Преступление и наказание по Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 г.
Под преступлением понимается не только нанесение материального или морального вреда. На первый план выдвигается защита существовавшего социального и правового порядка. Преступление- это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Усиление центральной власти обусловило развитие норм внесудебной расправы. Практика выработала такую форму судебного процесса как облихование. Если подозреваемого обвинили в том, что он ведомо лихой человек, этого было достаточно для применения к нему пытки.
Обвинение выносили 15-20 человек. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. К особо опасным делам относились разбой, грабеж, убийство, особые татьбы. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой вид преступления как фальшивомонетничество.
В группе преступлений против личности выделяют квалифицированные виды убийства, оскорбление действием или словом.
В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе.
Система наказаний по Судебникам усложняется, формируются новые цели наказания, основными становятся устрашение и изоляция преступника. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилование со стороны государя.
Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенный вид- битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начинали вводиться в период судебников.
В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид, имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестия. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего. 2.Контрреформы 80-90-х гг. 19 в. в Росиии.
Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—80-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам.
После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное “Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия“, закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.
Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено "положение чрезвычайной охраны", и оно могло быть распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.
Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным"(отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда)
В 1889 г. вступает в действие "Положение о земских участковых начальниках", разрушившее идею о раздельности судебной и административной властей. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем вплоть до 1913 г. они исчезают вовсе.
В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов.
В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина.(сословный принцип)
Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.
Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение ими телесных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.
Апелляция -уездные съезды, кассация — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.
органы местного самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.
Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.
По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — земских начальников. Губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание.
Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".
В 1892 г, было принято новое "Городовое положение". Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества).
Билет 22.
1. Уголовное право по Соборному Уложению 1649.
2. 2ой Всероссийский съезд Советов и его решения.
1.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.Субъекты преступления. «Лихое дело». Субъектами преступления м.б. как отдельные лица, так и группа лиц: главные и второстепенные (соучастн). Соучастие: физическое и интеллектуальное. В этой связи субъектом стал признаваться даже раб, совершавший преступление по указанию своего господина.Субъективная и объективная стороны преступления. Субъективная сторона обусловл. степенью вины. Прест-я: умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожные действия наказание такое ж как и за умышл.сразмер вреда, статус объекта) обстоят-ва.стадии преступного деяния: умысел, покушение на преступление и совершение преступления.рецидив (совпадающее в Уложении с понятием «лихой человек») и крайняя необходимость, кот. явл. ненаказуемой.Объекты и система преступлений по Уложению. Система преступлений по СУ:
• преступления против Церкви (богохульство, совращ-е православного в др. веру, прерывание литургии);
• гос. прест-я. Ответственность несли не только совершившие прест-я, но и их близкие;
• преступления против порядка упр-я, злостная неявка
ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление
фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение ;
• преступления против благочиния (притоны, укрывательство...);
• должностные преступления (лихоимство, неправосудие, подлоги по службе, воинские прест-я);
• преступления против личности (убийство: простое и квалифицированное, нанесение увечья, побои, оскорбление чести, не наказвалось убийство вора или изменника на месте прест-я);
• имущественные преступления (татьба: простая и квалифицированная, разбой и грабёж: обыкновенный и квалифицир., поджог, насильств. завлад-е чужим имущ-вом, его порча);
• преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ их содержать, свордничество, блуд жены, половая связь господина с рабой).
Система наказаний. Цели наказ-я по СУ - устрашение и возмездие, изоляция преступника от общества.
Призн. сист. наказ-й:
• индивидуализация наказания;
• сословный характер наказания;
• неопределенность в установлении наказания. Этот признакбыл связан с целью наказания - устрашением.
принцип множественности наказаний (за 1 прест. – любое наказ-е). Виды наказаний. В СУ смертн. казнь предусм. почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь: квалифицированная (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простая (отсечение головы, повешение).
Членовредителъные наказания: отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей («означивание» преступника).
