Обработка больших массивов количественных, качественных, стоимостных и иных показателей, правовых и других данных о земельных участках, их динамике, под силу лишь современным компьютерным системам с набором автоматизированных рабочих мест.
Функционирование информационного обеспечения УЗР осуществляется на трех уровнях: Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.
Структурная схема земельно-информационной системы для целей управления земельными ресурсами представлена на рисунке 5.3.1.
На схеме стрелками показаны информационные потоки и порядок передачи управления от одного блока к другому.
Основной поток информации о состоянии земель поступает из внешней среды через систему «сбора информации» в «информационную систему» (ИС) и непосредственно «пользователю».
«Пользователя» рассматривают как некоторый абстрактный элемент, способный определить цели и задачи, выбрать интервал упреждения, определить множество показателей, требующих анализа, оценить (в целом) результаты работы ПС, сформулировать и реализовать мероприятия по управлению земельными ресурсами и по корректировке информационной системы (в том числе и по корректировке элементов ПС).
Информационная система (ИС) |
Отчеты, статистические данные |
Запросы к исходным данным. Вход, преобразование, предварительный анализ |
Выбор модели и метода математического анализа |
Выбор модели и метода прогнозирования |
Корректировка вида модели и (или) оценка параметров |
Определение целей, задач прогнозирования, интервала упреждения и других параметров |
Результаты проведенных научных исследований, аналогии и т.д. |
Модель объекта прогнозирования |
Принятие управленческих решений. Управление ходом анализа и др. |
Вычисление оценок, доверительных интервалов и т.д. |
ПРОГНОЗ Вычисление значение ЗКП по модели |
Мероприятия по управлению земельными ресурсам, корректировка ИС |
Рисунок 5.3.1 - Структурная схема земельно-информационной
системы управления земельными ресурсами
Интегрированная кадастровая система имеет:
- быстрый доступ к информации, необходимой для принятия решений;
- улучшенные аналитические возможности;
- сведения для оперативного разрешения земельных споров;
- исходные данные, повышающие эффективность административных и финансовых действий и процедур;
- доступный налоговый контроль;
- возможность получения доходов за счет продажи информационных продуктов;
- информацию об объектах инвестиционного развития.
Процесс взаимодействия государственных информационных систем в России можно охарактеризовать как процесс обмена данными в соответствии с разовыми запросами, который не всегда отвечает требованиям ни по срокам, ни по юридическому статусу, ни по степени достоверности, ни по уровню коммерциализации.
Водный, градостроительный, лесной и другие государственные кадастры |
Система Государственной регистрации прав (в ЕГРП) |
Система Государственного кадастрового учета земельных участков (в ЕГЗР) |
Данные о водных, лесных и иных ресурсах, планы застройки и т.д. |
Информация для формирования и ведения списка плательщиков земельного налога |
Система управления земельными ресурсами |
Кадастровый номер, размер, месторасположение, правовой режим земельного участка |
Сведения о зарегистрированных правах |
Рисунок 5.3.2 - Схема взаимодействия информационных систем
Для развития рынка недвижимости и инвестиций необходима соответствующая информационная поддержка. Она заключается в предоставлении заинтересованным юридическим и физическим лицам информации, которая необходима для обоснования решений по операциям с недвижимостью. Такую информационную поддержку осуществляет несколько структур, основные из которых: органы Росреестра; органы архитектуры и градостроительства; оценочные фирмы, кадастровые инженеры и др. Наиболее глубоко осуществляется взаимодействие кадастра с системой государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Для получения данных, о правовых характеристиках (правообладателях) земельных участков, необходим регулярный обмен информацией о правовом статусе объекта недвижимости, включающей описание объекта права, основание возникновения, содержание и объем прав на объект недвижимости. Наличие подобной информации в кадастровой базе данных обеспечивает государственные гарантии прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество и создает условия для становления и развития рынка недвижимости.
Цель информационного обмена - обеспечение сторон достоверной и оперативной информацией для выполнения соответствующих государственных функций: государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Объем информации для обмена целиком и полностью определяется его целями и структурой основных документов, хранящих исходную информацию о земельных участках формами Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ).
Информационный обмен может быть реализован через утвержденные формы обмена; регулярными запросами; разовыми запросами.
В качестве регулярных форм обмена информацией могут быть использованы выписки из государственного земельного кадастра стандартной формы, содержащие сведения об объекте учета ЕГРЗ.
Блок градостроительных данных |
Границы территорий местного самоуправления; границы субъектов Российской Федерации; данные Единого государственного реестра земель; дежурные кадастровые карты (планы); материалы зонирования территории и др. |
Идентификационные характеристики объекта недвижимости; сведения о правообладателе; правовые характеристики объекта недвижимости; экономические характеристики объекта недвижимости; экономические характеристики (сумма сделок, доля владения) и др. |
Материалы градостроительной ценности территории; данные схем и проектов развития инфраструктуры, охраны памятников истории, культуры и природы, благоустройства территорий; геодезические опорные планы; регистрационные планы сооружений, коммуникаций, инженерного оборудования; градостроительного зонирования и др. |
Рисунок 5.3.3 - Схема интегрированной информационной системы управления земельными ресурсами
Место градостроительного кадастра в системе взаимодействия с другими территориальными информационными системами, определяется значением его информации о градостроительных регламентах, использовании городских земель, градостроительной ценности территории. Регламенты представляют собой установленные нормативными документами, ограничения и запрещения в составе конкретных видов разрешенного использования земель, определяемые на основе градостроительного зонирования и регулятивных линий (красные линии ограничения застройки, технические зоны, границы охранных зон памятников истории, культуры и архитектуры, границы зон общественных центров, шумозащитные полосы вдоль железных дорог, границы водоохранных зон, границы прибрежных зон, границы санитарно-защитных зон и т. п.). Получаемые в порядке взаимодействия градостроительные данные используются для внесения сведений в ЕГРЗ.
Сведения градостроительного кадастра, включая данные о расположении различных сооружений, коммуникаций, линий связи и инженерного оборудования, исполнительная съемка объектов завершенного строительства, используются при ведении дежурных кадастровых планов и карт, при описании объектов недвижимости расположенных на земельных участках, внесенных в ЕГРЗ.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятия «информация». 2. Назовите стадии «цикла жизни» информации. 3. Какие группы видов деятельности управляющих структур, вы знаете, в которых земельно-кадастровая информация играет важную роль. 4. Назовите основные компоненты в структуре управления информацией. 5. Что входит в состав информационного обеспечения системы УЗР. 6. Какая существует последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами. 7. Расскажите о структурной схеме земельно-информационной системы для управления земельными ресурсами. 8.Какова схема взаимодействия информационных систем. 9. Опишите схему интегрированной информационной системы УЗР.