Тема 1. Факторы, обусловливающие участие прокурора в уголовном процессе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Приволжский филиал
Кафедра уголовно-процессуального права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(МОДУЛЯ)
«УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»
Направление подготовки (специальность) -030900(40.04.01) «Юриспруденция»
Профиль (специализация) –Юриспруденция,магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
Курс –первый
Семестры–0/ первый
Форма обучения –заочная
Срок освоения ООП по форме обучения - два года
Квалификация выпускника - магистр
бакалавр/магистр/специалист
Нижний Новгород
Составитель: Агеев А.Н., к.ю.н., старший преподавателькафедры уголовно-процессуального праваПриволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».
_______________ «01» сентября2017г.
Рецензент:[1]Лапатников Максим Владимирович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУВО «Нижегородская академия МВД России», подполковник полиции.
________________ «01» сентября2017 г.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030900(40.04.01) «Юриспруденция»(магистратура), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 года № 1763.
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № ___ от «01» сентября 2017 г.
Зав. кафедрой Н.А. Аменицкая, к.ю.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «01» сентября 2017 г.
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом Приволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»протокол № ___ «01» сентября2017г.
© Российский государственный университет правосудия, 2017
© АгеевА.Н., 2017
В Рабочей учебной программе Приволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (далее – РГУП) используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Обобразовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании», а также с международными документами в сфере высшего профессиональногообразования:
вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характервоздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,преобразования;
зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;
компетенция– способность применять знания, умения и личностные качества дляуспешной деятельности в определенной области;
модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин(курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению кустановленным целям и результатам воспитания, обучения;
направление подготовки – совокупность образовательных программ различногоуровня в одной профессиональной области;
объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, накоторые направлено воздействие;
область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональнойдеятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;
основная образовательная программа – совокупность учебно-методическойдокументации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание икачество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственнойпрактик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающиереализацию соответствующей образовательной технологии;
результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;
учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательнойпрограммы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций всоответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.
Используются следующие сокращения:
ВО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК- профессиональные компетенции;
ВПК– вузовские профессиональные компетенции;
РПД- рабочая программа дисциплины;
ФГОСВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
СЕТЕВАЯ ФОРМА – сетевая форма реализации образовательных программ.
Оглавление
1. ЦЕЛИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ... 6
2.мЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 10
3. тРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 12
4. оБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 17
5. сОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 17
6.Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций.. 59
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 94
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………105
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………106
1.Цели освоения дисциплины
Целями изучения учебной дисциплины «Участие прокурора в уголовном процессе» в соответствии ООП ВПО по направлению подготовки 030900 (40.04.01) (Юриспруденция) квалификация – «магистр», является ознакомить студентов с особой формой государственной деятельности, осуществляемой прокуратурой в сфере уголовного судопроизводства и получение глубоких знаний и навыков, обеспечивающих профессиональную подготовку высококвалифицированных юристов для судебной системы и правоохранительных органов., навыков самостоятельной деятельности.
Целями освоения дисциплины «Участие прокурора в уголовном процессе» являются получение знаний об основных понятиях прокурорской деятельности, ее направлениях, прокурорском надзоре, полномочиях, нормативной базе её организации и функционирования, о формах этой деятельности, тактике и методике прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры РФ, роли в уголовном процессе.
Основной целью дисциплины является изучение магистрантами действующей системы органов прокуратуры, рассмотрение их структуры, задач, основных направлений деятельности, компетенции, а также путей совершенствования и реформирования прокуратуры в современной России, и результаты её изучения гармонично соотносятся с общими целями уголовного процесса.
Основными задачами дисциплины являются:
- научить магистрантов определенному пониманию концепции прокурорской деятельности в Российской Федерации на современном этапе построения правового государства, проблем, связанных с укреплением законности и правопорядка;
- ознакомление магистрантов с составом и структурой органов прокуратуры, с правовым статусом должностных лиц соответствующих учреждений;
- ознакомление с правовыми формами и методами работы органов прокуратуры и ее должностных лиц;
- разъяснение основных юридических терминов, связанных с деятельностью прокуратуры;
- изучение законодательных и иных нормативных актов о прокурорской деятельности, привитие магистрантам первоначальных навыков работы с этими актами;
- ознакомление магистрантов с организацией и деятельностью прокуроров, как в установлении нарушений закона, так и в их устранении;
- уяснение вопросов взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:правотворческая;правоприменительная;правоохранительная;экспертно-консультационная;организационно-управленческая;научно-исследовательская;педагогическая.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
· правотворческая деятельность - подготовка нормативных правовых актов;
· правоприменительная деятельность - обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;
· правоохранительная деятельность - обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
· экспертно-консультационная деятельность - оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
· организационно-управленческая деятельность - осуществление организационно-управленческих функций;
· научно-исследовательская деятельность - проведение научных исследований правовых проблем; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
· педагогическая деятельность - преподавание юридических дисциплин;осуществление правового воспитания.
