Юридические ситуации международного двойного налогообложения и правовые средства их разрешения.
Международное двойное налогообложение – обложение налогами одного лица по отношению к одной и той же базе налогообложения в не менее, чем двух государствах за один и тот же период. Данное явление достаточно негативно отражается на развитии внешнеторговых связей, способствует затруднению перемещения капиталов и препятствует развитию интеграционных экономических процессов. Кроме того, некоторые субъекты хозяйствования, стремясь избежать дополнительного налогового бремени, делают это настолько успешно, что разрабатывают специальные схемы минимизации налоговых обязательств.
Двойное налогообложение нельзя путать с кумуляцией налога, которая представляет собой обложение несколькими налогами одного и того же источника (повторное обложение). Такое может быть в случае, когда объект ранее подвергался налогообложению в пользу государственной казны.
Также рассматриваемое понятие нужно отличать от двойного экономического налогообложения, которое возникает во время обложения прибыли в качестве самостоятельного плательщика, а также налогообложение ее части с акционеров в виде дивидендов. Именно экономическое двойное налогообложение может способствовать минимизации налоговых обязательств с помощью перевода распределяемой прибыли в виде дивидендов иностранным акционерам своей компании (в соответствии с действующим законодательством – взимание налога производится как по месту нахождения источника дохода, так и по местонахождению резидента).
Основными причинами возникновения такого налогообложения являются коллизии в действующих налоговых законодательствах стран-участниц правовых отношений между субъектами хозяйствования по товарным операциям, операциям с доходами и капиталами. Данные коллизии возникают из фискальной направленности государства, при которой власть в полном объеме и самостоятельно занимается установлением объектов налогообложения, круга своих налогоплательщиков, а также размеров и способов взимания налоговых отчислений. Основными критериями в определении границ налоговой юрисдикции являются:
резидентство, означающее налогообложение всех доходов резидента, независимо от нахождения источников (данный термин можно встретить также под названием «неограниченная налоговая ответственность»). Доходы нерезидентов подлежат налогообложению только в случае, если они получены из источников данной страны;
- территориальность, которая предусматривает налогообложение всех доходов, полученных на территории этой страны, и от всех плательщиков, независимо от их местожительства.
Устранение двойного налогообложения осуществляется в странах по-разному. Так, одни государства строят свои экономические отношения с плательщиками на основе резидентства, другие – используя принцип территориальности.
Зачастую, международное двойное налогообложение бывает связано с особенностями определения субъекта. Особенно, когда в качестве налогоплательщика его принимают одновременно несколько стран. Такое возможно при действии в одном государстве правил резидентства на определенном промежутке времени, когда данный субъект хозяйствования проживает на территории именно этой страны, а в другом – налогообложение осуществляется по факту нахождения постоянного местожительства на его территории.
В устранении такого негативного показателя, как двойное налогообложение, должны быть заинтересованы обе стороны. Так, у налогоплательщика при обложении налогами и сборами в разных странах одного и того же объекта значительно возрастает налоговое бремя. Заинтересованность государства должна проявляться в создании благоприятного налогового климата, привлечении иностранных инвестиций, а также повышении конкурентоспособности.
7. Принципы международного налогового права.Фундамент М.н.п. составляют его принципы:
а) суверенного равенства государств в международных налоговых отношениях:
б) сотрудничества, взаимодействия государств на справедливой и взаимовыгодной основе, что дает возможность разрешать спорные проблемы, касающиеся двойного налогообложения, а также обмениваться информацией в целях борьбы с уклонением от налогов;
в) реципроцитета, означающего взаимное признание прав и корреспондирующих им обязанностей в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в договоре(договорный реципро-цитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов. а также может существовать фактически (фактический реципроцитет): г) добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного налогового права:
д) налоговой недискриминации: включает три взаимосвязанных аспекта. Первый означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, т.е.национального режима. Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в 1-ом, что налогообложение резидентов другой страны в отношении дохода, получаемого ими через постоянное представительство в данном государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран. Третий означает, что каждая страна сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства.
8. Рассмотрение налоговых споров в Европейском Суде.Налоговые споры с государством все чаще становятся предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека («ЕСПЧ» или «Суд»). При этом Суд рассматривает такие споры в контексте статьи 6§1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. («Конвенция»), гарантирующей право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему уголовного обвинения на справедливый суд, и/илистатьи 1 Протокола № 1 к Конвенции («П1(1)»), гарантирующей право на уважение своей собственности. При этом «никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».
Жалобы по статье 6 Конвенциио нарушении права на справедливый суд при рассмотрении национальными судами налоговых споров, как правило, выпадают из сферы применения этой статьи, поскольку такие споры касаются вопросов публичного права, а не спора о«гражданских прав и обязанностях», о которых идет речь в этой статье. Вместе с тем, если налоговый спор касается применения к лицу финансовых санкций, то это может приравниваться с точки зрения практики Суда к «уголовному обвинению», о котором идет речь в статье 6, и тогда данная статья будет применима.
