Тема 2.3. Нравственные аспекты деятельности прокурора

Вопросы практического занятия:

1. Особенности профессиональной этики прокурора.

2. Этика и имидж прокурора: символика и атрибуты в профессиональной деятельности.

3. Этика судебного оратора: обвинительная речь, прения.

Литература

Основная:

1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с

Дополнительная:

1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html

2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы фи­лософии. 2004. № 3. С. 19-27.

3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.

4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law

5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.

6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.

8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.

Тема 2.4. Нравственные аспекты деятельности следователя

Вопросы практического занятия:

1. Особенности профессиональной этики следователя.

2. Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности.

3. Коммуникативные барьеры в профессиональном общении: стереотипы, дискриминация. Способы их преодоления. Эмпатия.

4. Причины профессиональной нравственной деформации и способы ее предотвращения.

Литература

Основная:

1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.

Дополнительная:

1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html

2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы фи­лософии. 2004. № 3. С. 19-27.

3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.

4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law

5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.

6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.

8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.

Тема 2.5. Нравственные аспекты деятельности нотариуса

Вопросы практического занятия:

1. Основные моральные требования и принципы деятельности нотариуса.

2. Этика и имидж нотариуса: символика и атрибуты в профессиональной деятельности.

3. Современные моральные проблемы в деятельности нотариуса.

Литература

Основная:

1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.

Дополнительная:

1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html

2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы фи­лософии. 2004. № 3. С. 19-27.

3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.

4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law

5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.

6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.

8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.

Методические рекомендации по ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И организации самостоятельной работы СТУДЕНТОВ

При изучении темы «Этика – наука о морали» следует уяснить такие понятия, как:

Этика -наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

Мораль -это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе.

Мораль -это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.

Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними

Моральное сознание - это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему. Моральное сознание опирается на совокупность моральных норм, принципов, идеалов и содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. присущие данному обществу, социальной группе нравы.

Нравы - реально практикуемые, наиболее удобные и выгодные формы поведения, устоявшиеся общественные привычки, вытекающие из фактического образа жизни определенных групп людей.

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Моральная деятельность - важнейший и определяющий элемент морали, проявляющийся в поступках. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека, как единственный объективный показатель, дает представление о его моральных качествах, нравственном облике. Таким образом, моральная деятельность представляет собой объективную сторону морали.

Моральные (нравственные) отношения - те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки.

Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций(регулятивной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, познавательной, воспитательной, коммуникативной, идеологической, мировоззренческой). Одной из главных функций морали является регулятивная, поскольку сама мораль вызывается к жизни необходимостью согласования поведения индивидов в коллективной жизни.

Юридическая этика – вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридических профессий, обеспечивающий нравственный характер их деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

Диапазон понимания философской проблемы свободы и необходимости чрезвычайно широк. Так, в этике Аристотеля «свобода» означает свободу от внешнего принуждения, причем в двойственном смысле: и как свободу от тирании, и как свободу от влияния своих собственных аффектов. Французский философ П. Гольбах отмечал: «во всех поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера». Для И. Канта понимание свободы не имеет ничего общего с произволом, поскольку «свобода каждого должна быть ограничена законом постольку и только постольку, поскольку она ограничивает свободу другого» и т.д.

При изучении темы «Мораль и право: единство и противоречия» необходимо отметить общие черты, присущие нормам морали и нормам права и их различия. Так, например, они выполняют единую регулятивную функцию, включают в себя общие элементы, являются составными частями духовной культуры и т.д.

Вместе с тем есть и различия, например, по объекту регулирования.

Право регулирует общественно значимые отношения, а мораль - личные и общественные. По характеру санкций: право – это установленные санкции, а мораль – это общественное одобрение/порицание. В центре внимания морали – долг человека перед обществом и собой. В центре внимания права – поступки, поведение в рамках общества. Право – право имеет логическую структуру. Мораль такой строгой фиксации не имеет и т.д.