болезненные наказ-я: сечение кнутом илибатогами в публ. месте (на торгу).
Тюремное заключение: от 3 дней до 4 лет или на неопр. срок. Ссылка.
К привиелигир. сосл.: лишение чести и прав (полн. выдача головой до объявления в «опалы»). Частичн. объявл-е вне закона.
Имущественные санкции (гл. X СУ в 74 случаях уст. градацию штрафов «за бесчестье» в зав. от соц. полож-я потерпевшего). Высш. санкция - полная конфискация имущ-ва преступника.
Церковные наказания (покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.).
2. 2 съезд советов.
Вечером 25 октября 1917 открылся 2 Всероссийский съезд советов. Меньшевики и левые эсеры осудили действия большевиков и покинули съезд. Декрет о мире, содержащий призыв к воюющим странам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. Декрет о земле. Он учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе решения аграрного вопроса. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков и крупных собственников. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Запрещались применение наемного труда и аренда земли. Вводилось уравнительное землепользование. На съезде было создано однопартийное большевистское правительство – Совет народных комиссаров* Обращения «К гражданам России»,«Рабочим, солдатам и крестьянам»говор. О переходе власти к ВРК(военревком) и Съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, на местах-местн.Советам.Пост.об образ.в армии ревкомов.Съезд избрал новый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета. В него вошли большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались от участия в работе ВЦИК. Председателем ВЦИК стал Л.Б. Каменев. Съезд подтвердил намерение провести выборы в учредительное собрание.Зап.державы не признали новое правительство России.* В Совнарком вошли крупные деятели большевистской партии: А.И. Рыков – нарком внутренних дел, Л.Д. Троцкий - нарком иностранных дел, А. В. Луначарский – нарком просвещения, И. В. Сталин – нарком по делам национальностей….Возглавил первое советское правительство Сталин.Ноя’17ДекрВЦИКиСНКоб унич.сослов.и гр.чинов.Декр СНК об отделении Церкви от государства.
Билет 23.
- Суд и процесс по Соборному Уложению 1649.
- Конституция РСФСР 1918 года
1.Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
Глава 10 подробно описывает разл. процедуры «суда», процесс распадался на собственно суд и «вершение», т.е. вынесение приговора.
«Суд» начинался с «вчитания», подачи челобитной жалобы. Затем происх. вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей. Мог 2 раза пропустить слушание, после 3ей неявки – проигрыш дела. Выигравшей стороне выдавалась соот. грамота.
Док-ва: свид. показ-я (не < 10 свид.), письм. док-ва (наиб. доверительными были официально заверенные док.), крестное целование (при спорах на сумму не > 1 рэ), жребий.
Процессуальн. мероприятиями, напр. на получение до-к, были «общий» (допрос нас-я осущ. по поводу факта соверш-я прест-я) и «повальный» (по поводу конкр. лица, подозреваемого в прест.) обыски.
Особыми видами свид. показ-й были «ссылка из виноватых» (ссылка обвиняемого или ответчика на свидетеля, показ-я кот. должны абсолютно совпасть в показ-ями ссылающегося, при несовпадении дело проигрывалось; подобных ссылок м.б. несколько) и «общая ссылка» (обращение обеих спорящих сторон к одному и тому же свидетелю или неск. свид.; их показ-я становились решающими).
Судоговорение в состязат. процессе было устн., но протоколировалось в «суд. списке». Каждая стадия оформлялась особой грамотой.
Розыск или «сыск» применялся по наиб. серьёзным уг. делам. Особое место и внимание отводилось прест-ям, о кот. было завлено: «слово и дело государево».
Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружением факта прест-я («поличного») или с обычного наговора, неподтверждён. фактами обвинения («язычная молва»). После этого в дело вступали гос. органы.
Потерпевший подавал «явку» (заявление), и пристав с понятыми отправлялся на место происшествия для проведения дознания. Процессуальным действием был «обыск», т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей.
