История возникновения и теория налогообложения и налогового права
В.А. МАЛЬЦЕВ
Допущено в качестве учебника для студентов
образовательных учреждений
среднего профессионального образования,
обучающихся по специальности 0201 — Правоведение
Москва
Academia
Рецензенты:
кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Академии труда и социальных отношений М.А.Митюков; кандидат социологических наук, доцент кафедры
«Административное и гражданское право»
Московской государственной академии приборостроения
и информатики А.А.Громова
Мальцев В. А.
М215 Налоговое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с. ISBN 5-7695-1797-2
В учебнике рассматриваются основные теории налогообложения и этапы развития налоговой системы России. В общей части налогового права раскрываются понятие и функции налогов и сборов, принципы и элементы налогообложения, система налогового планирования, анализируются основания исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В особенной части налогового права подробно освещаются основные виды налогов и сборов в Российской Федерации. Дается характеристика налогового контроля, видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершения, а также системы обеспечения защиты прав налогоплательщиков. Законодательный и фактический материал дан по состоянию на 15 марта 2004 года.
Учебник предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение».
УДК 34(075.32) ББК 67.402я723
© Мальцев В.А., 2004
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 ISBN 5-7695-1797-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью данного учебника является ознакомление с основами современного налогового права, с этапами его развития, экономическими и социальными причинами его становления, формами и содержанием налогообложения, принципами и нормами налогового законодательства, структурой налоговой системы, правами и обязанностями участников налоговых правоотношений. Подробно характеризуются основные виды налогов, действующих в Российской Федерации, раскрываются основания наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также методы защиты прав налогоплательщиков.
Исторический путь развития государства тесно переплетается с установлением налогообложения и проведением налоговых реформ. Каждый этап, каждая веха в истории сопровождалась установлением инструментов регулирования в первую очередь доходов, с одной стороны, государственных, с другой — населения, поскольку за период своего существования человечество и государство не придумали более эффективного способа управления, кроме как с помощью денег.
Имея значительные денежные средства, государство может влиять на все экономические и социальные процессы, происходящие в нем. Именно деньги лежат в основе установления системы налогообложения. Государство, изымая часть средств из товарооборота, формирует свои доходы, которые необходимы ему для своего существования. В то же время за годы рыночных преобразований в России подтверждается мысль о том, что налоги должны отражать глубинные процессы, происходящие в экономике. Связь экономики и налогов неразрывна, с помощью налогов регулируются производственные и непроизводственные отношения, а уровень развития экономики диктует государству установление «жесткой» или «мягкой» системы налогообложения с высокой или низкой степенью изъятия.
Трансформация национального хозяйства России в экономику рыночного типа поставила задачу формирования абсолютно новой налоговой системы, которая служила бы источником пополнения государственного бюджета. Отсутствие собственного опыта в этой области и необходимость создания налоговой системы с нуля привели к тому, что использовался в основном метод проб и
ошибок, а также механическое перенесение некоторых черт современных зарубежных (в первую очередь европейских) налоговых систем на российскую почву без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национальной экономики. В течение последних десяти лет в нашей стране шла апробация различных видов стратегии управления налогообложением, в результате сформировалась та налоговая система, которую мы имеем на сегодняшний день.
Необходимость изучения данной дисциплины продиктована требованием времени, поскольку каждый юрист, экономист, менеджер и другие специалисты в своей практической деятельности обязательно столкнутся с теми или иными положениями и нормами налогового права.
В учебнике выделяются пять основных разделов: «История возникновения и теория налогообложения и налогового права», «Налоговое право как отрасль (подотрасль) права», «Общая часть налогового права», «Особенная часть налогового права» и «Налоговый контроль и ответственность по налоговому праву», что позволяет последовательно изучить все основные институты данной отрасли права. В целях более прочного усвоения изложенного в учебнике материала раздел I, главы разделов II, III, параграфы главы 1 и главы 2 — 4 раздела IV, главы раздела V завершаются перечнями контрольных вопросов и заданий. Имеется в учебнике и список законодательных актов и дополнительной учебной литературы по рассматриваемой тематике.