Чтобы налоговое правонарушение считалось «уголовным» для целей статьи 6 Конвенции, Суд рассмотрит три фактора: является ли это оно уголовно наказуемым в праве государства-ответчика, какова его природа (имеет ли санкция целью наказание или компенсацию) и какова степень суровости санкции за правонарушение (т.е. как она сопоставима со штрафами, применяемыми как вид уголовно-правовых санкций в праве государства-ответчика). Эти факторы не обязательно должны быть кумулятивными. Например, не обязательно, чтобы уклонение от уплаты налогов было уголовно наказуемым в правегосударства-ответчика, но если финансовая санкция за него очень строга, то Суд может посчитать ее «уголовной».
В заключение следует отметить, что многие «налоговые» решения ЕСПЧ значительно укрепили права налогоплательщиков разных стран Европы. Поэтому обращение в Суд по налоговым спорам с государством как физических, так и юридических лиц может послужить мощным инструментом в отстаивании своих прав, возникающих в сфере налоговых правоотношений.
9. Международное налоговое право как международно-правовой институт.совокупность международно-правовых, а в широком смысле и национальных норм, регулирующих отношения по налогообложению, в которых присутствует иностранный элемент. Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере: устранение двойного на-логооб/южения и дискриминации налогоплательщиков, предотвращение уклонения от налогообложения, а тж. гармонизация налоговых систем в целях создания единого рынка. В результате развития такого сотрудничества увеличивается количество международных налоговых соглашений, которые позволяют не только достигнуть компромисса при разделе налоговых поступлений и обеспечить защиту экспортерам товаров и капитала, но и установить наиболее благоприятный режим для инвестиций, а в результате - для завоевания новых товарных рынков и получения доступа к ресурсам других государств. Важнейшим источником М.н.п. (как и международного права вообще) является международный договор, если он является добровольным и равноправным волеизъявлением заключивших его государств и не противоречит общепризнанным нормам международного права. В настоящее время в мире заключено более 400 международных налоговых соглашений, целью которых является избежание двойного налогообложения с помощью определения налоговой юрисдикции каждого из договаривающихся государств.
10. Резидентство компаний в международном налоговом праве.Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в данной стране). Поэтому любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер, поскольку охватывают и граждан, и организации других стран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности. Особенно это характерно для стран Западной Европы, на территории которых временно или постоянно проживают миллионы граждан других стран. Некоторые категории этих граждан, будучи резидентами страны своего местопребывания, полностью подпадают под действие общего налогового законодательства этой страны. Налотовый статус других категорий регулируется международными налоговыми соглашениями. Развитые страны практически полностью охвачены сетью двусторонних налоговыхсоглашений, и, учитывая свободу миграции населения, товаров и капитала между ними, роль налоговых соглашений в общем объеме их налоговогозаконодательства очень велика.
Для попадания под юрисдикцию налогового законодательства определенной страны при определении корпорационного налога для юридического лица необходимы два условия. Первое — это осуществление коммерческой деятельности в данной стране (т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли), и второе — наличие юридического лица.
Кроме условий ориентации на извлечение прибыли и наличия юридического лица при обложении корпорационным налогом важное значение имеет определение «привязки» налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства. Этот вопрос решается, как правило, на основе использования двух критериев: резидентства и территориальности.
Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты — только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговаяответственность).
Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории; соответственно, любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.
Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается на национальной принадлежности источника дохода.
Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения исключал бы всякую возможность международного двойного обложения, т.е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух или более странах. Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного обложения путем применения первого или второго критерия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых юрисдикций в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.
До настоящего времени между странами существуют весьма значительные различия в правилах определения резидентства в отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим между странами двусторонним соглашениям, в соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является место расположения «центра фактического руководства».
11 Государство как субъект международного налогового права.По общему определению субъектами международного права являются лица - участники международных отношений, которые в силу правовых предписаний могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. В данном случае это лица, ставшие таковыми в силу норм международного права. Правосубъектность лиц, являющихся субъектами международного права, наряду с возможностью обладать правами и нести обязанности (правоспособность) включает также способность самостоятельно их осуществлять (дееспособность).
Государства – основные субъекты международного налогового права. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно государства создают нормы, которые регулируют международные налоговые отношения и определяют международную правосубъектность иных лиц. Соответственно, правосубъектность последних является производной от государств. В свою очередь международная правосубъектность государств обусловлена самим фактом их существования. Под государством в данном случае понимается страна, обладающая суверенитетом, и обладающая рядом других признаков (наличие постоянного населения, определенной территории, органов управления (правительства) и способность вступать в отношения с другими государствами).
Суверенитет, как важнейший признак государства, означает присущее ему верховенство власти на своей территории и полную независимость в международных отношениях.
Составной частью государственного суверенитета является экономический суверенитет, который предполагает суверенное право государств свободно распоряжаться своим имуществом и ресурсами, осуществлять экономическую деятельность и являться равноправными участниками международных экономических отношений. В свою очередь в рамках экономического суверенитета может быть выделен государственный суверенитет в области налогообложения (фискальный суверенитет).
Суверенитет в области налогообложения (фискальный суверенитет) как составная часть экономического суверенитета государства основывается на его праве устанавливать, вводить и взимать налоги и сборы с физических лиц и организаций в пределах своей территории.