В гл. 21 впервые регламентируется такая процессуальн. процедура, как пытка. Основанием для её применен. могли послужить рез-ты «обыска», когда свид. показ-я разделились. В случае, когда рез-ты «обыска» были благоприятными для подозреваемого, он м.б. взят на поруки, т.е. освобождён под отв-ть (личн. и имущ.) его поручителей.
Применение пытки регламентировалось. М.б. применять не > 3 раз с перерывами. Показ-я, данные на пытке («оговор»), должны были быть проверены посредством др. процессуальн. мер (допроса, присяги…). Показания пытаемого протоколировались
2. Конституция РСФСР 1918 г.Разработка и принятие Конституции.
Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 г.)
Второй этап начинается с принятием на Третьем съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.).
Третий Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.
Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и от ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов.
Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:
1. О федеративном устройстве государства.
2. О системе Советов.
3. О Совете народных комиссаров.
4. О социально-экономических преобразованиях.
Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июне 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены существенные изменения в избирательное право.
10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
П. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.
В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики.
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.
Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституцию, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.
Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы.
Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Конституция подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.
Билет 24.
- Преступление и наказания по Судебнику 1550 г.
- Учредительное собрание в России (1917-1918). Созыв и причины роспуска.
1.преступление и наказание по Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 г.
Под преступлением понимается не только нанесение материального или морального вреда. На первый план выдвигается защита существовавшего социального и правового порядка. Преступление- это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Усиление центральной власти обусловило развитие норм внесудебной расправы. Практика выработала такую форму судебного процесса как облихование. Если подозреваемого обвинили в том, что он ведомо лихой человек, этого было достаточно для применения к нему пытки.
Обвинение выносили 15-20 человек. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. К особо опасным делам относились разбой, грабеж, убийство, особые татьбы. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой вид преступления как фальшивомонетничество.
В группе преступлений против личности выделяют квалифицированные виды убийства, оскорбление действием или словом.
В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе.
Система наказаний по Судебникам усложняется, формируются новые цели наказания, основными становятся устрашение и изоляция преступника. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилование со стороны государя.
Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенный вид- битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начинали вводиться в период судебников.
В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид, имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестия. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего
2. Учредительное собрание в России…
Созыв Учредительного Собрания задержал двухмесячные переговоры с Петроградским Советом о составе Особого Совещания по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного Собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсрочки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти Советов в массах не способствовали авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного Собрания.
Для проведения выборов в Учредительное собрание, учитывая размеры территории и численность населения России, требовался не один месяц. Поэтому в стране образовался известный вакуум верховной власти, с одной стороны, и возникли претендующие на ее прерогативы различные исполнительные ораны – с другой. К концу сентября б.рараб и прн. Плодение о выборах в УчСобр. Выборы были назначены на 12ноябряЧем дальше отсрочивались выборы в Учредительное собрание, тем ожесточеннее становилось противоборство между исполкомами Советов депутатов трудящихся и органами Временного правительства, сформированного на основе соглашений между партиями кадетов, эсеров и меньшевиков. Отсюда – не просто «двоевластие», а паралич центральной исполнительной власти, который усиливал экономический и политический хаос в стране и массовое недовольство всех слоев обществаУЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России, представительское учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. Выборы проходили с 12(25) ноября 1917 до начала 1918. За эсеров проголосовало ок. 59% избирателей, за большевиков - 25%, за кадетов - 5%, за меньшевиков - ок. 3%, избрано 715 чел. Заседание состоялось 5(18) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде, явилось 410 депутатов. Преобладали эсеры-центристы; большевиков и левых эсеров - 155 человек (38,5%). Председателем Учредительного собравния был избран правый эсер В. М. Чернов. Большевики выступали за республику советови против парламентарной Р.в конце ногября Совнарком реш отлож созыв Уч.собр. на неопр срок.=>Созд-ся Союз защитыУЧ.СОБР.(петросовет, профоюсы, соц партии(кр больш и эсеров).кадетская и либеральныя партии объявл врагами народа.12дек Ленин-«Тезисы об УЧ.Собр»»контррев обстановка в стране=>УС не м выразить интересы народа. 3 янв 1918 Декрет ВЦИКо признан. Конррев попытокок присвоитьсебе ф-ии гос вл.СНК им пр подавлять такие попытки любыми средствами.5 янв 1918г УС Отказалось принять ультимативное требование большевиков о признании декретов съездов Советов и Декларации прав трудящегося и эсплуатируемого народа»красногвардейск караул закрыл засед в 5-м часу утра 6(19) января. В ночь с 6 на 7(20) января Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет(ВЦИК)принял декрет о роспуске Учредительного собрания, что способствовало обострению гражданского противостояния в стране.
