Принятие христианства на Руси. Церковная организация и юрисдикция.
Причины принятия:
- язычество как система взглядов устарела
- новые общественные отношения требовали принятия такой религии, которая бы объединяла общество, укрепляла гос-во, освещала власть князя, могла бы объяснить новые соц. отношения.
Обязательно в основе должно лежать единобожие.
В 980 Владимир I первая реформа на основе язычества. Выделяются 6 главных Богово главе с Перуном, но не судьба…
Он выбирает из:
- западноевропейского Христианства
- Византийского Христианства
- Ислама
- Иудаизма
Но всё было предопределено предшествующими столетиями:
1) первый креститель – Андрей Первозванный
2) сведения о проникновении на Русь христ. Относятся к первому веку (киевский князь Аскольд принял христианство в Византии)
3) его принимали дружинники, купцы, жившие в Византии
4) сущ-ала церковь Святого Ильи
5) приняла Княгиня Ольга и т.д.
Соответствовало интересам властей:
1) христианство было подчинено в лице его служителей интересам гос-ва
2) церковь – мощный землевладелец.
3) Владимир хотел жениться на византийской принцессе Анне, сестре императора.
Особенности принятия христианства:
- Добровольный выбор веры (на совете князя с боярской верхушкой)
- быстро распространилось по Руси (100 лет)
- не прошло без насилия (но степень насилия была разная)
- христианство в византийском варианте ориентировало человека на духовное преображение, содержало идею коллективного спасения. Это способствовало появлению такого феномена как духовность, неизвестного западному христ. Миру
Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве гос. религии. Духовенство делилось на «чёрное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали приходы, епархии и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населённых деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции
В Уставе Владимира говорится о пожаловании Церкви «десятины» (одной десятой части всех княжеских доходов), возложении на церковные учреждения контроля за мерами и весами, богоугодными заведениями. Устав очерчивал церковную юрисдикцию над всеми христианами по следующим делам:
преступления против христианской веры и устоев Церкви (волшебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, молитва б неустановленных местах, ввод в храм животных); преступления против христианской нравственности, о покушениях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родственниками, оскорблении словом, необоснованное обвинение в преступлении (блуде, отравлении, ереси), убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложство; по всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке, споры о наследстве и др.).
Кроме того. Устав Владимира очертил круг лиц, «людей церковных, богодетельных», на которых юрисдикция церковных судов распространялась по всем делам и вопросам.
В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное (монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию, вдовы, богомольцы и т.п.
Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской Правды, что превращало его в систематический церковный судебник.
Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина, тяжбы братьев о наследстве и т.п.) вовсе не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, кровосмешения, оскорбления, драки и т.п.) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов. В отличие от Устава Владимира, Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления,
Все церковно - судебные дела подразделялись на три разряда;
дела греховные без элементов преступного деяния;
дела греховно-преступные;
все дела духовных лиц, судимые церковной властью.
Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.
13.14.2 преступление и наказание по Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 г.
Под преступлением понимается не только нанесение материального или морального вреда. На первый план выдвигается защита существовавшего социального и правового порядка. Преступление- это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Усиление центральной власти обусловило развитие норм внесудебной расправы. Практика выработала такую форму судебного процесса как облихование. Если подозреваемого обвинили в том, что он ведомо лихой человек, этого было достаточно для применения к нему пытки.
Обвинение выносили 15-20 человек. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. К особо опасным делам относились разбой, грабеж, убийство, особые татьбы. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой вид преступления как фальшивомонетничество.
В группе преступлений против личности выделяют квалифицированные виды убийства, оскорбление действием или словом.
В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе.
Система наказаний по Судебникам усложняется, формируются новые цели наказания, основными становятся устрашение и изоляция преступника. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилование со стороны государя.
Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенный вид- битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начинали вводиться в период судебников.
В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид, имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестия. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего.
Билет 13.
- Формирование крепостного права в России 15-17 вв. Крепостное законодательство.
- Изменения в государственном строе СССР в период ВОВ.
1.Этапы формирования креп права
Прикрепление крестьян к земле началось с Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался.
С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).
Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.
Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли повинности, составляя основу феодального хозяйства. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).
2.Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.
В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и через своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.Летом 1941 г. начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах — отделы эвакуации, на железных дорогах — эвакуационные пункты.В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях.Организаторы-партийные органы, диверсионные воен группы,органы НКВД. К концу 1941 г. Созд-ся штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — особое Главное командование партизанского движения.В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР».В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: наркомат танковой промышленности, наркомат минометного вооружения. перестройка Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. июнь 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создается Главное Управление по снабжению углем, в 1943 г. - Главные управления по снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.Военное строительство в годы войны проходило особенно интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация (от 19 до 55 лет). С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменяется институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. В 1942 г. издается Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 г.) указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывались в военные.
До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе. В местностях, объявленных на осадном положении, к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел применялся без судебного разбирательства.
Билет 14.
- Сословный строй России в 18-первой половине 19 вв. Правовой статус сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
- Первые советские декреты о Суде 1917-1918 г.
1 Процесс правовой консолидации дворянства начался еще в петровскую эпоху. "Указ о единонаследии" подготовил единство имущ-й базы этого сословия и специально подчеркнул его служебную функцию, ставшую обязательной (дворяне были вынуждены служить).
Манифест Петра III "О вольности дворянской", подтвердив особое положение двор-го сословия в обществе, отменил обязательность тяготившей дворянство службы. В нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы (кроме государственной и военной службы) — торговля и промышленность.
Наиб важным актом, осущ-им правовую консолидацию дворянства, стала “Жалов грам двор-ву)“(ЖГД)(1785 г.).
В проекте все население разделялось на 3 класса, первый из кот имен-ся "благородный".
Привиллегии дворянства опред-сь достаточно широко: закреплялось положение Маниф 1762 г. "О вольности дворянской", о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.
Устан-сь политич-е корпорат-ые права дворянства: право созывать и участвовать в провинц-х съездах, право избирать дворянами судей.
"ЖГД" состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи).
В ней устан-сь принципы организации местного двор-го самоуправл, личные права дворян, и порядок составления родословных дворянских книг.
Двор-е достоинство опред-сь как особ состояние качеств, кот послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание рассм-сь как неотъемлемое, потомст-е и наследств-е. Оно распространялось на всех членов семьи дворянина.
Основ-ми для лишения дворянского звания могли стать, лишь уг преступл-я, в кот проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.
Личные права: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобожд от телесных наказаний, от обязательной гос службы и др.
Имущ-ые права: полное и неогран-ое право собственности на приобретение, использование и наследование люб вида имущ-ва. Устан-сь исключит-е право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне им право открывать промышл-ые предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
Суд-ые права: личные и имущ-ые права двор-ва могли быть ограничены или ликвид-ны только по реш-ю суда: дворянина мог судить только равн ему сословный суд.
Сосл-ое самоуправл-е: дворяне создав общество или Собрание, надел-ое правами юр л(имевшее собственные финансы, имущ-во, учреждения и служащих).
Собрание могло делать представления местным властям, центр-ым учреж-ям и императору по вопросам " обществ-ой пользы".
В состав Собрания вход все дворяне, имевшие имения в данной губерн. Из числа уездных предводит-ей дворянства Собрание раз в 3 г избир кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утвержд-сь губернатором или представителем монарха в губернии.
Устран-сь от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Огранич-сь при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офиц-х чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания.
Собрание избирало заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.
Дворянские собрания и уездные предводители осущ-ли составление двор-их родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц.
Жалов грамота сохр отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство облад равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. Дворянские корпорации наход в непоср-ой зависимости от гос власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по устан-ым гос-ом правилам, гос чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой гос-х должностных лиц и учреждений).
Правовой статус городского населения опред-ся еще в конце XVII в. Создание органа гор самоуправл при Петре I (ратуши, магистраты) и установление опред-ых льгот для верхушки городского насел-я, укрепили этот процесс.