Целямиосвоения дисциплины (модуля) «Участие прокурора в уголовном процессе»являются:
1) изучение магистрантами, обучающимися в магистратуре, на основе знаний в области конституционного права, уголовного процесса, прокурорского надзора и других правовых дисциплин, приобретенных ими при получении степени бакалавра, на новом, более глубоком и системном уровне, требований закона и современные положения юридической науки о роли, полномочиях и деятельности прокурора во всех стадиях уголовного процесса России;
2) изучение системы правового регулирования деятельности прокурора при осуществлении прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, деятельности государственного обвинителя, прокурора в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, усвоение роли судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и приказов Генерального прокурора Российской Федерации в регулировании прокурорской деятельности, анализ судебной и прокурорской практики, изучение методики осуществления прокурорских проверок нарушения законов при расследовании преступлений и методики поддержания государственного обвинения;
3) овладение магистрантами на новом качественном уровне основными понятиями, категориями, институтами права, касающимися участия прокурора в различных стадиях уголовно-процессуальной деятельности;
4) глубокое усвоение действующих норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих статус и порядок деятельности указанного участника уголовного судопроизводства;
5) формирование комплексного и системного представления о практической деятельности прокурора в сфере уголовного процесса с учетом действия принципа состязательности и равенства прав сторон;
6) выработка умений анализировать и правильно толковать соответствующие правовые нормы, принимать решения и производить процессуальные действия;
7) приобретение первичных навыков составления уголовно-процессуальных документов, связанных с реализацией полномочий прокурора в уголовном процессе.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Участие прокурора в уголовном процессе» не является полностью самостоятельной правовой дисциплиной. В большей мере онаоснована на нормах и положениях уголовно-процессуального права и прокурорского надзора и представляет собой комплексную расширенную характеристику статуса и деятельности прокурора как единственного субъекта уголовного судопроизводства, который наделён правом реализовывать свои полномочия во всех без исключения стадиях уголовного процесса.
Дляосвоения программы настоящей дисциплины магистрант должен:
знать:
– фундаментальные государственно-правовые понятия и категории;
– основные периоды развития отечественного уголовно-процессуального права, его особенности;
– историю развития и становления российских правоохранительных органов;
– основные тенденции преобразования правоохранительной системы в ходе реформ уголовного судопроизводства;
– тенденции государства и уголовного процесса на различных исторических этапах развития;
уметь:
– анализировать действия должностных лиц государства в уголовном процессе, учитывая их роль и взаимодействие;
– оперировать основными категориями и понятиями, характеризующими содержание уголовно-правовых явлений, и применять их при решении процессуальных задач.
владеть:
–основными понятиями, категориями, институтами права, касающимися участия прокурора в различных стадиях уголовно-процессуальной деятельности;
– техникой уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего статус и порядок деятельностицентральных участников уголовного судопроизводства.
Дисциплина «Участие прокурора в уголовном процессе» решает следующие задачи для усвоения магистрантами таких важных теоретических понятий и положений, как:
–«функции уголовного процесса» и «функции участника уголовного судопроизводства»;
–факторы, обуславливающие необходимость участия прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса;
–уголовно-процессуальная функция прокурора;
–система конкретных взаимообусловленных и взаимозависимых функций, выполняемых прокурором в уголовном процессе в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством;
–полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве;
–соотношение функций и полномочий прокурора и суда на этапе досудебного производства по уголовному делу;
–специфика осуществления функций и полномочий прокурора в каждой стадии уголовного процесса.
Знания и умения, приобретаемые магистрантами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться при углубленном изучении учебных курсов как предварительное расследование, актуальные проблемы уголовного судопроизводства, актуальные вопросы теории и практики ОРД, организация и управление юридической деятельности, адвокат в уголовном судопроизводстве, защита прав личности в уголовном процессе и др., а также успешному прохождению учебной, производственной и преддипломной практики.
