Тема 1.1. Профессиональная этика юриста
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Профессиональная этика
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования,
на базе среднего профессионального образования
направление подготовки - 030900.62 - «Юриспруденция»,
квалификация (степень) «бакалавр»
Ростов–на–Дону
Авторы:
Носков Ю.Г., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности («Программа курса», с. 7 – 9)
Келеберда Н.Г., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия
Рецензенты:
Левин В.М., кандидат философских наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии
Иванова М.В., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 5 от 12 декабря 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия 18 декабря 2012г., протокол № 4.
© Ростовский филиал
Российской академии правосудия, 2012.
© Келеберда Н.Г.,Носков Ю.Г., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..5
Тематический план……………………………………………………………….5
Программа курса…………………………………………………………………..7
Планы аудиторных занятий…………………………………………………..9
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………22
Примерная тематика контрольных работ………………………………25
Примерная тематика рефератов…………………………………………..25
Примерные тестовые задания………………………………………………26
Литература………………………………………………………………………….29
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина является обязательной дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) ООП бакалавриата. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция:
· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12).
Целью освоения дисциплины «Профессиональная этика» является:
1. Формирование представления о специфике морали как способе регуляции поведения человека в обществе, ознакомление с основными разделами этики как науки, проблемами и методами их исследования, овладение навыками анализа этики в юридической деятельности, а также философско-правового анализа тенденций развития современного общества.
2. Ознакомление с основными теоретическими положениями в области этики; овладение понятийным аппаратом.
Задачи освоения дисциплины:
· развитие способности критически и творчески подходить к разрешению сложных нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
· получение навыков предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации;
· овладение нравственными нормами и правилами поведения в конкретных жизненных ситуациях и навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
· овладение навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом | |
На базе среднего (полного) общего образования | На базе среднего профессионального образования | |
Общая трудоемкость | 72 ч. (2 зачетные единицы) | 72 ч. (2 зачетные единицы) 9 ч (0,25 зачетной единицы) - переаттестация |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС | ||
Форма итогового контроля | зачет | зачет |
Тематический план
Для студентов очной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования
№ темы | Название раздела (модуля), темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Аудиторные занятия | |||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |||
Модуль 1 | |||||
1.1. | Профессиональная этика юриста как система теоретического знания | ||||
1.2. | Мораль как предмет изучения общей и профессиональной юридической этики (лекция в интерактивной форме) | ||||
1.3. | Категории этики и их применение в юридической сфере (семинар в интерактивной форме) | ||||
1.4. | Нравственные основы правового принуждения | ||||
Модуль 2 | |||||
2.1. | Нравственные аспекты деятельности судьи (семинар в интерактивной форме) | ||||
2.2. | Нравственные аспекты деятельности адвоката (лекция в интерактивной форме) | ||||
2.3. | Нравственные аспекты деятельности прокурора | ||||
2.4. | Нравственные аспекты деятельности следователя | ||||
2.5. | Нравственные аспекты деятельности нотариуса | ||||
Зачет | |||||
ИТОГО: | |||||
Для студентов очной формы обучения
на базе среднего профессионального образования
№ темы | Название раздела (модуля), темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Аудиторные занятия | ||
Лекции | Семинары. | Самостоятельная работа | ||
Модуль 1 | ||||
1.1. | Профессиональная этика юриста как система теоретического знания | |||
1.2. | Мораль как предмет изучения общей и профессиональной юридической этики (лекция в интерактивной форме) | |||
1.3. | Категории этики и их применение в юридической сфере (семинар в интерактивной форме) | |||
1.4. | Нравственные основы правового принуждения | |||
Модуль 2 | ||||
2.1. | Нравственные аспекты деятельности судьи (семинар в интерактивной форме) | |||
2.2. | Нравственные аспекты деятельности адвоката (лекция в интерактивной форме) | |||
2.3. | Нравственные аспекты деятельности прокурора | |||
2.4 | Нравственные аспекты деятельности следователя | |||
2.5 | Нравственные аспекты деятельности нотариуса | |||
Зачет | ||||
ИТОГО: |
ПРОГРАММА КУРСА
Модуль № 1
Модуль № 2
ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Планы лекционных занятий, проводимых в интерактивной форме
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Планы семинарских (практических) занятий
Модуль 1
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина, В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Модуль 2
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Литература
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика / М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2000. – 327 с.
8. Халиулина В.И. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В.И. Халиулина – М. : РУДЕН, 2009. – 234 с.
Методические рекомендации по ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И организации самостоятельной работы СТУДЕНТОВ
При изучении темы «Этика – наука о морали» следует уяснить такие понятия, как:
Этика -наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.
