Подлежит немедленному исполнению (не путать с законной силой)

со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

- Гл. 25 (параграфы – 1, 2)

- ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2004 г. N 10 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Проблема коллизий между КоАП и АПК.

Приоритет имеют нормы АПК. Глава 25 АПК состоит из 2х параграфов: дела о привлечении к административной ответственности и дела об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

Дела первой категории.

По статье 202 АПК в суд могут обращаться те органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Ст.28.3 КоАП – указан список органов.

по ч. 2 = более 100 органов

должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами

например: 5) должностные лица налоговых органов; 19) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, 62) должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

+ дела может возбуждать прокурор, при этом он сразу составляет постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях. Поскольку данное постановление имеет те же последствия, что и составление протокола, то заявителем может быть и прокурор.

Особенность = может быть не только прокурор субъекта но и прокурор района.

Подведомственность

ст.23.1 КоАП, где указаны дела об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьями арбитражных судов. 2 группы:

1- там учитывается и состав административного правонарушения, и субъект его совершивший, т.е. необходимо чтобы нарушителем был предприниматель или юридическое лицо (нарушения связанные с проектированием и строительством объектов капитального строительства)

2 - те нарушения, где важен только сам состав, это те правонарушения, которые относятся к главе 14 КоАП (в сфере предпринимательской деятельности).

Подсудность

Заявление подается по месту нахождения или жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Если правонарушение совершено вне данного места, то заявление также может быть подано по месту совершения правонарушения.

Пленум ВАС РФ обратил внимание на то, что право выбора принадлежит административному органу (т.е. заявителю). При этом лицо, которое привлекается к ответственности вправе заявить ходатайство о передачи дела в суд по месту его жительства, но это ходатайство не обязательно должно быть удовлетворено – суд может как принять, так и отказать.

В ст.204 АПК предусмотрена реквизиты заявления в арбитражный суд: сведения о сторонах (административный орган, лицо привлекаемое к ответственности), обстоятельства административного правонарушения, надлежащая правовая квалификация со ссылкой на КоАП или иной закон, который предусматривает административную ответственность, требования заявителя и перечень прилагаемых документов.

Требования заявителя – может быть либо первый вариант - административный орган требует конкретный вид и размер наказания, либо второй варианта – может в абстрактной форме требовать привлечь к административной ответственности.

Пленум указал, что, поскольку конкретное наказание определяется арбитражным судом, то неуказание наказания не является недостатком заявления, и поэтому суд не может оставить его без движения заявление по данному делу.

Пленум обратил внимание на то, что если взыскание предусмотрено в виде штрафа, то в заявлении должны быть указаны реквизиты для перечисления данного штрафа. К заявлению прилагаются все материалы, в т.ч. протокол об административном правонарушении и иные доказательства по данному делу. Поскольку данное дело рассматривается в публичных интересах – административный орган гос. пошлину не платит.

Данное заявление рассматривается в течение 2 месяцев – ст.205 АПК, срок со дня подачи заявления и подготовка и рассмотрение включается. При необходимости по заявлению судьи председатель суда может продлить срок до 3х месяцев. Здесь не действует общая норма ст. АПК о продлении срока рассмотрения до 6 месяцев.

Кроме того, необходимо учитывать положения специальной нормы ст.28.6 КоАП, которая предусматривает, что если за данное правонарушение предусмотрено административное приостановление деятельности, то дело должно быть рассмотрено в течение 7 суток со дня фактического прекращения деятельности юридического лица или филиала или какого-либо конкретного объекта.

Разбирательство дела.

выяснить следующие вопросы: компетенция органа, который составил протокол и подал заявление в арбитражный суд, правильность оформления протокола и иных документов, соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, наличие самого события административного правонарушения, наличие состава административного правонарушения, правильная квалификация, указанная в протоколе, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, с учетом вины нарушителя определяется вид и размер административного наказания.

Также одновременно с этим решается вопрос о судьбе вещественных доказательств по данному делу: если в ходе административного расследования происходило изъятие каких-либо предметов или документов, то также определяется их судьба.

Если протокол оформлен не надлежащим субъектом, то требование удовлетворению не подлежит.

Если в ходе рассмотрения суд придет к выводу, что данное дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, то он не вправе передать дело по подведомственности, а должен прекратить производство по делу.

Аналогично, суд не принимает дело, направленное ему по подведомственности из суда общей юрисдикции или какого-либо административного органа – в этом случае по сопроводительному письму все материалы направляются в соответствующий административный орган, и разъясняется его право обратиться в арбитражный суд в соответствие с нормами АПК.

Суд не связан правовой квалификацией административного органа и вправе переквалифицировать содеянное. Однако, если в результате этого окажется, что данный орган не имел права составлять протокол о данном правонарушении, то, соответственно, в удовлетворении заявления должно быть отказано, либо если в результате переквалификации окажется, что дело подведомственно другим органам, то производство по делу прекращается.

Если выявлены какие-либо нарушения в порядке составления протокола, то это само по себе не влечет отказ в удовлетворении требований, если данные недостатки могут быть восполнены при рассмотрении дела. Если же эти недостатки носят неустранимый характер, то это будет существенным нарушением норм КоАП и следовательно это влечет отказ к привлечении к административной ответственности.

По итогам рассмотрения дела суд либо привлекает лицо к административной ответственности, либо отказывает в этом. Учитываются сроки давности, указанные ст.4.5 КоАП. Общий срок давности – 2 месяца со дня совершения правонарушения. По делам, которые рассматривает судья – 3 месяца; а по тем делам, перечень которых указан в ст.4.5 КоАП – 1 год со дня совершения правонарушения. Если это бюджетное правонарушение - то 2 года. Если длящееся правонарушение, то год и 2 года отсчитываются от дня обнаружения правонарушения. В отличие от всех прочих дел эти сроки восстановлению не подлежат.

Особенность обжалования исполнения данного решения. Ст.206 АПК предусматривает, что данное решение может быть обжаловано в 10ти дневный срок. В действующей редакции установлены также еще специальные особенности обжалования, когда речь идет об административных наказаниях в виде предупреждения, либо административного штрафа в размере не более 100 000 рублей для юридических лиц и 5000 рублей для граждан. Эти решения тоже могут быть сначала обжалованы в апелляционном порядке, затем в кассации. Но когда подаются кассационные жалобы, то основанием для отмены являются только безусловные основания, перечисленные в ч.4 ст.288 АПК. Т.е. фактически пересмотреть данный акт в кассационном порядке невозможно.

По поводу исполнения. Особенностью является то, что исполнительный лист не выдается и решение арбитражного суда само по себе является исполнительным документом. Поэтому арбитражный суд, если идет речь об имущественных взысканиях, должен контролировать его исполнение. Если в течение 30 дней не поступили сведения о добровольном перечислении административного штрафа, то суд направляет решение о взыскании штрафа в службу судебных приставов для того, чтобы: во-первых, принудительно взыскать данный штраф, а во-вторых, чтобы возбудить дело об административном правонарушении за добровольное неисполнение решения арбитражного суда в установленный срок.

Наши рекомендации