Следует уяснить содержание центральных понятий этики, таких как «добро» и «зло», и как добро и зло присутствуют в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Необходимо охарактеризовать категорию «долга» и понять, каково соотношение морального и служебного долга, а также содержание понятий «честь» и «достоинство». Какое содержание вкладывается сегодня в эти понятия? Что понимается под «тщеславием», «самолюбием», «честолюбием», «гордостью»? Что такое совесть? В чем состоит значение данной категории для сотрудника правоохранительных органов?

Необходимо также отчетливо понимать диалектику правового принуждения и моральной ответственности,

Изучая тему«Нравственные аспекты деятельности судьи» необходимо уяснить, что этическое учение наряду с общими представлениями о добре и зле, совести, справедливости, долге и других ценностях нравственного сознания включает также и нормативную часть, регулирующую конкретные акты поведения. Классификация нравственных норм связана с понятием этических принципов.

Судопроизводство детально регламентировано нормами процессуального права, но это не означает, что мораль как разновидность социальных норм и как форма общественного сознания вытеснена из судопроизводства.

Одна из первых попыток показать значение нравственных требований для правосудия принадлежит А.Ф. Кони, который в нравственности искал средство «оградить суд от порчи», противопоставить казенному равнодушию чуткое отношение к человеку, способствовать развитию «истинного и широкого человеколюбия на суде».

Следует уяснить, что основные этические принципы деятельности судьи обозначены в «Кодексе чести судьи РФ», среди которых отмечены: ответственность, независимость, самостоятельность, гласность, неприкосновенность, обязательность исполнения судебных постановлений, тактичность и уважение, вежливость. Особенно следует отметить принцип справедливости. Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы следователя и прокурора.

2. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы прокурора и адвоката.

3. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы судьи и прокурора.

4. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы следователя и судьи.

5. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы следователя и адвоката.

6. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы судьи и адвоката.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Мораль и право в их взаимосвязи.

2. Нормы этики и права как регулятор общественных отношений.

3. Кризис современного правосознания.

4. Нравственная культура работников аппарата суда в системе этических знаний.

5. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.

6. Моральные принципы и нормы в работе юриста.

7. Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.

8. Механизм применения этических принципов и норм при осуществлении правосудия.

9. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

10. Нравственное содержание презумпции невиновности.

11. Нравственно-психологические особенности поведения юриста в конфликтной ситуации.

12. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

13. Нравственное содержание правовых норм.

14. Коммуникативные барьеры в судопроизводстве и способы их преодоления.

15. Манипуляции в общении.

16. Социально-психологическое содержание основных принципов отправления правосудия.

17. Психологические и этические аспекты работы аппарата суда.

18. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

19. Этические аспекты использования властных полномочий работников аппарата суда.

20. Коммуникативная компетентность личности сотрудника правоохранительных органов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