Мораль -это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе.
Мораль -это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.
Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними
Моральное сознание - это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему. Моральное сознание опирается на совокупность моральных норм, принципов, идеалов и содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. присущие данному обществу, социальной группе нравы.
Нравы - реально практикуемые, наиболее удобные и выгодные формы поведения, устоявшиеся общественные привычки, вытекающие из фактического образа жизни определенных групп людей.
Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Моральная деятельность - важнейший и определяющий элемент морали, проявляющийся в поступках. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека, как единственный объективный показатель, дает представление о его моральных качествах, нравственном облике. Таким образом, моральная деятельность представляет собой объективную сторону морали.
Моральные (нравственные) отношения - те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки.
Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций(регулятивной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, познавательной, воспитательной, коммуникативной, идеологической, мировоззренческой). Одной из главных функций морали является регулятивная, поскольку сама мораль вызывается к жизни необходимостью согласования поведения индивидов в коллективной жизни.
Юридическая этика – вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридических профессий, обеспечивающий нравственный характер их деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.
Диапазон понимания философской проблемы свободы и необходимости чрезвычайно широк. Так, в этике Аристотеля «свобода» означает свободу от внешнего принуждения, причем в двойственном смысле: и как свободу от тирании, и как свободу от влияния своих собственных аффектов. Французский философ П. Гольбах отмечал: «во всех поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера». Для И. Канта понимание свободы не имеет ничего общего с произволом, поскольку «свобода каждого должна быть ограничена законом постольку и только постольку, поскольку она ограничивает свободу другого» и т.д.
При изучении темы «Мораль и право: единство и противоречия» необходимо отметить общие черты, присущие нормам морали и нормам права и их различия. Так, например, они выполняют единую регулятивную функцию, включают в себя общие элементы, являются составными частями духовной культуры и т.д.
Вместе с тем есть и различия, например, по объекту регулирования.
Право регулирует общественно значимые отношения, а мораль - личные и общественные. По характеру санкций: право – это установленные санкции, а мораль – это общественное одобрение/порицание. В центре внимания морали – долг человека перед обществом и собой. В центре внимания права – поступки, поведение в рамках общества. Право – право имеет логическую структуру. Мораль такой строгой фиксации не имеет и т.д.
Следует уяснить содержание центральных понятий этики, таких как «добро» и «зло», и как добро и зло присутствуют в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Необходимо охарактеризовать категорию «долга» и понять, каково соотношение морального и служебного долга, а также содержание понятий «честь» и «достоинство». Какое содержание вкладывается сегодня в эти понятия? Что понимается под «тщеславием», «самолюбием», «честолюбием», «гордостью»? Что такое совесть? В чем состоит значение данной категории для сотрудника правоохранительных органов?
Необходимо также отчетливо понимать диалектику правового принуждения и моральной ответственности,
Изучая тему«Нравственные аспекты деятельности судьи» необходимо уяснить, что этическое учение наряду с общими представлениями о добре и зле, совести, справедливости, долге и других ценностях нравственного сознания включает также и нормативную часть, регулирующую конкретные акты поведения. Классификация нравственных норм связана с понятием этических принципов.
Судопроизводство детально регламентировано нормами процессуального права, но это не означает, что мораль как разновидность социальных норм и как форма общественного сознания вытеснена из судопроизводства.
Одна из первых попыток показать значение нравственных требований для правосудия принадлежит А.Ф. Кони, который в нравственности искал средство «оградить суд от порчи», противопоставить казенному равнодушию чуткое отношение к человеку, способствовать развитию «истинного и широкого человеколюбия на суде».
Следует уяснить, что основные этические принципы деятельности судьи обозначены в «Кодексе чести судьи РФ», среди которых отмечены: ответственность, независимость, самостоятельность, гласность, неприкосновенность, обязательность исполнения судебных постановлений, тактичность и уважение, вежливость. Особенно следует отметить принцип справедливости. Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы следователя и прокурора.
2. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы прокурора и адвоката.
3. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы судьи и прокурора.
4. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы следователя и судьи.
5. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы следователя и адвоката.
6. Построение таблицы сравнительной характеристики профессиограммы судьи и адвоката.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Мораль и право в их взаимосвязи.
2. Нормы этики и права как регулятор общественных отношений.
3. Кризис современного правосознания.
4. Нравственная культура работников аппарата суда в системе этических знаний.
5. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
6. Моральные принципы и нормы в работе юриста.
7. Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.
8. Механизм применения этических принципов и норм при осуществлении правосудия.
9. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.
10. Нравственное содержание презумпции невиновности.
11. Нравственно-психологические особенности поведения юриста в конфликтной ситуации.
12. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.
13. Нравственное содержание правовых норм.
