ГЛАВА 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника
Статья 8. Общие правила поведения
1. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.
2. Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:
• вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;
• постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;
• обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
• оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему — старшего, подчиненному — начальника, мужчине — женщину;
• придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время;
• в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.
3. Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.
4. Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.
5. Сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:
• строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;
• быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;
• принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью.
6. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику
воздерживаться от:
• употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;
• организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;
• использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;
• курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях во время несения службы, а также на ходу и в движении;
• участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;
• беспорядочных половых связей;
• отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.
Этика сотрудников правоохранительных органов
7. Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.
Статья 9. Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности
1. Правила служебного поведения при выполнении оперативно-слу
жебных задач требуют от сотрудника:
• работать с полной отдачей в течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении материальные и нематериальные ресурсы исключительно в служебных целях;
• применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случае, когда меры ненасильственного характера оказались неэффективными или не обеспечивают безусловного выполнения оперативно-служебных задач;
• стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске, досмотре, не допускать излишней жесткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);
• проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным;
• при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.
2. При выявлении противоправных действий и их пресечении со
трудник должен:
• объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему;
• отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;
• сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;
• проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению;
• принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями, располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно представляющим государственную власть;
• давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов;
• воздерживаться от жестких действий и резких высказываний по отношению к правонарушителю в присутствии детей, людей преклонного возраста, стараясь не травмировать их психику.
3. При проведении опроса (допроса) сотруднику следует:
• разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твердо, не оказывая психологического давления;
• найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;
• обеспечить сочетание активности и настойчивости допрашивающего в получении правдивых показаний с уважением личности допрашиваемого.
4. Сотруднику органов внутренних дел, выполняющему оператив
но-служебные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств,
вызванных террористическими актами, стихийными бедствиями, катаст
рофами, эпидемиями, происшествиями и другими ситуациями экстре
мального характера, следует:
• проявлять высокую морально-психологическую устойчивость, бдительность, активность, настойчивость, упорство в оперативно-служебной деятельности, сохранять готовность к эффективным действиям в любой обстановке;
• соблюдать самому и требовать от других поддержания законности и правопорядка, пресекать попытки грабежей, мародерства, хищения государственной собственности и личного имущества граждан;
• действовать уверенно и хладнокровно в условиях паники, группового неповиновения представителям власти, массовых беспорядков;
• быть максимально предупредительным, чутким и эмоционально сдержанным в общении с людьми, особенно пострадавшими в результате чрезвычайных обстоятельств.
5. При выполнении контрольно-проверочных функций в ходе ин
спектирования, контрольных проверок, целевых выездов в органы,
подразделения, учреждения системы МВД России сотруднику пред
писано:
• достойно представлять аппарат вышестоящего органа внутренних дел, проявляя требовательность, твердость, принципиальность в сочетании с корректностью, скромностью, уважением достоинства коллег;
• справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние предвзятых мнений и суждений;
Этика сотрудников правоохранительных органов
• воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, из
лишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или
подношений, предлагаемых в ходе проверки.
6. Для сотрудника недопустимы:
• поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;
• провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений;
• разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий;
• избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения;
• равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений.
7. Ограничение сотрудником прав и свобод граждан допустимо на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законом. В ситуациях, связанных с ограничением прав и свобод гражданина, за исключением действий в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, сотрудник должен разъяснить ему основание такого ограничения.
8. Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Статья 10. Профессиональная нравственная деформация и ее профилактика
1. Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны понимать сущность явления профессиональной нравственной деформации личности, представлять себе ее опасность и последствия.
2. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.
3. Профессиональная нравственная деформация выражается:
• в правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона;
• подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;
• поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
• чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей;
• болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;
• утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;
• систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;
• равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;
• беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;
• моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;
• индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;
• использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
• нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
4. Деятельность руководителей по профилактике профессиональной нравственной деформации предполагает:
• создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
• формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;
• развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;
• информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;
• выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;
• воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие самодеятельного художественного творчества;
• организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.