РАЗДЕЛ I
Глава 1
В РОССИИ
К изучению истории налогообложения в России обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев и другие.
Первым научным трудом в данной области считается опубликованная в 1818 г. книга Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов». При этом следует отметить, что вплоть до середины XVIII в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозначения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». Поэтому даже в начале XX в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоминается в работе историка А.Я.Поленова (1738—1816 гг.) «О крепостном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин «налог» утвердился лишь к середине XIX в.
Можно выделить несколько этапов истории возникновения и развития налогообложения в России.
I этап (IX—XVII вв.) характеризуется введением прямого налога или дани, собираемой с населения. Единицей обложения данью был дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве. Счет «на дым» сохранялся в России вплоть до XVII в. Дань платили предметами потребления (мехами, животными и др.) или деньгами. Во времена Золотой Орды (1243 — 1480 гг.) появляются различные подати и сборы. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главным был налог монгольскому хану, а также торговые сборы, извозные повинности, взносы на содержание ханских послов, «выход» («царева дань») и др.1. Помимо ордынской с населения взималась дань, которая непосредственно направлялась прямо в княжескую казну. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали взиматься в
1 См.: Соловьев СМ. Собр. соч. — М., 1988. — Кн. П. —С. 12.
денежной форме. В военное время вводились чрезвычайные налоги, предназначенные для покупки оружия, изготовления пороха и для выкупа пленников, которые впоследствии вошли в состав налога на содержание стрелецкого войска.
II этап включает в себя налоговые реформы Петра I (XVIII в.). Главным изменением в системе прямых налогов был переход от подворного налога к подушной подати, которая представляла со бой вид прямого личного налога, взимаемого с «души» в размерах, независимых от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства, на него
приходилось свыше 50 процентов всех доходов. В ходе реформ были
введены такие новые виды налогов, как гербовые сборы, налоги
с постоялых дворов, налог с продажи съестного, пробирная пошлина и несколько чрезвычайных налогов для содержания армии и флота.
Петр I установил правило, по которому от уплаты налогов освобождались те, кто непосредственно служил государству. Впоследствии от большинства налогов освобождались купцы, почетные граждане и некоторые другие категории населения.
III этап — налоговые реформы XIX—начала XX в. При Александре I (1777—1825 гг.) вносятся крупные изменения в части таких налогов, как оброчные сборы, пошлины с наследств, горная подать, гербовый сбор, введены новые сборы (процентный сбор с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации сбора налогов. При проведении крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введены земельный налог, подомовый налог. Активно при меняются акцизные сборы. Так, за период с 1863 по 1880 г. вводятся акцизы на спиртные напитки, соль, керосин, табак. В начале
XX в. устанавливается новая система обложения доходов населения, взимаются налоги и сборы с предпринимательской деятельности, изменяется система сборов с крестьянских хозяйств, вводятся новые налоги (квартирный, гостиничный, с увеселительных заведений и др.).
IV этап — налоговые реформы в СССР. 8 ноября (26 октября)
1917 г. учреждается Народный комиссариат финансов, в обязанность которого входит контроль за поступлением и взиманием налогов. Одними из первых вводятся прямые налоги (на прибыль предприятий и доходы от личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного налога на нужды революционного строительства и оборону страны, который устанавливался для богатой части городского населения и зажиточных крестьян. Новая экономическая политика 1921 г. (НЭП) воспроизвела в общих чертах налоговую систему дореволюционной России, однако установила и ряд новых налогов — подоходно-имущественный налог, сельскохозяйственный налог, налог на сверхприбыль, сборы на жилищное и культурно-бытовое обслуживание и др. В 1930—1932 гг. в СССР проводится новая налоговая реформа, которая полностью упразднила систему акцизов, а все 86 платежей-предприятий были сведены к двум — налог с оборота и отчисления от прибыли. Таким образом, вся прибыль предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Существенные изменения в налоговом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.), появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С 1965 г. вместо отчислений от прибыли вводятся три платежа в бюджет — за фонды предприятий, рентные платежи (изъятие излишних накоплений) и взнос свободного остатка прибыли. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.