Перечисленные дисциплины трудно усвоить без знания организации и компетенции органов прокуратуры и их должностных лиц, которые выступают активными участниками общественных отношений в сфере надзора за исполнением законов и судопроизводства по уголовным делам.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
«Участие прокурора в уголовном процессе»
В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Освоение дисциплины «Участие прокурора в уголовном процессе» (в комплексе с другими дисциплинами основной образовательной программы) направлено на формирование необходимых компетенций.
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1. | ОК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
2. | ОК-5 | Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
3. | ОПК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
4. | ОПК-4 | Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
5. | ПК-2 | Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
6. | ПК-3 | Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
7. | ПК-7 | Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
Выпускник, освоивший программу магистратуры по данной дисциплине, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом;(ОК-5).
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
- готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
правотворческая деятельность:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
правоохранительная деятельность:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
экспертно-консультационная деятельность:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
В результате изучения дисциплинымагистрант должен:
1) знать:
- систему и структуру прокуратуры (ОК-2 (ОПК-2), ПК-2, ПК-3);
- правовое положение и роль прокурора на всех стадиях уголовного процесса (ОК-5, ПК-2);
- формы участия прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса (ОК-5, ПК-2);
- систему функций, выполняемых прокурором в уголовном процессе в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (ОК-5, ПК-2, ПК-7);
- конституционные и уголовно-процессуальные основы статуса прокурора (ОК-5, ПК-2, ПК-7) ;
- круг и содержание основных нормативных актов и постановлений Конституционного суда Российской Федерации по вопросам участия прокурора во всех стадиях уголовного процесса (ОК-5, ПК-2, ПК-7);
- важнейшие положения науки уголовного процесса и прокурорского надзора в рассматриваемой сфере (ОК-5, ПК-2, ПК-7);
2) уметь:
- уметь оперировать юридическими понятиями и категориями (ОК-2 (ОПК-2), ОК-5 (ОПК-4), ПК-2, ПК-7);
- толковать и применять нормы уголовно-процессуального законодательства, касающиеся деятельности прокурора в стадиях уголовного процесса (ОК-2 (ОПК-2), ОК-5 (ОПК-4), ПК-2, ПК-7);
- правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ОК-5 (ОПК-4), ПК-2);
- принимать законные и обоснованные правовые решения и совершать иные юридически значимые действия в области полномочий прокурора (ОК-2 (ОПК-2), ОК-5 (ОПК-4), ПК-2, ПК-7);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам производства по уголовным делам, входящим в компетенцию прокурора (ОК-2 (ОПК-2), ОК-5 (ОПК-4), ПК-2, ПК-7);
- применять полученные в процессе обучения знания на практике (ОК-2 (ОПК-2), ОК-5 (ОПК-4), ПК-2, ПК-7);
3) владеть:
- навыками составления процессуальных документов прокурора на различных стадиях уголовного процесса (ОК-2 (ОПК-2), ПК-5 (ОПК-4), ПК-3, ПК-7);
- владеть навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью прокурора в уголовном процессе (ПК-2, ПК-3, ПК-7).
При изучении дисциплины магистранты должны уяснить следующие вопросы: история формирования и эволюция участия прокурора в уголовном процессе России; понятие и общая характеристика прокурора как участника уголовного судопроизводства; понятие и система стадий и производств в уголовном процессе России; участие прокурора в стадии возбуждения уголовного дела; участие прокурора в стадии предварительного расследования; участие прокурора в стадии назначения судебного заседания; участие прокурора в стадии судебного разбирательства; участие прокурора в стадии апелляционного производства; участие прокурора в стадии исполнения приговора; участие прокурора в стадиях кассационного и надзорного производства; участие прокурора в стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; особенности участия прокурора при реализации упрощенных и усложненных форм производства по уголовному делу.
