Пенсии за выслугу лет государственным служащим
Пенсия за выслугу лет для государственных служащих введена Положением о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Стаж государственной службы, дающий право на получение пенсии и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления.
Согласно Положению государственные служащие, имеющие выслугу лет не менее 12,5 лет (для мужчин) и 10 лет (для женщин), могут уйти на пенсию досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию по старости. Размер пенсии составляет 80% денежного содержания по занимаемой должности на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости.
Сумма назначенной пенсии подлежит пересмотру при увеличении денежного содержания по соответствующей должности и индексации в связи с повышением стоимости жизни.
В случае смерти, связанной с исполнением должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения пенсионера с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Специальная ежемесячная доплата к пенсиям по старости, по инвалидности и за выслугу лет, выплачиваемым в соответствии с Законом РФ 1990 г. № 340-1, установлена для государственных служащих Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. № 1233).
Следует иметь в виду, что под государственной службой в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ»2 понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Государственная служба на государственных должностях категории «А» (Президент, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.) ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица. Ст. 19 этого же Закона установлено, что условия, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим определяются Федеральным законом. Но такой закон пока не принят.
Закон «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 значительно расширил состав заработка, из которого исчисляется пенсия.
По общему правилу, при исчислении размера пенсии учитываются те суммы заработка (вознаграждения), на которые в соответствии с действующим законодательством производятся начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: в соответствии со ст. 100 Закона в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работ (служебных обязанностей), предусмотренных ст. 89, на которую начисляются страховые взносы в ПФ РФ.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, утверждены постановлением Правительства от 7 мая 1997 г. № 546 в редакции Постановления Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1154: выходные пособия при прекращении трудового договора (контракта), денежная компенсация за неиспользованный отпуск, государственное пособие гражданам, имеющим детей, пособие по временной нетрудоспособности, ритуальное пособие и иные выплаты, производимые за счет средств Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и Государственного фонда занятости в соответствии с законодательством РФ; суммы, выплаченные в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников; со стоимости выдаваемой специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактического питания, предоставляемого по специальным нормам, и с иных денежных сумм, указанных в данном Перечне.
В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами (доходом), полученными в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), также включаются:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период
прохождения военной и другой приравненной к ней службе;
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая на период обучения (в училищах, на курсах по подготовке кадров, в средних и высших учебных заведениях профессионального образования др.).
В тех случаях, когда оплата труда осуществлялась путем предоставления предметов в натуре (продуктами, промышленными товарами, туристическими путевками), то эта часть заработка сначала оценивается по государственным розничным ценам того периода, в которых производилась соответствующая оплата, а затем из полученной денежной суммы исчисляется пенсия.
Премии, выплаченные работникам за определенные трудовые результаты, также должны учитываться в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, и с данных премий должны производиться отчисления в Пенсионный фонд независимо от того -существует ли в организации положение о премировании или нет.
Пенсии исчисляются из среднемесячного заработка. При назначении пенсии он определяется по желанию обратившегося за пенсией - либо за последние 24 месяца работы (службы, кроме военной срочной службы) перед обращением за пенсией, либо 60-месячной работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности (ч. 1 ст. 102 Закона № 340-1).
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, могут быть исключены по желанию обратившегося за пенсией неполные месяцы работы, т. е. такие периоды, когда работа начиналась или прекращалась не с первого числа месяца; месяцы, в т. ч. и неполные отпуска, предоставляемые в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет; время работы, в течение которой гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. В этих случаях исключенные месяцы заменяются другими, которые непосредственно предшествовали избранному предусмотрена (ст. 112 Закона № 340-1 Повышение минимального и максимального размеров трудовых пенсий и социальных пенсий гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты: минимальные размеры трудовых и социальных пенсий в этом случае определяются с применением действующих коэффициентов, но максимальный размер ограничен коэффициентом - 1,5).
3.Изчисление пенсий на основании Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ
Федеральным Законом от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» утверждена новая редакция ст. 7 Закона 340-1. В соответствии с ней с 1 февраля 1998 г. введены новые правила не только увеличения ранее назначенных пенсий, но и исчисления пенсий по старости (ПС), назначаемых впервые. Вместе с тем, если размер пенсии, исчисленный в соответствии с новыми правилами, не достигает размера, предусмотренного нормами Закона 340-1, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который предусмотрен новой редакцией ст. 7 Закона № 340-1.
Новая методика исчисления пенсий имеет основанием рост средней заработной платы в народном хозяйстве. Пенсия рассчитывается путем применения ИКП. А ИКП основан на соотношении среднемесячного фактического заработка пенсионера со средней заработной платой в стране.
«ИКП определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности ТС, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате за тот же период».
К пенсии, исчисленной в соответствии с ФЗ-113, компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством, не выплачивается.
Задание 1
Тестовые задания
1.Праву социального обеспечения свойственны следующие принципы:
а) всеобщность социального обеспечения;
б) гарантированность социального обеспечения;
в) солидарность; г) справедливость при распределении социального обеспечения;
д) многообразие видов социального обеспечения;
е) создание максимальных удобств для граждан при реализации ими права на социальное обеспечение
2. Принцип всеобщности социального обеспечения означает, что:
а) российский гражданин имеет право на все виды социального обеспечения, предусмотренные международными нормами;
б) российский гражданин имеет право на те виды социального обеспечения, которые установлены национальным законодательством;
в) любой находящийся в России человек имеет право на все виды социального обеспечения;
г) человек, пребывающий в России на законных основаниях, имеет право на виды социального обеспечения, установленные национальным законодательством
3. Принцип многообразие видов социального обеспечения предполагает учет следующих форм социального обеспечения:
а) способ удовлетворения потребностей человека в денежной и (или) натуральном выражении;
б) организация социального обеспечения на основе обязательного социального страхования и путем ассигнований из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного);
в) организация негосударственного социального обеспечения.
4.Дифференциация условий и уровня социального обеспечения предполагает:
а) учет условий труда (вредных, тяжелых, опасных, подземных и др.);
б) учет природно-климатических условий Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;
в) учет физиологических особенностей человека и состояния здоровья;
г) учет существующих видов социального обеспечения
5. Источником права социального обеспечения не является:
a) Конституция РФ; b)федеральный закон; c) судебное решение.
6. Особенностью источников права социального обеспечения является:
a) наличие кодифицированного акта;
b) наличие в системе источников большого количества федеральных законов;
c) наличие в системе источников социально-партнерских соглашений.
7. Источники права социального обеспечения различаются по следующим критериям:
a) по юридической силе; b) по органам, принявшим нормативные правовые акты;
c) по сфере действия;
d) по кругу лиц, на которых распространяется действие нормативных правовых актов;
e) на подзаконные нормативные правовые акты
8. Могут ли субъекты РФ издавать нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения:
a) нет, не могут;
b)могут, но только в том случае, если это закрепляется в конституциях субъектов; c) могут, поскольку социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.