В 1769 г. был разработан проект положения "О среднем роде людей" или правовом статусе мещанства. К этому сосл-ю относ: лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди). "Средний род" людей располагал полнотой гос прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматр-сь суд-ые права, права на неприкоснов-ть личности вплоть до окончания суд-го разбирательства, на защиту в суде. Мещан запрещалось переводить в крепостное состояние. Они им право своб переселения, передвижения и выезда в др гос-ва, право на свой внутрисосл-й суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору.
Мещане им право владения городскими и загородными домами, им неогранич право собственности на принадлежащее им имущ-во, неогранич право наследования.
Они получали право владеть промышл-ми заведениями, организовывать банки, конторы и пр.
При подготовке "Жалованной грамоты городам" (ЖГГ) (кот нач-сь в 1780 г.) кроме материалов уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
"ЖГГ" была опубл одноврем с "ЖГД" в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.
Грамота закрепляла ед сословный статус всего насел городов независимо от профес-ых занятий и родов деятельности.
Ед правов статус городского насел основывался на признании города особой организованной террит-ей с особыми админ-ой сист управл-я и видами занятий насел.
Личные права мещан: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущ-ым правам мещанства относ: право собственности на принадлежащее имущество (приобрет, использов, наследов), право владения промышл предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
Все городское насел делилось на 6 категорий:
1)"настоящие городские обыватели", имеющие в городе дом и иную недвижимость;
2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от 10 000 до 50 000 р, II — от 5000 до 10 000 р, III — от 1000 до 5000 р);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностр купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 000 р, оптовые торговцы, судовладельцы, ученые, художники, музыканты);
6) прочее посадское население.
Купцы I и II гильдий пользовались доп личными правами, освобожд от телесных наказаний, могли владеть крупн промышли и торгов предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
За городскими жителями признав право корпоративной организации. Горожане составляли "общ-во городское"и могли собир-ся на собрания с санкции админ-ии.
Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на 3 г), старост и судей словесных судов (на 1 г).
Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юр л. Участие в обществе огранич-сь имущ-ым цензом (уплата годового налога размером не менее 50 р) и возрастным цензом (не моложе 25 лет).
В городе создавалась общая гор дума, в кот вход избранные городской голова и гласные (по 1 от кажд из6 категор горожан и пропорц-но частям города).
Общ гор дума образовывала свой исполнит-й орган — 6тигласную гор думу из числа гласных, в заседаниях кот участвовали 1 представит от кажд категории. Председательствовал городской голова.
В компетенцию гор думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разреш внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов суд-ые дела не вход в ведение гор думы — их решали суд органы.
В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты — “Сельского положения“. Документ касался положения только гос крестьян. Он утверждал: право на своб звание, право собственности на движ имущ-во, право приобретать в собственность недвиж, право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.
Сельские “обитатели“ могли избир исполнит органы самоуправл общин, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных прав только по суду.
Предполаг раздел сельск насел на 6 катег по имущ-му цензу. 2 перв катег (с капит бол 1000р) освобождались от телесных наказаний.Проект не стал законом.
Крестьянское насел подразделялось на:
“гос. поселян“, принадлежавших гос-ву и владевших землями, полученными от правит-ва;
своб-ых крестьян, арендующих землю у дворян или правит-ва и не являющихся крепостными;
крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору.
Все катег крестьян им право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разреш помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.
Права наследования, распоряжения имущ-ом, вступления в обязательства для крестьян были огранич.
Гос крестьяне и своб-ые крестьяне им право на защиту в суде, и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом имуществе.
Крепостные крестьяне подлежали суду помещиков, а по уг делам — гос суду. Их имущ-ые права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в обл распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику запрещ продавать крестьян в "розницу".
Своб людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома — от постоя.
Устан-сь единообразное и особое военно-админ-ое управл казачьими войсками:войсковая канцелярия, руководство кот назнач правит-ом, а члены избир-сь казаками.
С 1782 г. помещики получают право собственности на лесные угодья.
В 1755 г. была установл помещичья монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешается повсеместная своб торговля хлебом.
Все имения стали подразделяться на 2 вида — родовые и благоприобретенные.
Упростился порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя: помещики получ полную свободу передавать по наследству недвижимость люб лицам.