Методы преподавания дисциплины включают все виды, в том числе интерактивные: лекции; семинары, письменные или устные домашние задания; лекционные занятия в диалоговом режиме;аналитические задания; групповые дискуссии;обсуждение подготовленных студентами эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа магистрантов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Заочная форма обучения (срок обучения 2 года)
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | 0,3 | |||
Лекции | 0,07 | |||
Семинары или Практические занятия | 0,2 | |||
Самостоятельная работа(СРМ) | 1,7 | |||
Контрольное задание (контрольная работа) | 0,07 | |||
Форма промежуточной аттестации | 0,07 | Дифф. зачёт |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Таблица 3
Тематический план для заочной формы обучения на базе бакалавриата
(срок обучения 2 года)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) | Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.) | ||||
1. | Тема 1. Факторы, обусловливающие участие прокурора в уголовном процессе. | 6 | 1 ДР[2] | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. | |
2. | Тема 2. Понятие, виды и система уголовно - процессуальных направлений деятельности прокурора. | 10 | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
3. | Тема 3. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. | 7 | 2 ГД[3] | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. | |
4. | Тема 4. Функции и полномочия прокурора в стадии предварительного расследования. | 7 | 2 ГД ОК | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | |
5. | Тема 5. Соотношение функций и полномочий прокурора и суда в досудебном производстве. | 5 | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
6. | Тема 6. Особенности процессуального положения прокурора в судебных стадиях. | 7 | 2 ГД[4]ОК | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | |
7. | Тема 7. Функции и полномочия прокурора в суде 1 и апелляционной инстанции. | 7 | 1 ДР[5] | 1 ГД[6]ОК | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. |
8. | Тема 8. Функции и полномочия прокурора в суде кассационной и надзорной инстанции. | 6 | 1 КС[7] | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Круглый стол. Оперативный контроль. | |
9. | Тема 9. Прокурор в стадии исполнения приговора. | 6 | 1 ГД[8] ОК | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | |
10. | Тема 10. Прокурор в стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | 6 | 1 ГД ОК | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | |
11. | Тема 11. Участие прокурора в особых производствах. | 5 | 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. | ||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Круглый стол. Оперативный контроль. Самостоятельная работа. |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет более 60 %.
Таблица 4
Самостоятельная работа магистрантов
5.4.1 Самостоятельное изучение магистрантами тем (разделов) дисциплины
Рабочая программа и учебно-тематический план по учебной дисциплине «Участие прокурора в уголовном процессе»предполагает обязательную самостоятельную подготовку магистрантов в виде выполнения ими различных заданий. Такие задания предусмотрены главным образом по тем разделам и темам плана, по которым не отводится достаточное время на аудиторную работу (лекции, семинары) (смотрите таблицу ниже).
Таблица 5
Характеристика видов самостоятельной работы магистранта[9]
Рекомендации по работе с источниками права.
Самостоятельная работа призвана, прежде всего, сформировать у магистрантов навыки работы с нормативно-правовыми актами.
При анализе нормативно-правовых актов магистранты должны научиться правильно, фиксировать основные реквизиты документа (полное официальное название, когда и каким государственным органом был принят, кем и когда подписан, где опубликован), порядок вступления в силу и сферу действия.
В процессе изучения правовых источников по дисциплине «Участие прокурора в уголовном процессе»необходимо, чтобы магистранты могли правильно определить причины и исторические условия принятия данного документа. Важно уяснить главное, сущностное - почему, с какой целью государством был разработан и принят настоящий правовой акт, чем обусловлено его появление именно в это время, каков его социальный смысл. При этом каждый нормативно-правовой акт должен быть рассмотрен не изолированно, а в рамках его системной связи с другими нормами права.
Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую для магистранта терминологию, без знания которой он не сможет усвоить содержание документа, а в дальнейшем и ключевых положений изучаемой дисциплины в целом. В этих целях, как показывает опыт, незаменимую помощь оказывают всевозможные юридические справочные издания, прежде всего, энциклопедического характера.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Самостоятельная работа предполагает тщательное освоение магистрантами учебной и научной литературы по изучаемым темам дисциплины «Участие прокурора в уголовном процессе».
При самостоятельном изучении основной рекомендованной литературымагистрантам необходимо обратить главное внимание на узловые положения, излагаемые в изучаемом тексте. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с содержанием соответствующего блока информации, структурировать его и выделить в нем центральное звено. Обычно это бывает ключевое определение или совокупность сущностных характеристик рассматриваемого объекта. Для того чтобы убедиться насколько глубоко усвоено содержание темы, в конце соответствующих глав и параграфов учебных пособий обычно дается перечень контрольных вопросов, на которые магистрант должен уметь дать четкие и конкретные ответы.
Работа с дополнительной литературой предполагает умение магистрантов выделять в ней необходимый аспект изучаемой темы (то, что в ней относится непосредственно к изучаемой теме). Это важно в связи с тем, что к дополнительной литературе может быть отнесен широкий спектр текстов (учебных, научных, художественных, публицистических и т.д.), в которых исследуемый вопрос рассматривается либо частично, либо с какой-то одной точки зрения, порой нетрадиционной. В своей совокупности изучение таких подходов существенно обогащает научный кругозор магистрантов. В данном контексте следует учесть, что дополнительную литературу целесообразно прорабатывать, во-первых, на базе уже освоенной основной литературы, и, во-вт