Правовой статус прокурорских работников рф
Правовой статус прокурорских работников РФ имеет определенные особенности, обусловленные спецификой выполняемых органами прокуратуры РФ функций и задач. Прокурорским работникам как федеральным государственным служащим предъявляются высокие требования, ибо они наделены властными полномочиями.
По своей правовой природе федеральная государственная служба в органах прокуратуры РФ должна относиться к правоохранительной службе. Понятие правоохранительной службы дано в Законе о системе государственной службы в Российской Федерации. Она определяется как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст. 7).
Кроме того, в органах прокуратуры РФ предусматривается, в частности, в системе органов военной прокуратуры, военная служба, т.е. в органах военной прокуратуры прокурорские работники имеют статус военнослужащего и проходят военную службу в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Правовой статус федерального государственного служащего, в том числе и правовой статус прокурорских работников РФ, — институт государственной службы в Российской Федерации. Под правовым статусом понимается установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственного служащего. Элементами правового статуса, закрепленными общими и специальными нормативными правовыми актами, являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, их социально-правовое обеспечение, гарантии, поощрения.
К элементам правового статуса прокурорских работников РФ относятся и требования, которые предъявляются к соответствующим категориям федеральных государственных служащих при назначении их на соответствующие должности в органы прокуратуры РФ. Так, к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры РФ, предъявляются следующие требования:
— гражданство РФ;
— наличие высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию;
— наличие необходимых профессиональных и моральных качеств;
— способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на данное лицо служебные обязанности (п. 1 ст. 40.1 Закона о прокуратуре).
В порядке исключения, на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и окончившие третий курс данного образовательного учреждения.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет; на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет (п. 5 ст. 40.1 Закона о прокуратуре).
На должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ может быть назначено лицо, имеющее опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Гражданам Российской Федерации, которые впервые принимаются на федеральную государственную службу в органы прокуратуры РФ, в целях проверки их соответствия занимаемой должности, может быть установлено испытание на срок до шести месяцев. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, ее текст определен в ст. 40.4 Закона о прокуратуре. Порядок принятия Присяги определяется генеральным прокурором РФ.
Во всех случаях, гражданин не может быть принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры РФ при наличии определенных ограничений. Такими ограничениями являются:
— наличие гражданства иностранного государства;
— признание решением суда гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
— наличие решения суда о лишении его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
— наличие непогашенной или снятой судимости;
— наличие заболевания, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
— состояние в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений (п. 2 ст. 40.1 Закона о прокуратуре).
Наравне с теми требованиями, которые предъявляются к лицам, назначаемым на соответствующие должности в органы прокуратуры РФ, существуют ограничения и запреты, которые исключают его службу в органах прокуратуры РФ. И предусмотрены они ст. 16 и 17 Закона о государственной гражданской службе. Такими ограничениями, которые исключают службу в органах прокуратуры РФ, являются:
— участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством РФ;
— замещение должностей федеральной государственной службы в случаях избрания или назначения на государственную должность прокурорского работника РФ, а также в случае избрания его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
— осуществление предпринимательской деятельности;
— приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход;
— обстоятельства, когда прокурорский работник РФ получал в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
— разглашение или использование в целях, не связанных с федеральной государственной службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством РФ к сведениям конфиденциального характера, или служебной информацией, ставшей известными сотрудниками Следственного комитета РФ в связи с исполнением ими должностных обязанностей;
— публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, ее руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, в том числе и решения прокуратуры РФ, ее руководителей, если это не входит в должностные обязанности прокурорского работника РФ;
— использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
— использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве прокурорского работника РФ, если это не входит в его должностные обязанности;
— создания прокурорским работником РФ в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур;
Для определения соответствующего уровня профессиональной подготовки прокурорского работника, сложности его службы, ответственности и условий выполняемой работы существуют квалификационные требования. Такими квалификационными требованиями в органах прокуратуры РФ являются классные чины.
В системе органов прокуратуры РФ устанавливаются следующие классные чины: младший юрист, юрист 3 класса, юрист 2 класса, юрист 1 класса, младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции, государственный советник юстиции 3 класса, государственный советник юстиции 2 класса, государственный советник юстиции 1 класса, действительный государственный советник юстиции. Данные классные чины не распространяются на прокурорских работников органов военной прокуратуры РФ, которые проходят военную службу в качестве военнослужащего (подробнее см. гл. 19 данного учебника).