Понятие права. Публичное и частное право.

Понятие права. Публичное и частное право.

Право – в субъективном смысле: возможность лица обладать имущественным и неимущественным благом, действовать способом установленной правовой нормы или воздержание совершения действия.

В объективном смысле: система общеобязательных норм определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов.

Структура права – а) публичное право; б) частное право

А) регулирует взаимоотношения государства и граждан

Гос-во

Общество

1) Конституционное

2) Административное

3) Уголовное

4) Процессуальное

5) избирательное

Б) Государство и общество – партнеры

государство ↔ общество

Главная составляющая – гражданское право

2.Понятие права: содержание определения, субъективный/объективный смысл.

Право – в субъективном смысле: возможность лица обладать имущественным и неимущественным благом, действовать способом установленной правовой нормы или воздержание совершения действия.

В объективном смысле: система общеобязательных норм определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов.

Структура права. Какое отношение имеет деятельность СМИ, журналистов к таким областям права, как конституционное, уголовное, трудовое, избирательное и др.?

Структура права – а) публичное право; б) частное право

А) регулирует взаимоотношения государства и граждан

Гос-во

Общество

1) Конституционное

2) Административное

3) Уголовное

4) Процессуальное

5) избирательное

Б) Государство и общество – партнеры

государство ↔ общество

Главная составляющая – гражданское право

В конституционном праве записаны основные права и свободы граждан, в том числе право на получение и распространение информации, что имеет непосредственное отношение к журналистам. В уголовном правезафиксированы преступления, направленные на воспрепятствование деятельности журналистов, и предусмотрено наказание за них. В гражданском праве говорится о специфике распространения сведений, ущемляющих честь и достоинство. В трудовом праве также существуют нормы, касающиеся журналистов. Избирательное праворегламентирует такое направление деятельности СМИ, как участие журналистов в предвыборной кампании и в кампании по проведению референдума. Следовательно, существует возможность объединения всех этих и других норм в особую отрасль права – права средств массовой информации, или массово-информационного права.

В Конституции РФ и международных договорах содержится ряд условий, соблюдение которых необходимо для введения законодательных ограничений свободы массовой информации. Какие это условия, в каких международных источниках права они упоминаются?

Согласно 2й резолюции любое вмешательство со стороны органов власти должно:

1) фигурировать в полном исчерпывающем списке п.2.ст. 10 ЕКПЧ

2) быть необходимым в демократическом общ-ве

3)быть предусмотренным законом и ясно точно сформулированным

4)интерпретироваться узко

быть пропорциональным цели, преследуемой таким ограничением

ЕКПЧ ст.10; Конституция РФ ст. 29

Ст.29. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Ст.10. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

При каких условиях журналист имеет право распространять материалы, подготовленные с использованием скрытой записи? Не является ли это нарушением прав и свобод человека, закрепленных в главе 2 Конституции РФ?

Согласно 50 статье ФЗ О СМИ распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

21.«Информирование избирателей» средствами массовой информации. Что подразумевает под этим понятием новый ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ»? Назовите предусмотренные Законом обязательные ограничения для электронных и печатных СМИ. (Сошлитесь на норму Закона).

Большинство произведений, создаваемых журналистами в рамках служебных обязанностей или по заданию работодателя(редакции), относятся к так называемым «служебным произведениям». Как авторское право распространяется на служебные произведения?

Служебное произведение - произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (исходя из смысла ст. 14 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"). При этом исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Статья 14. Авторское право на служебные произведения

1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

4. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

28.Честь, достоинство, деловая репутация: содержание понятий.

Честь - это социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения. Достоинство - это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств. Таким образом, честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации.

Деловая репутация - это сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации).

Основные понятия ФЗ «О рекламе»: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители рекламы, объект рекламирования, спонсор, социальная реклама и др. - дать определение. (ФЗ №38 от 13.03.2006 г.)

Общие положения Закона «О рекламе».

Защита частной жизни в США.

52.Согласие на распространение сведений

Вопрос о том, что понимать под согласием на распространение сведений о личной жизни человека, имеет ключевое значение для избежания ответственности за нарушение тайны личной жизни. Согласие, особенно в случае открытой съёмки в общественном месте, может быть выражено в молчаливой форме. Если человек, который видит, что работниками СМИ ведётся съёмка, прямо не высказывает им своих возражений против демонстрации кадров, на которых он оказался запёчатлён, то это следует понимать как его согласие. В противном случае норма закона не позволяла бы показывать большинство снятых не в студии телесюжетов и фотографий: уличного движения, народных гуляний, митингов и т.п.