14. Коммуникативные барьеры в судопроизводстве и способы их преодоления.
15. Манипуляции в общении.
16. Социально-психологическое содержание основных принципов отправления правосудия.
17. Психологические и этические аспекты работы аппарата суда.
18. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.
19. Этические аспекты использования властных полномочий работников аппарата суда.
20. Коммуникативная компетентность личности сотрудника правоохранительных органов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
№ вопроса | Содержание вопроса | Варианты ответов | Верный ответ |
1. | Этика наука о: | А) Морали. | верно |
Б) Воспитанности. | |||
В) Профессионализме. | |||
Г) Все ответы верны. | |||
2. | Основные категории профессиональной этики сотрудников суда: | А) Беспристрастность, непримиримость. | |
Б) Добросовестность, ответственность. | |||
В) Честь, долг. | верно | ||
Г) Смелость, отвага. | |||
Д) Все ответы не верны. | |||
3. | Субъектом правовой этики выступает: | А) Практикующий юрист. | |
Б) Недееспособный гражданин. | |||
В) Любой правоспособный гражданин. | верно | ||
Г) Не практикующий юрист. | |||
Д) Все ответы не верны. | |||
4. | Ведущие нравственные принципы в оправлении правосудия - это: | А) Независимость. | |
Б) Беспристрастность. | |||
В) Гуманизм. | |||
Г) Справедливость. | |||
Д) Все ответы верны. | верно | ||
5. | Отличительные черты труда юриста: | А) Эмоциональная напряженность. | |
Б) Разнообразие решаемых задач. | |||
В) Правовой регламент. | |||
Г) Постоянное общение. | |||
Д) Все ответы верны. | верно | ||
6. | Судебная ошибка - это | А) Осуждение невиновного. | верно |
Б) Неумышленное нарушение закона. | |||
В) Судебный произвол. | |||
Г) Все ответы верны. | |||
Д) Все ответы не верны. | |||
8. | Конфликт возникает по следующим причинам: | А) Нарушения правил ролевого поведения. | |
Б) Возникающих смысловых барьеров. | |||
В) Расхождения личностно-прагматических интересов. | |||
Г) Все ответы верны. | верно | ||
Д) Все ответы не верны. | |||
10. | К внешним коммуникативным барьерам относятся: | А) Смысловые барьеры. | верно |
Б) Установки. | |||
В) Потребности. | |||
Г) Индивидуально-психологические особенности личности. | |||
Д) Все ответы верны. | |||
11. | Совесть, чувство собственного достоинства и честь относятся к категориям | А) Нравственности. | |
Б) Морали. | |||
В) Профессиональной этики. | верно | ||
12. | Этика профессиональной деятельности, в основе которой лежит верность букве закона, определяет соблюдение этических норм и принципов | А) Медицинскими работниками. | |
Б) Представителями администрации. | |||
В) Представителями права. | верно | ||
Г) Президентом и министрами. | |||
14. | Профессиональная этика — это: | А) Реальная система норм, которые регулируют поведение людей в обществе. | |
Б) Философская наука о сущности морали, законах ее возникновения, развития и функционирования. | |||
В) Наука, изучающая проблемы нравственности в обществе. | |||
Г) Наука о применении общих норм морали и специфических требований в повседневной деятельности работников. | верно | ||
15. | Нормы морали — это: | А) Формы общественного сознания, представляющие собой систему взглядов, оценок, а также чувств и эмоций. | |
Б) Правила поведения, справедливого и несправедливого отношения, поддерживаемые силой общественного мнения. | |||
В) Средства воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность организации. | верно | ||
16. | Различие между нормами морали и нормами права заключается в том, что: | А) Нормы права поддерживаются специальными институтами (ОВД, суд, прокуратура), а нормы морали поддерживаются силой общественного мнения. | верно |
Б) Нормы права всегда имеют конкретного адресата, нормы морали обращены ко всем членам общества. | |||
В) Главный метод реализации норм права — принуждение; главный метод реализации норм морали — убеждение. | |||
Конфликтное поведение характеризуется | А) Предметно-деловыми разногласиями. | ||
Б) Личностно-прагматическими. | |||
В) Смысловыми барьерами. | |||
Г) Все ответы верны. | верно | ||
Д) Все ответы не верны. |
ЛИТЕРАТУРа
Основная:
1. *Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2012. – 165 с.
Дополнительная:
1.Барщевский М.Ю. Адвокатская этика./ М.Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html
2.Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А.Гусейнов // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19-27.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М. : Норма, 2005. – 160 с.
4.Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law
5.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А.М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2000. – 231 с.
6.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой / И.А.Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html
7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю.С. Блинов, А.А. Гришин и др.; под