Подбор персонала, его прием на работу и оценка в процессе деятельности
Процесс подбора и приема персонала на работу в «Автогриль рус» можно подразделить на несколько этапов.
Изначально все вакансии «Автогриль рус» вывешиваются отделом персонала на доске объявлений. Внутреннее заполнение вакансий является более предпочтительным, при этом работник может предлагать свою кандидатуру на любые вакансии, соблюдая порядок действий, указанный в объявлении о наличии вакансий. Для подачи внутреннего заявления работнику необходимо проинформировать своего непосредственного руководителя.
В случае соответствия кандидатуры работника заявленным требованиям работника могут пригласить для прохождения собеседования. В ходе этого собеседования уже более детально обсуждаются основания для подачи заявления на вакантную должность и обязанности, связанные с этой должностью. В зависимости от результата собеседования может быть проведено последующее интервью, возможно с другим менеджером, или процедура может быть прекращена. Кандидат обязательно информируется о результатах. Достигнутые договоренности записываются в виде договора, который подписывается обеими сторонами.
Далее всем работникам, устраивающимся на работу в «Автогриль рус», необходимо достоверно и полно заполнять бланки заявления о приеме на работу. Предоставление заведомо ложной информации, а также подложных документов при заключении трудового договора может стать основанием для расторжения трудового договора с работником.
Основными требованиями к работникам являются:
· профессиональная пригодность к выбранной должности;
· успешное прохождение тестов, если необходимо (включая тесты по иностранному языку);
· положительные рекомендации с предыдущих мест работы, учебы;
· надлежащим образом оформленные медицинские документы, подтверждающие допуск к работе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прием на работу в ООО «Автогриль рус» производится на основании заключенного трудового договора. Прием на работу производится при предоставлении работником определенных документов, к числу которых, например, относятся паспорт, трудовая книжка, документы об образовании и т.д.
Работник обязан заполнить все документы для приема на работу (заявление о приеме на работу, личная карточка, трудовой договор). На основании заключенного трудового договора отдел персонала издает приказ о приеме на работу. Приказ объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.
Следует отдельно отметить, что «Автогриль рус» предоставляет равные возможности при приеме на работу. Компания гарантирует равные возможности при приеме на работу для всех кандидатов. Недопустимой считается дискриминация по расовой принадлежности, цвету кожи, вероисповедованию, религии, возрасту, полу, сексуальной ориентации, национальной принадлежности или нарушения здоровья.
Относительно трудового договора можно сказать, что он определяет основные права и обязанности работника и работодателя, составляется в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
При заключении трудового договора с работником может назначаться испытание сроком не более 3-х месяцев с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. В период испытания на работника распространяются положения Трудового Кодекса Российской Федерации, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов работодателя. Профессионализм, добросовестное исполнение трудовых обязанностей, соблюдение трудовой дисциплины, вежливое и уважительное отношение к клиентам и коллегам по работе, эффективная работа с соблюдением правил безопасности, пунктуальность, аккуратность на рабочем месте – основные аспекты, на которые обращает внимание непосредственный руководитель в период прохождения испытания работником. По окончании испытательного срока непосредственный руководитель обсуждает с работником результаты работы за этот период и передает в отдел персонала справку о прохождении испытательного срока работником не позднее, чем за неделю до окончания испытательного срока.
Все изменения и дополнения к трудовом договору оформляются дополнительным соглашением, действительным при наличии подписей работника и работодателя. Дополнительное соглашение составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Адаптация является начальным этапом, на котором происходит работа с личностью как с ресурсом компании[3]. В связи с этим очень важно эффективно организовать данный процесс, так как он влияет не только на результативность трудовой деятельности нового сотрудника, но и на достижение целей компании в целом. В компании ООО «Автогриль рус» разработана программа адаптации новых сотрудников. Она предназначена для введения единой процедуры адаптации всех новых работников ООО «Автогриль рус». Правила данной программы регулируют весь спектр мероприятий, направленных на максимально быстрое введение в должность, ознакомление со структурой и правилами работы компании, минимизацию количества возможных ошибок, связанных с включением в работу нового работника.
Временными рамками программы адаптации нового сотрудника являются: первый рабочий день в Компании после оформления документов для приема на работу и момент успешного окончания испытательного срока.
Программу адаптации должны знать и использовать в своей работе сотрудники отдела персонала, непосредственный руководитель нового сотрудника. Программа включает в себя: обучение и работу в течение испытательного срока.
При поступлении нового сотрудника на работу, работодатель проводит обязательное обучение работника, проводит вводные инструктажи по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности, действиям персонала в чрезвычайных ситуациях, производственной санитарии, авиационной безопасности, пропускному и внутриобъектовому режиму в аэропорту, а также знакомит работника со всеми локальными нормативными актами работодателя. Принятый работник проходит 2-х недельную стажировку на рабочем месте, в течение которых ему назначается наставник из числа опытных работников.
В течение работы работнику будут предложены многочисленные корпоративные тренинги и программы обучения, которые являются обязательными для каждого работника.
В рамках обучения работнику предоставляется следующая информация (эту часть организовывает и проводит сотрудник отдела персонала в течение первого месяца испытательного срока):
- история компании, структура компании. Специфика взаимоотношений компании и нового сотрудника – порядок прохождения испытательного срока, порядок приема и увольнения, отпуск, больничные листы:
- правила внутреннего трудового распорядка компании;
- требования по авиационной безопасности;
- основные документы, регламентирующие ежедневное функционирование компании.
В рамках стажировки на рабочем месте работнику предоставляется следующая информация (эту часть организовывает и проводит директор ресторана в течение испытательного срока):
- структура и задачи подразделения, в котором находится новый сотрудник;
- должностные обязанности сотрудника;
- знакомство со спецификой работы «смежных» подразделений, задействованных в решении повседневных рабочих задач сотрудника;
- план стажировки на рабочем месте;
- расписание корпоративных тренингов, которые необходимо посетить сотруднику;
В течение всего испытательного срока директор ресторана регулярно получает обратную связь от работника о результатах обучения, отвечает на вопросы новичка и выявляет его области развития. Результаты фиксируются в Контрольном листе оценки адаптации, который сдается в отдел персонала после прохождения испытательного срока (см. Приложение 1).
Как справедливо отмечает А.В. Дейнека: «В системе управления персоналом особое значение придается оценке результативности труда»[4].
В ООО «Автогриль рус» регулярно проводятся собеседования на тему оценки произведенной работы. Такое собеседование проводится на основании стандартной формы, которая передается руководителям отделом персонала (Приложение). В ходе такой оценки также записываются договоренности, достигнутые в течение собеседований. Работник подписывает заполненную стандартную форму. Руководитель постоянно оценивает работу Работника, озвучивает замечания и комментарии относительно его успехов. Также он может выдвигать предложения в отношении улучшения работы, такие как дальнейшее обучение и т.п.
Кроме того для контроля качества обслуживания работодатель вправе осуществлять внутренний и внешний контроль. В соответствии с этим, среди обслуживаемых клиентов, могут оказаться так называемые «тайные гости», которые на основании проведенного исследования составляют отчет о качестве обслуживания. Результаты подобных исследований обсуждаются с работниками с соответствующей записью данных результатов в личные дела.