За совершение названных правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности юридические лица наказываются административным штрафом от 50 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 8.32 КоАП установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Эти правила обусловливаются характером выполняемых юридическими лицами в лесах тех или иных видов работ, например, рубка леса, торфодобыча, эксплуатация трубопроводов, проходящих через лесные массивы, нефтегазодобыча и др.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, вправе сотрудники противопожарной службы МЧС России, осуществляющие государственный пожарный надзор.[24]

Административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарных и природоохранных правил. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения в столовых, ресторанах, барах и других местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.

Конкретные статьи гл. 8 КоАП "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления, а также анализа практики применения, постоянно меняющегося Кодекса об административных правонарушениях с целью возможного дальнейшего совершенствования. Однако, это невозможно сделать без теоретических разработок, ведь тот факт, что в КоАП РФ вносится такое количество дополнений и изменений, свидетельствует с одной стороны о том, что данный документ не был в достаточной мере проработан при его принятии, а с другой, что теоретическая наука, правоприменение, а также реалии жизни меняются и диктуют необходимость дальнейшей, более детальной разработки Кодекса.

«Значение нормативных оснований ответственности состоит в том, что юридическая ответственность вообще не может возникнуть, если такая возможность не предусмотрена законом. Для административной ответственности такой предпосылкой является наличие в законодательстве нормы с административной санкцией".

Поскольку для наступления административной ответственности необходимо, чтобы имели место все три основания наступления административной ответственности, - нормативное, фактическое и процессуальное и именно в такой последовательности, необходимы дальнейшие теоретические разработки в данной сфере, как-то в вопросе законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ, в вопросе об установлении вины юридического лица, разработке и сосредоточении норм об административной ответственности в КоАП РФ и исключении их из других норм (АПК РФ, Налоговый кодекс и т.д.), дальнейшей разработке альтернативных методов административных наказаний как основных, так и дополнительных, т.к. одно только ужесточение норм не приводит к желаемому результату.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно правовые акты:

1. Конститу ция Российской Фслсрании (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.

2. Федеральный конституционный закон or 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

4. Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации от 08 марта 2015 г. N 21-ФЗ;

5. Глава 4 «Юридические липа» гражданского кодекса Российской Федерации;

6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»;

7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

8. Федеральный закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

9. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гара1гтиях деятельности»;

12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

13. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»;

14. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

15. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

16. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

17. Федеральный закон ог 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»»;

18. Федеральный закон ог 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

19. Федеральный закон ог 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»;

20. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»;

21. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

22. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

23. Федеральный закон от 2 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

24. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

25. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»;

26. Федеральный чакон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании н Российской Федерации»;

27. Федеральный такой от 8 марта 2015 г. Л» 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»;

28. Указ 11рсзидс1гта РФ or 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»;

29. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

30. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 гола»;

31. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590 «Вопросы Совета Ьс«опасности Российской Федерации»;

32. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»;

Учебная литература

1. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 г. – с. 387-462.

2. Административное право России. Учебник. Часть III. Административная юрисдикция/ под ред. доктора юридических наук, профессора А.П. Коренева, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. – Изд-во Московского Университета МВД России, ЦЮЛ «ЩИТ», 2012 г. – с. 16-26.

3. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. административное право. Учебник/ под ред. доктора юридических наук, профессора Россинского Б.В. – М., «Норма», 2013 г. – с. 212-235.

4. Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части. Курс лекций. – М., «Юристъ», 2012 г. – с. 308-315.

5. Леонова Л.Л., Чупина А.М. Правоведение. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2013 г.

6. Общая теория права. Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина – 2-е изд., испр. и доп. – М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013 г. – 319-329.

7. Петров К.М. Административное право для студентов вузов. – Ростов-на Дону, «Феникс», 2014 г. – с. 104-120.

8. Мигачсв Ю.И., 11опон Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт. 2014. - 519с.

9. Бабай А.Н.. Пархоменко А.Г. Административное право: лекции. - М.: МПСУ, Воронеж: МОДЭК. 2012. - 456 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Таблица 1. Отличие административной отвественности от других видов юридической ответственности

Административная ответственность Другие виды юридической ответственности
Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная – законодательством о труде и гражданским законодательством.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда.
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица Субъекты уголовной ответственности – только физические лица
За административное правонарушение применяются административные взыскания За преступления – меры уголовной ответственности; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания.
Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судами (судьями) Меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершённое преступление, влечёт судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнения с работу.
Меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

[1] Агапов А.Б. Административное право. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 г. – с. 387-462.

[2] Административное право России. Учебник. Часть III. Административная юрисдикция/ под ред. доктора юридических наук, профессора А.П. Коренева, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. – Изд-во Московского Университета МВД России, ЦЮЛ «ЩИТ», 2012 г. – с. 16-26.

[3] Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. административное право. Учебник/ под ред. доктора юридических наук, профессора Россинского Б.В. – М., «Норма», 2013 г. – с. 212-235.

[4] Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. административное право. Учебник/ под ред. доктора юридических наук, профессора Россинского Б.В. – М., «Норма», 2013 г. – с. 212-235.

[5] Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части. Курс лекций. – М., «Юристъ», 2012 г. – с. 308-315.

[6] Федеральный конституционный закон or 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

[8] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»

[9] Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

[10] Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

[11] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

[12] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

[13] Федеральный такой от 8 марта 2015 г. Л» 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

[14] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

[15] Федеральный такой от 8 марта 2015 г. Л» 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

[16] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»;

[17] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

[18] Федеральный закон от 2 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

[19] Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

[20] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

[21] Федеральный закон ог 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»

[22] Федеральный закон ог 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

[23] Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»»;

[24] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Наши рекомендации