Второй параграф. Об оспаривании постановлений об административных правонарушениях.
Здесь заявителем является то лицо, которое привлечено к ответственности, т.е. ИП или юридическое лицо. При этом, Пленум пояснил, что в качестве заявителя может быть и потерпевший, в этом случае лицо, привлеченное к ответственности должно быть привлечено в качестве третьего лица. Соответственно, ответчик – административный орган.
Гос.пошлина по таким делам не уплачивается.
подведомственность определяется статусом спорящих сторон, если к ответственности привлечен предприниматель или юридическое лицо – то арбитражный суд.
подсудность = заявление подается либо по месту нахождения административного органа, либо по месту жительства заявителя. Пленум подчеркнул, что право выбора подлежит заявителю.
Срок для обжалования постановлений по административным делам – 10 рабочих дней со дня получения копии постановления. В целом, здесь та же процедура что и в предыдущей категории дел. Также проверяется полномочия органа и т.д. – тот же самый блок вопросов.
44.Особенности возбуждения и разбирательства в арбитражном суде дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Глава 26
Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №57 «О практике применения арбитражными судами части первой налогового кодекса».
Подведомственность.
ст.212 и 213 АПК = определяют круг субъектов, которые могут подать такое заявление и условия подачи заявления. Круг субъектов: налоговые органы, иные государственные органы, органы МСУ, и иные органы осуществляющие контрольные функции (например, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.).
Условия, при которых возможно обращение в арбитражный суд: ст.213 АПК обращается внимание, на то, что подача заявления возможна только в том случае, если действующими законами не предусмотрен иной порядок их взыскания. Т.е. в отношении налогов и сборов возможны как судебные, так и внесудебные процедуры взыскания.
По общему правилу ст.46 и 47 НК действуют внесудебные административные процедуры, т.е. с ИП и с юридических лиц недоимки по налогам и сборам взыскиваются в бесспорном порядке без обращения в суд.
Ст.46 – обращение взыскания на денежные средства и электронные денежные средства, ст.47 – обращение взыскания на иное имущество.
Поэтому обращение в арбитражный суд – исключение из общего правила, когда невозможны административные процедуры.
В рамках данных статей речь идет о взыскании недоимки (основная задолженность по налогу или сбору) и пени (за несвоевременную уплату налогов и сборов). Соответственно, чтобы выявить недоимку и начислить пени налоговый орган должен располагать достоверной информацией о том, что налогоплательщик не в полном объеме или несвоевременно исполнил свою обязанность.
Это возможно в 2 случаях:
1) на основе поданной налоговой декларации;
2) недоимка выявлена в результате налоговой проверки (камеральная проверка, проводится только на основании документов, либо это выездная проверка, при которой возможно использовать иные доказательства).
По итогам налоговой проверки может быть выявлено занижение налогооблагаемой базы и недостоверность поданной налоговой декларации.
Спорный вопрос: можно ли взыскать в бесспорном порядке штраф или иные налоговые санкции. Дело в том, что в пункте 10 ст.46 НК РФ предусмотрено, что положения данной статьи применяются также и при взыскании штрафов в случаях и порядке, предусмотренных данным кодексом. Эта норма по-разному трактуется.
Т.е. в тех случаях, когда НК предусматривает применение штрафа, то применяется ст.46 НК РФ, тогда получается что для всех штрафов предусмотрен бесспорный внесудебный порядок взыскания; другой вариант толкования – ст.46 НК РФ может применяться только в тех случаях, когда в других статьях НК РФ есть прямая ссылка на ст.46 НК РФ.
К этому надо добавить, что до введения новой редакции было все понятно – внесудебный порядок только свыше определенной суммы. Налоговые органы трактуют так, что бесспорный порядок по всем штрафам. Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 года №20-П, где он разъяснил, что недоимку и пени можно взыскивать в бесспорном порядке, а все штрафы и иные налоговые санкции, а также суммы сокрытой и заниженной прибыли можно взыскивать только в судебном порядке. По действующей статье КС РФ не высказывался.