V этап — налоговые реформы Российской Федерации (1990 г.— начало XXI в.). В этот период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. Впервые в нашей стране вводятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, принимается Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. В это же время образуется Государственная налоговая служба (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам)1, а затем в 1993 г. — Федеральная служба налоговой полиции России (упразднена Указом Президента Российской Федерации в 2003 г.). В 1998 г. принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 г. — вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, отменяются некоторые виды налогов, такие как налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, дорожный налог, реформируется структура налоговой системы. Все это связано в первую очередь с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.
_________________________
1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
РАЗДЕЛ II
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Метод налогового права
Под методом налогового права понимаются способы и приемы правового воздействия на волю и характер поведения участников налоговых правоотношений, взаимосвязь между ними. Основными методами налогового права являются: 1) императивный метод, который выражается в том, что отношения в рамках налогового права строятся на основе подчинения одних участников правоотношений другим, выступающим от имени государства и муниципальных образований;
2) диспозитивный метод, включающий методы рекомендаций и согласований. Так, рекомендации одного участника налоговых правоотношений приобретают властный (императивный) характер при условии принятия их другим участником1, а по отдельным вопросам участники данных правоотношений могут определять условия своих взаимоотношений на основании специальных соглашений в рамках законодательства (например, предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов, заключение договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита).
Отношения, регулируемые налоговым правом, в большей степени относятся к сфере публичного права, поэтому императивный метод правового регулирования применяется более часто, чем диспозитивный метод. При этом следует помнить, что в зависимости от характера регулируемых отношений и иных факторов (например, экономических) эти методы могут выступать в различных сочетаниях и вариациях.
С первого взгляда можно высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права. Действительно, они достаточно схожи, что было отмечено и воспринято правоприменительной практикой. Между тем основным и решающим моментом, определяющим различия двух указанных методов правового регулирования, является сфера воздействия на субъектов. Если административное право воздействует (в сфере применения ответственности) прежде всего на граждан и должностных лиц предприятий, то налоговое право воздействует также на юридических лиц и некоторые особые категории субъектов (взаимозависимые лица). Поэтому вести речь о тождестве методов правового регулирования данных отраслей права нельзя.
Основная сущность метода правового регулирования в налоговом праве заключается в установлении определенного порядка действий, запрещении действий или предоставлении возможности выбора действий. Предписания к действию в определенных случаях надлежащим образом предусматриваются соответствующей нормой законодательства о налогах (например, строго установлены порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган). Запрещение определенных действий, за которые предусматриваются соответствующие юридические меры воздействия
1 Например: рекомендации федерального законодательства по установлению и введению региональных и местных налогов и сборов приобретают юридическую силу только после принятия этих налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. — В. М.
(ответственности), также составляет элемент правового регулирования. В то же время предоставление возможности выбора действия дает участникам правоотношений варианты должного поведения, предусмотренные налоговой правовой нормой (например, предоставление возможности участвовать в налоговых правоотношениях как лично налогоплательщику, так и через законного или уполномоченного представителя).
Система налогового права
Как и нормы большинства отраслей российского права, нормы налогового права группируются в две части — общую и особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в Российской Федерации, общие условия установления налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых правоотношений, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок осуществления налоговой отчетности, систему налогового контроля, способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Также в общую часть налогового права включаются общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений и их основные виды.
Таким образом, в общую часть налогового права входят институты, которые содержат в себе положения, обеспечивающие практически все институты особенной части. Институты общей части содержат правовые нормы, действие которых распространяется на все регулируемые данной подотраслью отношения, и конкретизируются в институтах особенной части. Структурно большинство указанных норм общей части налогового права кодифицированы и содержатся в первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. К особенной части относятся также нормы о взимании некоторых видов налогов и сборов, содержащиеся в специальных законодательных актах (например, государственной пошлины, таможенной пошлины и др.). В отдельный раздел особенной части включаются нормы, устанавливающие специальные налоговые режимы.