"ЖГД" закреп права дворян заниматься промышл-й и торговой деят-ю, открыв для сословия нов перспективы деят-ти.
Дворяне обладали неограниченным правом собственности на имения любого типа, могли осущ люб деятельность, полное право распоряжения имениями, им полн власть над крепостными крестьянами, могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на люб работах.
В поместьях появляется все большее число промышленных предприятий и мануфактур, на кот использовался труд крепостных. Происходила дифференциация крестьянства, разбогатевшие вкладывали свои капиталы в промышленность и торговлю.
В промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30—50-е годы мануф-ы превращ в капиталистические фабрики, основанные на машинной технике. Быстро возрастал спрос на своб раб силу.
В 1803 г. приним "Указ о вольных хлебопашцах", по кот помещики получ право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.
В 1842 г. издается “Указ об обязанных крестьянах“,предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика.
В 1816—1819 гг. в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях крестьяне были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещичьему суду.
Организация военных поселений, в кот с 1816 г. стали размещаться гос крестьяне.Поселенцы были обязаны заниматься сельским хоз-ом и нести воен службу. Запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.
В 1847 г. было создано мин-во госу имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, увеличены зем-ые наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход — волостное управление — сельский сход — сельский староста.
В 1801 г. гос крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков.
В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.
В 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян.
В городах стала возрастать социальная группа “рабочих людей“.
2 Слом старой суд.сист. нач-ся по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие суд. органы носили многообразн хар-р: революционные, народные, мировые, администр-ые суды и т.д. В своих реш-ях эти суды руководствов-сь «революционным правосознанием», «совестью», обычаями.
ДЕКРЕТ №1 прин-й СНК (ноябрь 1917) упразднил все дореволюц-е суд.органы, созд-е суд-й реф-мой 1864 г., ликвидировал прокуратуру и адвокатуру, институт суд.след-лей. Вместо них созд-сь местные коллег-е суды, сост-шие из постоянного судьи и 2х очередных нар. заседателей. Состав суда избир-ся местными советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражд-х (сумма иска 3 тыс.руб.) и угол-х (наказ-е до 2х лет лиш-я свободы) дел. Обвинит-ми, защит-ми и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гр-ми правами по Конст. Предварит следствие осущ-ли судьи единолично. Кассац-ми инстанциями были уездные и столичные съезды местных судей. Кассац обжал-е могло вести к отмене приговора/реш-я, если вышестоящ суд установил неполноту или неправ-ть провед-го предварит-го следствия, наруш-я процесс-х, уголов-х норм, несправедл-ть приговора или отсутствие состава прест-я в деянии осужд-го. В своей деят-ти суды должны б. руковод-ся декретами ВЦИК, СНК, полож-ми политич программ партий больш-ков и левых эсеров, революц-ным правосознанием и законами свергнутых правительств, если они не противоречат новым нормам и принципам (в ноя 1918 г. ссылки на старые зак были запрещ.).
ДЕКРЕТ №2 , прин-й ВЦИК (февраль 1918 г.) расширил подсуд-ть местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, сост-шие из 3х постоянных членов и 4х нар. Заседателей (по гражд делам) и 12ти засед-лей под председ-вом постоян-го члена суда (по угол делам). Засед-ли прин-ли реш и об акте преступл-я и о мере наказания. Декрет воссоздал следств-е комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Созд-сь коллегии правозаступников, члены кот-х поддерж-ли обвин-е и осущ-ли защиту в суде.
ДЕКРЕТ №3 прин-й СНК (июль 1918 г.) еще более расширил компетенц местн судов (иски до 5 тыс.руб., наказ-е до 5 лет). Следств комиссии подчин-сь местным советам. Кассац-е жалобы рассм-ли Советы местных нар-х судей, состоявшие из постоян-х судей нижестоящ судов. В Москве созд-ся Кассац суд, рассм-ший жалобы на реш-я/приговоры окруж-х судов. В кон ноя 1918 г. ВЦИК утвердил Полж-е о нар-ном суде РСФСР, кот-е унифицир-ло суд.сист. Учрежд-сь единая форма суда – нар-й суд (1 судья и 2-6 засед-лей). Выборы судей осущ-сь местными советами, засед-ли утв-сь исполн-ми комитетами местных советов. Кандидаты должны б. иметь избир права и опыт политич работы. Защиту и обвин-е осущ-ли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Предварит следствие проводили следственные комиссии, милиция или сами судьи.