В связи с этим полезно рассмотреть иск, предъявленный в 1997 году редакции газеты «Центр Азии» (г. Кызыл). Во время тувинского конкурса красоты аккредитованный при нём фотокорреспондент газеты «Центр Азии» запечатлел одну из его участниц, К., в кулуарах. В перерыве между этапами конкурса К. сидела на подоконнике у лестницы в театре, где проходили состязания, и курила. По итогам конкурса именно эта девушка завоевала титул «Мисс Скромность». Впоследствии газета опубликовала фоторепортаж, в котором среди прочих снимков поместила фотографию К. с номером конкурсантки на руке и сигаретой во рту, подпись гласила: «Очаровательной Мисс Скромность тоже нужен перекур».

Девушка обратилась в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства и взыскании морального вреда в размере 10 млн. (неденоминированных) рублей к редакции «Центра Азии». Кроме того, она потребовала опровержения якобы порочащих её сведений. Обладательница титула «Мисс Скромность» посчитала, что, поместив на странице газеты подобный снимок, редакция нарушила её личные неимущественные права, а именно право на неприкосновенность частной жизни, закреплённое в статье 150 ГК РФ.

Обосновывая свои требования, К. указала в заявлении, что снимок в газете был помещен без её разрешения. «Мисс Скромность», как выяснилось в ходе судебного разбирательства, скрывала от своих близких и знакомых факт курения, так как в семье это не поощрялось. Суды первой и второй инстанции исковые требования К. удовлетворили частично, обязав редакцию газеты «Центр Азии» опубликовать в течение месяца извинения (!) и выплатить истице в качестве компенсации морального вреда 1 тыс. деноминированных) рублей.

Вставшие на сторону газеты юристы московского Фонда защиты гласности предложили следующие разъяснения, направленные на защиту от необоснованно предъявленного иска. Само требование истицы об опровержении запёчатлённого на фотографии факта курения «Мисс Скромности» является абсурдным, поскольку из-за очевидности (фотография) его невозможно отрицать, а тем более опровергнуть.

Рассматривая вопрос о том, представляет ли эта фотография сведения о частной жизни конкурсантки и требуется ли получение разрешения на распространение подобного снимка, следует исходить из того, что по общему правилу нахождение человека в общественном месте, свободном для доступа других лиц, не может быть отнесено к сфере его частной жизни. Следовательно, никаких разрешений в этом случае на съёмку не требуется. Конкурс красоты сам по себе является публичной акцией, призванной привлечь внимание, прежде всего к его участницам. Их поведение вызывает большой общественный интерес не только в момент проведения конкурса, но и в перерывах между турами. Девушки, участвующие в подобных мероприятиях, знают об этом, более того, они поощряют подобный интерес прессы к себе, позируя для снимков в средствах массовой информации.

Кроме того, в суд была представлена отснятая на конкурсе плёнка, которая доказывала, что фотокорреспондент снимал девушку два раза за некий отрезок времени, в течение которого она могла бы воспрепятствовать производству съёмки, например, отвернувшись. Опубликованная же в газете фотография была отпечатком со второго по очередности производства съёмки негатива.

Поэтому, утверждали представители ответчика, в данной ситуации фотография, сделанная в перерыве между этапами конкурса, не является распространением в СМИ сведений о частной жизни конкурсантки.

Суд обязал редакцию газеты «Центр Азии» помимо взыскания денежной компенсации за моральный вред принести публичное извинение К. Напомним (см. гл. XI), что принесение редакцией публичного извинения не предусмотрено нормами российского законодательства, в которых закреплен лишь порядок опровержения сведений, унижающих честь и достоинство граждан.

Верховный суд Республики Тыва, вынося постановление об отказе К. в её иске к редакции газеты «Центр Азии», руководствовался приведёнными выше положениями

Понятие права. Публичное и частное право.

Право – в субъективном смысле: возможность лица обладать имущественным и неимущественным благом, действовать способом установленной правовой нормы или воздержание совершения действия.

В объективном смысле: система общеобязательных норм определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов.

Структура права – а) публичное право; б) частное право

А) регулирует взаимоотношения государства и граждан

Гос-во

Общество

1) Конституционное

2) Административное

3) Уголовное

4) Процессуальное

5) избирательное

Б) Государство и общество – партнеры

государство ↔ общество

Главная составляющая – гражданское право

2.Понятие права: содержание определения, субъективный/объективный смысл.

Право – в субъективном смысле: возможность лица обладать имущественным и неимущественным благом, действовать способом установленной правовой нормы или воздержание совершения действия.

В объективном смысле: система общеобязательных норм определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов.

Наши рекомендации