№ вопроса Содержание вопроса Варианты ответов Верный ответ
1. Этика наука о:   А) Морали. верно
Б) Воспитанности.  
В) Профессионализме.  
Г) Все ответы верны.  
2. Основные категории профессиональной этики сотрудников суда:   А) Беспристрастность, непримиримость.  
Б) Добросовестность, ответственность.  
В) Честь, долг. верно
Г) Смелость, отвага.  
Д) Все ответы не верны.  
3. Субъектом правовой этики выступает:   А) Практикующий юрист.  
Б) Недееспособный гражданин.  
В) Любой правоспособный гражданин. верно
Г) Не практикующий юрист.  
Д) Все ответы не верны.  
4. Ведущие нравственные принципы в оправлении правосудия - это: А) Независимость.  
Б) Беспристрастность.  
В) Гуманизм.  
Г) Справедливость.  
Д) Все ответы верны. верно
5. Отличительные черты труда юриста:   А) Эмоциональная напряженность.  
Б) Разнообразие решаемых задач.  
В) Правовой регламент.  
Г) Постоянное общение.  
Д) Все ответы верны. верно
6. Судебная ошибка - это А) Осуждение невиновного. верно
Б) Неумышленное нарушение закона.  
В) Судебный произвол.  
Г) Все ответы верны.  
Д) Все ответы не верны.  
8. Конфликт возникает по следующим причинам:   А) Нарушения правил ролевого поведения.  
Б) Возникающих смысловых барьеров.  
В) Расхождения личностно-прагматических интересов.  
Г) Все ответы верны. верно
Д) Все ответы не верны.  
10. К внешним коммуникативным барьерам относятся:   А) Смысловые барьеры. верно
Б) Установки.  
В) Потребности.  
Г) Индивидуально-психологические особенности личности.  
Д) Все ответы верны.  
11. Совесть, чувство собственного достоинства и честь относятся к категориям А) Нравственности.  
Б) Морали.  
В) Профессиональной этики. верно
12. Этика профессиональной деятельности, в основе которой лежит верность букве закона, определяет соблюдение этических норм и принципов А) Медицинскими работниками.  
Б) Представителями администрации.  
В) Представителями права. верно
Г) Президентом и министрами.  
14. Профессиональная этика — это:   А) Реальная система норм, которые регулируют поведение людей в обществе.  
Б) Философская наука о сущности морали, законах ее возникновения, развития и функционирования.  
В) Наука, изучающая проблемы нравственности в обществе.  
Г) Наука о применении общих норм морали и специфических требований в повседневной деятельности работников. верно
15. Нормы морали — это:   А) Формы общественного сознания, представляющие собой систему взглядов, оценок, а также чувств и эмоций.  
Б) Правила поведения, справедливого и несправедливого отношения, поддерживаемые силой общественного мнения.  
В) Средства воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность организации. верно
16. Различие между нормами морали и нормами права заключается в том, что:   А) Нормы права поддерживаются специальными институтами (ОВД, суд, прокуратура), а нормы морали поддерживаются силой общественного мнения. верно
Б) Нормы права всегда имеют конкретного адресата, нормы морали обращены ко всем членам общества.  
В) Главный метод реализации норм права — принуждение; главный метод реализации норм морали — убеждение.  
Конфликтное поведение характеризуется   А) Предметно-деловыми разногласиями.  
Б) Личностно-прагматическими.  
В) Смысловыми барьерами.  
Г) Все ответы верны. верно
Д) Все ответы не верны.  

ЛИТЕРАТУРа

Основная:

1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.

Дополнительная:

1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика./ М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html

2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы фи­лософии. 2004. № 3. С. 19-27.

3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.

4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law

5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.

6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.

8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Понятие этики как науки.

2. Профессиональная (юридическая) этика: задачи, структура, виды.

3. Сущность морали. Соотношение морали и права.

4. История развития этики как науки.

5. Понятие и особенность этических категорий.

6. Социальные функции этических категорий.

7. Нравственная культура в системе этических знаний.

8. Нравственное содержание правоохранительной деятельности.

9. Категория «совесть» и ее содержание применительно к деятельности юриста.

10. Честь и достоинство в профессиональной деятельности юриста.

11. Категория «нравственный долг» и ее содержание применительно к деятельности юриста.

12. Долг и ответственность как категории профессиональной этики юриста.

13. Мужество и отвага в деятельности юриста.

14. Нравственные основы правового принуждения. Нравственная допустимость правового принуждения.

15. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников аппарата суда. Понятие служебного коллектива.

16. Культура и этика делового общения сотрудников аппарата суда в экстремальных условиях.

17. Коммуникативные барьеры в общении и способы их преодоления в работе юриста.

18. Кодекс судейской этики и его роль в формировании морального облика судьи.

19. Категории этики в присяге судьи.

20. Кодекс профессиональной этики адвоката.

21. Этические аспекты в деятельности адвоката. Основные моральные проблемы в деятельности адвоката.

22. Этические аспекты в деятельности прокурора.

23. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации.

24. Этика следственной деятельности.

25. Нравственные требования к личности следователя. Основные моральные проблемы.

26. Основные принципы этики сотрудников полицейской службы.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Наши рекомендации