Современное состояние уголовно-правовой политики России. Неотвратимость ответственности за преступления по современному уголовному и уголовно-процессуальному праву России
Обеспечение надежной охраны общества от преступных посягательств является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед Российским государством. Неблагоприятные тенденции в развитии преступности диктуют необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы.
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации представляет собой систему официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства.
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации является политико-правовым документом, утверждаемым на определенный срок.
На первом этапе (2012-2015 годы) необходимо создать организационные, информационные и научно-методические предпосылки для модернизации уголовного законодательства Российской Федерации и практики его применения.
На втором этапе (2016-2018 годы) следует определить основные направления совершенствования уголовного законодательства и подготовить проект новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями Концепции, уголовно-правовая политика Российской Федерации выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание.
Целями уголовно-правовой политики Российской Федерации являются:
- обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от угроз, связанных с преступностью;
- минимизация уровня социальной напряженности в обществе на основе оптимального и справедливого урегулирования конфликта, вызванного преступлением;
- содействие достижению социального благополучия и комфорта на основе реализации идей социальной реабилитации и социальной реинтеграции лиц, вовлечённых в конфликт, вызванный преступлением.
Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач уголовно-правовой политики, которые на современном этапе общественного развития состоят в том, чтобы:
- с учётом требований правовой определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным;
- обеспечить адекватность уголовного законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в развитии преступности;
- добиться полного соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности;
- развивать основу и механизмы гармонизации и унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества Российской Федерации с иными государствами;
- обеспечить надежные гарантии незыблемости права государства на применение мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступления, и гарантировать безопасность уголовно-правового суверенитета государства от внешних и внутренних угроз;
- гарантировать права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для максимально полной реализации прав человека на доступ к правосудию, справедливый суд и компенсацию причиненного преступлением вреда;
- модернизировать систему уголовно-правовых последствий совершения преступлений с учетом необходимости одновременного решения карательных, восстановительных, социально-реинтеграционных и превентивных задач;
- достичь качественного улучшения реального состояния преступности, в том числе снижения объема и уровня общественной опасности отдельных ее видов: террористической, рецидивной, организованной, насильственной, корыстной, преступности несовершеннолетних.
Основные направления уголовно-правовой политики Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу состоят в том, чтобы обеспечить соответствие уголовного законодательства Российской Федерации и практики его применения международным и конституционным стандартам прав человека и безопасности, оптимизировать и привести в соответствие с криминологической ситуацией систему принципов, приоритетов и содержание Уголовного кодекса Российской Федерации, повысить эффективность механизма уголовно-правового регулирования.
В целях обеспечения баланса между стабильностью и динамикой уголовного законодательства необходимо:
- перейти к программно-целевым методам работы по изменению уголовного законодательства на основе утверждаемой Президентом Российской Федерации Концепции совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации; обеспечить приоритетную корректировку уголовного законодательства в направлениях, установленных настоящей Концепцией;
- разработать и принять Закон Российской Федерации «О нормативно-правовых актах Российской Федерации», предусмотреть в нем специальные требования к обоснованию необходимости принятия законов о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, включающие изложение научно обоснованных положений о социальной и криминологической обусловленности предлагаемых изменений, прогнозируемых последствиях принятия закона и его результатах;
- внедрить в практику законодательной деятельности обязательное проведение правовой, криминологической, антикоррупционной, лингвистической экспертизы законопроектов о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации;
- разработать и внедрить методики повышения качества юридической техники Уголовного кодекса Российской Федерации.
Все вышеперечисленное должно:
- стимулировать создание современной, отвечающей актуальным криминальным угрозам, теоретико-прикладной концепции уголовного законодательства, создающей основу для его дальнейшего развития в условиях модернизации государства и общества;
- гарантировать планомерное качественное реформирование уголовного законодательства и практики его применения, приведение их в соответствие с международными и конституционно-правовыми стандартами безопасности и прав человека;
- обеспечить наличие организационной, информационной, нормативной и научно-методической инфраструктуры уголовно-правовой политики Российской Федерации.
Таким образом, уголовно-правовая политика – один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного права.
Одним из принципов уголовной политики является неотвратимость ответственности.
Принцип неотвратимости ответственности – это принцип - идеал, руководящий ориентир, которого должна придерживаться правоприменительная деятельность, направленная на борьбу с преступностью. Идеал этот никогда в полном объеме не будет достигнут, но к нему надо стремиться.
Средствами обеспечения неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступлений, закрепленными непосредственно в УПК РФ, являются:
а) уголовно-процессуальные нормы, на основе которых строится вся уголовно-процессуальная деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
б) определение в ст. 6 УПК РФ назначения уголовного судопроизводства сегодняшней России;
в) уголовно-процессуальные принципы;
г) уголовно-процессуальные гарантии реализации прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства;
д) уголовно-процессуальные институты, специально нацеленные на пресечение возможности уклонения от уголовной ответственности за совершенное преступление;
е) институты прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля в части принятия необходимых для обеспечения неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступлений мер и осуществления соответствующих уголовно-процессуальных действий.