Внесудебный порядок. По ст.69 НК РФ необходимо перед принудительным взысканием направить требование налогоплательщику о добровольной уплате налога или сбора. Там должны быть указаны правовые основания для начисления недоимки, расчет недоимки и пени, реквизиты для перечисления денежных средств.
Срок определяет сам налоговый орган: не менее 8 рабочих дней. В ст.69 НК предусмотрено, что данное требование направляется налогоплательщику либо почтой, либо лично, либо иным способом, который обеспечивает фиксацию. Если требование направлено заказным письмом, то оно считается доставленным через 6 дней. Это означает, что никого не интересует, получал налогоплательщик или нет - главное направить.
По ст.46 и 47 НК – налоговый или иной орган может принять решение о взыскании задолженности в течение 2 месяцев после истечения срока для добровольной уплаты.
Аналогичная норма в ст.153 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и также ст.19 ФЗ «Об обязательных взносах в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды медицинского страхования». Если речь идет о налоговой проверке, то решение принимается в течение 20 дней после вступления в силу решения принятого по итогам налоговой проверки. Если в этот срок решение не принято по каким-либо причинам, то после этого налоговый или иной орган могут обратиться в арбитражный суд для взыскания этой же самой суммы уже в судебном порядке. Если речь идет о ст.47 НК РФ, для обращения взыскания на другое имущество – 1 год после того, как выяснилось отсутствие денежных средств или электронных денежных средств для взыскания недоимки. Также, если недоимка меньше 500р, то срок для принятия решения увеличивается до 1 года.
Обращение в суд.По общему правилу – в течение 6 месяцев со дня, когда не исполнена обязанность в добровольном порядке. По ст.47 НК РФ – срок 2 года (по иному имуществу).
Пропуск данного срока сам по себе не препятствует принятию заявления – причины пропуска должны выясняться в ходе судебного разбирательства и по ходатайству налогового или иного органа этот срок может быть восстановлен, если пропущен по уважительной причине. В данном случае в Постановлении Пленума обращается внимание, что уважительными причинами не являются: обстоятельства организационного характера, например командировки, реорганизация налогового органа.
Учитывая, что требуется соблюдение досудебного порядка, Пленум разъяснил – если на момент обращения в суд недоимка не уплачена, то сумма пени не является окончательной, поэтому в ходе судебного разбирательства налоговый орган на основании ст.49 АПК вправе увеличить размер требований в части доначисления пени.
Если на момент принятия решения арбитражного суда недоимка полностью погашена, то в этом случае суд взыскивает пени в твердом размере, а если недоимка не погашена, то суд взыскивает пени в твердом размере, который представлен в расчете налогового органа, а также указывает на взыскание пени по определенной процентной ставке, вплоть до полного погашения недоимки.
Поскольку данные дела рассматриваются по требованиям контрольных органов в публичных интересах, то заявители освобождаются от уплаты гос.пошлины.
Требования к заявлению такие же как в ст.125 и 126 АПК, но требуется по ст.214 АПК: конкретно указывать правовое обоснование налогового требования и обязательно указывать на соблюдение досудебного порядка. Если не приложены документы, подтверждающие соблюдение такого порядка, то заявление остается без движения. А в дальнейшем может быть возвращено, если этот недостаток не устранен.
Срок рассмотрения дела – 3 месяца, включая подготовку дела и принятие решения. В ст.215 АПК суд может признать явку сторон обязательной и в этом случае на неявившуюся сторону налагается штраф по главе 11 АПК.
Обязанность доказывания лежит на заявителе, однако, если суд посчитает, что представленных документов недостаточно, то может истребовать доказательства по своей инициативе. За непредоставление доказательств возможно наложение судебного штрафа.
В Постановлении Пленума также разъясняется, как должен поступить суд, если параллельно с данным делом рассматривается другое, в котором оспаривается решение налогового органа о доначислении недоимки. В этом случае на основании ст.143 АПК суд должен приостановить производство до рассмотрения другого дела. Если после возобновления выясняется, что решение налогового органа отменено, то в этом случае суд прекращается производство по делу о взыскании обязательных платежей.
По итогам рассмотрения принимается решение: либо удовлетворить, либо отказать в этом. Порядок исполнения и обжалования является общим.