Общая и особенная части налогового права, являясь структурными элементами системы налогового права, в свою очередь объединяют обособленные, взаимосвязанные институты и субинституты.
Институты налогового права — это взаимосвязанные группы норм, регулирующие небольшие видовые родственные отношения. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести институт представительства в налоговых правоотношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт ответственности за нарушения налогового законодательства, институт обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.
Входящие в систему налогового права субинституты, в свою очередь, являются составными элементами институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков включает в себя такие субинституты, как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита их прав, а субинституты — налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит — включаются в институт изменения сроков уплаты налогов и сборов. В свою очередь, сердцевиной (основой) данной системы является норма налогового права.
Понятие и функции налога
К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты. Имеются примеры, когда органами управления вводились обязательные платежи, налоговые по сути, но неналоговые по названию. Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия «налог» весьма сложно.
Законодательное определение налога дано в статье 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и{или) муниципальных образований.
Исходя из этого определения следует, что налог носит принудительный и односторонне установленный характер, взимание которого является элементом управленческой деятельности государства. Посредством налога оно изымает часть денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам. При этом одновременно устанавливается обязательность и индивидуальность его уплаты. Однако не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.
К тому же налоги поступают в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти или местного самоуправления.
Как следует из определения, целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства — «изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности...»1.
Налог также следует рассматривать как средство регулирования финансовых отношений между плательщиками налога и государством.
Установленное Налоговым кодексом Российской Федерации определение понятия налога в целом включило в себя его основные правовые и экономические признаки и функции.
Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами.
Другой функцией является регулирующая, сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью может регулироваться потребление населения, его доходы.
В зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, его потребностей на данном этапе изменяется соотношение между названными функциями. Успех проводимой налоговой политики во многом определяется тем, насколько государству удается сочетать фискальную и регулирующую функции налогов и сборов в своей политике.
Французский философ Ш. Монтескье отмечал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается». В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного воздействия на экономику страны.
В литературе отмечается также, что налоги выполняют свойственную финансам контрольную функцию, в частности, они способствуют государству проконтролировать законность хозяйственной деятельности субъектов, правильное распределение их доходов.
1 Государственное право Германии: В 2 т. — М., 1994. — Т. 2. — С. 127.
Понятия сбора и пошлины
В налоговое законодательство включены также понятия сбора и пошлины.
Сборы и пошлины не имеют финансового значения, присущего налогам, хотя некоторые их черты являются общими.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений {лицензий).
К категории «сборы» можно отнести предусмотренные Налоговым кодексом (ст. 13—15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
Пошлина — особый вид налога и сбора, взимаемый с юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и государством в лице государственных органов.
Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его деятельностью.
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачивается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций. К примеру, налог, уплачиваемый при пересечении товарами таможенной границы государства, традиционно принято называть таможенной пошлиной. Целевые социальные налоги, уплачиваемые в специальные фонды (пенсионные, социального и обязательного медицинского страхования и др.), именуются взносами, платежами и т.п.
Проблемы отнесения платежа к тому или иному виду часто со всей остротой проявляются на практике.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о применении некоторых налоговых норм в отношении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Представители Фонда утверждали, что данные платежи являются составной частью не налоговых, а трудовых отношений и носят не фискальный, а компенсационный характер1. Однако уплата взноса не означает возникновения встречной обязанности государства, такая обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате гарантий государства на получение пенсий в установленном размере, который не зависит от внесенных сумм. К тому же расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет других источников, например, общих налоговых поступлений.
Поэтому иногда определить правовую природу платежа довольно сложно.
Глава 4
Глава 5 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
§ 1. Понятие налогового планирования
В своей деятельности налогоплательщики стараются использовать всевозможные средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Разумеется, все эти способы должны соответствовать законодательству.
Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности налогоплательщика по минимизации его налоговых обязательств на определенный период без нарушения законодательства. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности лица для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. То есть налогоплательщики вправе организовать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию.