Билет 15.
- Развитие государственной системы России в 1ой половине 18 века. Деятельность М.М. Сперанского.
- Земельный кодекс 1922 года.
1.Развитие государственной системы России в первой половине XIX в. Деятельность М. М. Сперанского.
Император – возг-л всю систему власти, опираясь на разв чиновничий аппарат.
До 1801 г. - высш совещат орган - Совет при высочайшем дворе, кот сменил Непременный Государственный Совет (из 12 чел) кот просущ-ло 1810 г.
В 1810 высш законосовещ органа, (законопроекты) - ГосСовет.
Председатель Гос Совета - император, в его отсутствие - назначенный им член Совета.
ГосСовет рассм-л и готовил разл правовые акты: законы, уставы, учреждения. Осн цель - приведение всей правовой системы к единообразию.
В 20-х гг. XIX в. Гос Совет утрачивсвою монополию на законотв-во. Эта работа с 1826 г. сосред в Собственной Его Величества канцелярии, в спец комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.
1ое отделение контрол. деят-ть министров, готовило з/п, назнач. и увольн. высших чиновников.
2ое - осущесо кодификационные работы, обобщение юр практики.
3ье - создано для рук-ва борьбой с госуд преступлениями.
Состояло из 8 отделов:
· 1 - ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомс отделению
· 2 - контроль за деят-ью религиозных сект и раскольников
· 3 – вопросы подделки денег и ценных бумаг
· 4 - орг-ия работы по надзору за опред-ми категориями граждан
· 5 - руководил адм высылкой поднадзорных
· 6 - наблюдательное производство за местами лишения свободы
· 7 - орг-л наблюдение за иностранцами
· 8 - статистич. иссл-ия и обобщения
В 1802 г. манифест «Об учреждении министерств»: министерства обладали большей оперативностью в делах управления (чем коллегии), усиливалась персональная от:в-сть руков и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопр-тва.
В 1802 г. - образовано 8 министерств:
o военных сухопутных сил
o морских сил
o иностранных дел
o юстиции
o внутренних дел
o финансов
o коммерции
o народного просвещения.
Задачи министерств:
организация «сношений с местами», подготовка справок о текущих делах и отчетов.
Они действовали на основе инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали планы на будущее.
В 1811 г. - «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась как высшая исп, непосредственно подчин верховной имп-ой власти.
В начале XIX в была предприн. попятка осущ-ия реформ госуд. упр-ия. М.М. Сперанский ( с1808 – секретарь правления Кодиф. комиссии, с 1821 – член Гос Совета) раз-л проект госуд-х преобразований умеренного хар-ра. Однако реакционное дворянсвто решительно выступило против этого и не позволило провести.
2. Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года. Его составной частью стал закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из «Основных положений» и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.
Кодекс «навсегда отменял право частной собственности на землю», недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставляется трудовым землевладельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в непосредственном распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.
Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье — 3 года, при четырехполье — 4 года). При этом допускалась только трудовая аренда: «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства».
Использование наемного труда допускалось лишь при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемным рабочими принимают участие в работе хозяйства и при условии невозможности хозяйства самому выполнить эту работу. Сдача земли в аренду могла быть обусловлена ослаблением хозяйственных сил, стихийным бедствием, недостатком рабочей силы и т. п.
Право пользования землей определялось как бессрочное, и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Формы землепользования могли быть различными: общинное с уравнительными переделами, участковое (отрубные и хуторские участки), товарищеское (товарищества по совместной обработке земли, артели, коммуны).
В апреле 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Согласно правилам, основные условия найма определялись договором сторон, от имени нанимающегося договор подписывал профсоюз. В договоре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работнику достойные условия труда и отдыха.
Земельный кодекс