Надзор прокурора за исполнением законов (предмет и полномочия).
Целью - прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций. общественных и политических движений. Направления прокурорской деятельности подразделяются на отрасли: Надзор за исполнением законов в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, юридическими лицами.
Федеральный закон от 10.02.1999 N 31-ФЗ О прокуратуре,Раздел 3- Прокурорский надзор, глава 1. Надзор за исполнением законов,
Статья 21. Предмет надзора- предметом надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Статья 22. Полномочия прокурора в связи с надзором -требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. По основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Статья 23. Протест прокурора- Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Статья 24. Представление прокурора- представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статья 25. Постановление прокурора- прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Статья 25.1.Предостережение о недопустимости нарушения закона- в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
11. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве предварительного расследования.
Предварительное расследование ( расследование угол. дел) представляет(задачи) собой деятельность особо уполномоченных гос-вом органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых. Выявление и расследование преступлений - виды правоохранительной деятельности. Для выполнения задач органы предварительного расследования наделены законодателем специальными полномочиями, которые перечислены в УПК. Их деятельность состоит в сборе доказательств виновности (невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то, изложив выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица (лиц) и назначает меру наказания. Роль предварительного расследования велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора, вынести справедливую меру наказания. Предварительное расследование подразделяется на две формы 1. дознание и 2. предварительное следствие:между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходства и различия. Они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам угол. преступлений, обязаны возбудить угол. дело в пределах своей компетенции, осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства. Различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия.
1. Дознаниеявляется формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции имеют такое же юр. значение. Органы дознания - милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы пограничной охраны, федеральные органы налоговой полиции, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы. Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям относятся - осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале такого дознания прокурор уведомляется немедленно. Это происходит не более 10 дней. Затем дело направляется следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения. Это идет до 1 месяца. Дознание по подавляющему большинству дел проводит милиция, которая является сост. частью системы органов МВД РФ.
2. Органы предварительного следствия РФ- Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, органы прокуратуры. Среди задач органов предварительного следствия: - быстрое и полное раскрытие преступлений; - своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;- выявление причин и условий, способствовавших преступлениям, и принятие мер к их устранению. Основные правила предварительного следствия., описанные в Уголовно-процессуальном кодексе, одинаковы для всех ведомств, его производящих,- предварительное расследование производится в форме либо предварительного следствия, либо дознания,- поводом к возбуждению уголовного дела - чье-либо заявление, сообщение в печати, явка с повинной и т.д,- основанием для возбуждения уголовного дела являются фактические данные, указывающие на наличие объекта и объективной стороны преступления,- перед возбуждением уголовного дела, в течение 3-10 дней, проводятся проверочные действия в виде осмотра места происшествия, медицинского освидетельствования, получения объяснений очевидцев, ревизии,- только после возбуждения уголовного дела можно проводить следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. Само предварительное следствие состоит их неотложных и обычных следственных действий (допросов, очных ставок, опознаний и пр.), процессуальных действий, мер процессуального принуждения, оперативно-розыскных действий, все это оформляется в уголовное дело и доказываются все обстоятельства виновности или невиновности. - само предварительное расследование заканчивается либо составлением обвинительного заключения (с обязательным утверждением соответствующим прокурором), либо постановлением о прекращении уголовного дела (с последующей его проверкой в прокуратуре), либо постановлением о приостановлении следствия (если обвиняемый скрылся), либо постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.