Однако это не означает, что имеют место случаи, когда допускается уклонение от налогов или уменьшение суммы уплаты. Дело в том, что налоговое законодательство прямо предусматривает, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений. Это не всегда получается на практике. Иногда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законодательства, с тем чтобы получить возможность правомерно воспользоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники налогового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия «нежеланием способствовать уклонению от уплаты налогов». Однако стремление налогоплательщика воспользоваться льготой на законных основаниях не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Более того, налогоплательщики имеют законное право предъявлять подобные требования на основании статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указывалось выше, налоговое планирование, в отличие от уклонения от уплаты налогов, подразумевает активное поведение налогоплательщика, которое не предполагает отказа от ведения определенных видов предпринимательской деятельности, а направлено на их рационализацию с налоговой точки зрения. Однако не всякая деятельность, направленная на уменьшение налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а исключительно для получения налоговых льгот или иных налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействительными.
В то же время отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты налогов и налогового планирования может привести на практике к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций. В иностранной литературе, например, понятие «уклонение от уплаты налогов без нарушения закона» иногда приравнивают к понятию «налоговое планирование».
§ 2. Этапы налогового планирования
Процесс налогового планирования можно разделить на несколько этапов, которые не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств. Большинство вопросов в планировании на любом этапе могут решаться одновременно. К основным этапам налогового планирования относятся:
1) выбор месторасположения предприятия;
2) выбор места ведения хозяйственной деятельности;
3) выбор организационно-правовой формы;
4) выбор форм и методов ведения предпринимательской деятельности;
5) выбор форм и методов распределения активов и прибыли;
6) выбор форм системы налогообложения.
На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов, представительств и дочерних компаний. При этом в первую очередь учитывается налоговый режим, предоставляемый местным законодательством.
Под налоговым режимом понимается совокупность налоговых обязательств плательщика, возникающих в связи с его местоположением либо особенностями налогообложения получаемых доходов. Также учитываются возможности безналогового перевода доходов (например, из одной страны в другую), условия предоставления налоговых кредитов, льгот и др. Так, целесообразно открыть предприятие в местности, где не установлены некоторые виды региональных налогов и сборов, где значительно ниже налоговые ставки и различные виды платежей (например, плата за потребляемую электроэнергию, водоснабжение и др.).
На втором этапе выбирается оптимальное место ведения хозяйственной деятельности. Дело в том, что предприятие или организация может находиться в одном регионе (местности), а осуществлять деятельность в другом, где предоставляются более широкие возможности, в том числе и получение более высоких доходов (прибыли). Так, многие предприятия с местом расположения в Московской области в основном осуществляют свою предпринимательскую деятельность в г. Москве, а предприятия нефтяного и газового комплекса реализуют свою продукцию в различных регионах страны и за рубежом.
Основная задача третьего этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли.
При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами. Так, полное товарищество, созданное физическими лицами, имеет право на ряд льгот по местным налогам, налогообложению имущества. Напротив, предприятие, учрежденное в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участий можно свести до минимума. По действующему российскому законодательству о налогообложении прибыли предприятий такое юридическое лицо подвержено высокому налогообложению.
Сущность четвертого этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе, следует отнести планирование сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и др.
Пятый этап налогового планирования — размещение наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия. Во многих случаях правильное размещение прибыли и капиталов предприятия и выбор инвестиционной политики могут обеспечить налоговые льготы или даже возврат части уплаченных налогов. Например, в соответствии с действующим российским законодательством освобождаются от налогообложения дивиденды, реинвестируемые на техническое перевооружение предприятия, ре-
конструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как правило, освобождаются от налогообложения средства, вложенные в государственные ценные бумаги, а также доходы, полученные от них.
Шестой этап представляет собой выбор системы налогообложения. Этот этап присущ очень узкому кругу налогоплательщиков. Им предоставляется право выбора деятельности с переходом на упрощенную систему налогообложения или уплаты налогов и сборов в соответствии с общей системой налогообложения. Так, упрощенная система дает возможность замены ряда налогов (например, д