Билет 25.
- Золотая орда как военно-феодальная монархия.
- Аграрная реформа 1906. Деятельность П.А, Столыпина.
1.Золотая Орда как военно-феодальная монархия.
В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государственное образование, получившее название Золотой Орды и просуществовавшее в непосредственной близости от русских княжеств до конца XIV в. Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры.Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от тьма ― 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.
Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья: Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии — курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства — визирь.
Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.
После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского "ярлыка". Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую, и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.
В Московском государстве были восприняты некоторые черты Административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.
Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая в основном нормы уголовного права, нормы обычного права и, позже, нормы шариата. Вещное и обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т.е. приоритет младшего сына при наследовании). Смертная казнь назначалась за разные виды преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспускание в костер и т.д. В судебном процессе, кроме свидетельских показаний и клятвы, применялась пытка: использовался принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С усилением исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана.
В силу внутренних (борьба за власть) и внешних причин (поражение в Куликовской битве 1380 г.) Золотая Орда распадается в XV в. На всей бывшей империи Чингисхана образуется ряд государственных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства, которые часто оказываются во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским государством.
2. 35. Аграрная реформа.
Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Ее проведение совпало с началом революции: 5 апреля 1905 г. был принят указ "О даровании населению облегчений по уплате продовольственного по обсеменению полей долгов". На его основе было проведено освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г. и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.
В мае 1905 г. издается указ "Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия". В компетенцию Комитета входили общее руководство земельными делами и земельным кредитом, отчеты земельных банков. В его состав входили министры двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.
В ноябре 1905 г. был принят "Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения", уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г., вовсе их отменивший.
Тогда же принимается "Указ об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян"и "Указ об облегчении задачи Крестьянского Поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян", вводивший кредитование с разрешения Министерства финансов и погашение задолженностей крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.
Наконец, в августе 1906 г. издается еще один указ, подготавливавший радикальную аграрную реформу, "О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования".На его основе крестьянам отчуждались "оброчные статьи" по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.
В сентябре 1906 г. указом "О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков"начинается переселенческая политика правительства. В переселенческий фонд включались: свободные земли, "оброчные статьи", земельные излишки, оставшиеся у Кабинета, после поселения старожилов.
В октябре 1906 г. принимается указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий". Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением "инородцев").
Крестьяне освобождались от "увольнительных приговоров" для поступления на службу или на учебу.
Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, при окончании курса учебного заведения, получении ученой степени, производстве в чин, приобретении ими высших прав состояния.
Местожительство могло свободно выбираться крестьянами. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту приписки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности — полицейскими органами.
Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам).
Расширялись имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.
Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.
Отменялось подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съездом по представлению земского начальника лишь при их противоречии закону.
"Столыпинский" указ "О дополнении некоторых постановлений действующего закона. касающегося крестьянского землевладения и землепользования"был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободный порядок выхода из общины и закреплялись наделы в собственность в любое время.
За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян.
Финансирование реформы обеспечивал указ "О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель", принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли (введенный в 1893 г.). Залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных наделов, а также товарищества крестьян.
Банк выдавал целевые ссуды: для уплаты за наделы, при поку