Органы дознания и их общая характеристика.
Дознаниеявляется формой предварительного расследования. Органы дознания - милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы пограничной охраны, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы. Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям относятся - осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале такого дознания прокурор уведомляется немедленно. Это происходит не более 10 дней. Затем дело направляется следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения. Это идет до 1 месяца.
17. Органы предварительного следствия. Полномочия следователя. Полномочия и формы деятельности органов дознания.
Органы предварительного следствия РФ руководствуются в своей деятельности -Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960г. Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст.126 УПК. Там же устанавливается подследственность, т.е определение того, какие категории дел должны рассматриваться следователями различной ведомственной принадлежности: 1. следователи прокуратуры уполномочены рассматривать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека, на порядок исполнения обязанностей по службе на некоторых должностных лиц гос. органов, в т.ч. и правоохранительных органов. 2. следователи федеральной службы безопасности -рассм.наиболее опасные преступления против гос. строя и общественной опасности (бандитизм, измена, шпионаж коррупция). 3. Следователи федеральных органов налоговой полиции-преступления против гос. системы налогообложения. 4. следователи органов внутренних дел -преступления против собственности, общественного порядка и др.
Полномочия- Закон наделяет следователя определенными полномочиями. Он самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (напр. прекращение угол. дела по некоторым основаниям). Следователь обязан выполнять указания прокурора. Но закон предусматривает для следователя при несогласии с указаниями прокурора обращение в вышестоящую прокуратуру с письменным изложением своих возражений. Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер, а именно следователь вправе давать органам дознания письм. указания о производстве оперативно - розыскных действий по конкретному делу, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановлении сл-ля обязательны для исполнения предприятиями, должностными лицами и гражданами. Следователямимогут назначаться граждане РФ, имеющие высш. юр или спец. образование, обладающие профессиональными, моральными качествами и здоровьем для выполнения своих обязанностей. В зависимости от квалификации могут наз. следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам. Но для всех следователей обязательно подчинение единым требованиям законов, Конст. РФ, УПК.
К органам предварительного следствия РФ относятся Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, органы прокуратуры. Среди задач органов предварительного следствия:- быстрое и полное раскрытие преступлений; - своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;- выявление причин и условий, способствовавших преступлениям, и принятие мер к их устранению. Основные правила предварительного следствия- правила производства следствия, описанные в Уголовно-процессуальном кодексе, одинаковы для всех ведомств, его производящих.
- предварительное расследование производится в форме либо предварительного следствия, либо дознания.
- поводом к возбуждению уголовного дела могут быть чье-либо заявление, сообщение в печати, явка с повинной и т.д. - основанием для возбуждения уголовного дела являются фактические данные, указывающие на наличие объекта и объективной стороны преступления. - перед возбуждением уголовного дела, в течение 3-10 дней, проводятся проверочные действия в виде осмотра места происшествия, медицинского освидетельствования, получения объяснений очевидцев, ревизии. - только после возбуждения уголовного дела можно проводить следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. - минимальный срок следствия - 2 месяца, он может быть продлен через вышестоящих прокуроров, максимальный срок следствия не ограничен, за исключением случаев истечения срока давности (кроме случаев сокрытия от следствия или по судам или по делам о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, или по делам о преступлениях против человечества). - само предварительное следствие состоит их неотложных и обычных следственных действий (допросов, очных ставок, опознаний и пр.), процессуальных действий, мер процессуального принуждения, оперативно-розыскных действий, все это оформляется в уголовное дело. - при установлении виновного, он привлекается в качестве обвиняемого, обеспечивается защитником и знакомится с материалами уголовного дела, также с ними знакомится потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. - само предварительное расследование заканчивается либо составлением обвинительного заключения (с обязательным утверждением, соответствующим прокурором), либо постановлением о прекращении уголовного дела (с последующей его проверкой в прокуратуре), либо постановлением о приостановлении следствия (если обвиняемый скрылся), либо постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Дознаниеявляется формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции имеют такое же юр. значение. Помимо выполнения общих с органами предварит. следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.Это деятельность не является дознанием, а от-ся к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами. Органы дознания - милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы пограничной охраны, федеральные органы налоговой полиции, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы. Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям относятся - осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале такого дознания прокурор уведомляется немедленно. Это происходит не более 10 дней. Затем дело направляется следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения. Это идет до 1 месяца. Дознание по подавляющему большинству дел проводит милиция, которая является сост. часть. системы органов МВД РФ.