы.
Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции Российской Федерации подзаконные акты не включаются в объем понятия «законодательство», Налоговый кодекс Российской Федерации также не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, указывая на то, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
При этом подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, в свою очередь подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.
К актам органов общей компетенции относятся:
• Указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции Российской Федерации), в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с Налоговым кодексом может быть урегулирован только законом. В настоящее время осталось лишь небольшое количество действующих указов Президента Россиийской Федерации, касающихся налогообложения.
· Подзаконные нормативные акты Правительства Российской
Федерации, на которое в соответствии с частью 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации возложено обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной
и налоговой политики. В частности, постановлением Правительства могут устанавливаться: ставки налогов (в определенных На
логовым кодексом случаях); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер; порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков; порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам.
· Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Органам специальной компетенции (Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Государственному таможенному комитету Российской Федерации1) также предоставлено право разрабатывать нормативно-правовые акты, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Так, Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам совместно издают инструкции по заполнению налоговых деклараций и акты, определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями. Министерство по налогам и сборам своими нормативными правовыми актами утверждает формы требований об уплате налогов, формы налоговых уведомлений, налоговых деклараций, формы решений руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, формы и требования к составлению акта налоговой проверки и др.
Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (СЗ РФ. — № 11. — Ст. 945) Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу.
правила международного договора. Это свидетельствует о приоритетности норм международного договора над национальным законодательством, в том числе и налоговым как его составной частью, но только в случае ратификации международных договоров, касающихся вопросов налогообложения, Федеральным Собранием Российской Федерации. К актам такого вида относятся многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами. Так, Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики (ратифицирована Федеральным Собранием 5 октября 1997 г.) установлены правила избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращения уклонения от налогообложения. Такие соглашения были подписаны с США (1992 г.), Швецией, Болгарией (1993 г.), Бельгией, Германией (1996 г.), Исландией, Новой Зеландией (2003 г.) и многими другими странами.
25 ноября 1998 г. было подписано Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами—участницами Содружества Независимых Государств. Необходимо помнить, что в соответствии с Венскими конвенциями 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских представительствах данные учреждения освобождаются от взимания практически всех видов налогов в государстве пребывания. Такое же положение распространяется и на представительства международных организаций, а также сотрудников и членов их семей, не являющихся гражданами страны пребывания. В настоящее время Российская Федерация активно развивает систему заключения международных договоров о правовой помощи по административным и налоговым делам.
Практически обозначено отнесение к источникам права решений Конституционного Суда Российской Федерации, который, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», занимается толкованием Конституции России. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного Суда, которая обладает нормативным значением. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации обязательны не только для участников спора, но и для иных субъектов. В частности, в случае признания нормы закона не соответствующей Конституции Российской Федерации законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.
В ряде своих постановлений Конституционный Суд выделил важнейшие критерии, которым должна отвечать практика налогообложения, а также определил правовую позицию в отношении ряда законодательных актов о налогах и сборах. При принятии Налогового кодекса во многом были учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, и позднее постановления Конституционного Суда вносили определенную нормативную основу в налоговое законодательство. Так, в постановлении от 30 января 2001 г. по делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации (ее статьям 19, 55 и 57) положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 г.), касающиеся порядка введения региональных налогов (налога с продаж).
Следует сказать и о значимости для налогового права норм общих законов, которые устанавливают определенные положения, относящиеся и к налогообложению. Такими общими законами являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.