Глава 1. административное расследование - стадия производства по делам об административных правонарушениях
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Административное расследование - стадия производства по делам об административных правонарушениях……………………………………...……5
1.1. Понятие административного расследования и его место в процессе производства по делам об административным правонарушении......………….5
1.2. Особенности административного расследования в сравнении с уголовным……………...………………………………………………………….9
Глава 2. Проведение административного расследования…………………….12
2.1. Этапы административного расследования и их характеристика……...…12
2.2. Оформление административного расследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………..…........................…….24
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного этапа административной реформы в Российской Федерации является формирование отвечающей политико-правовым параметрам правового социального государства системы административной юрисдикции, способной эффективно поддерживать режим законности в обществе. Необходимым условием решения этой задачи является создание процессуально-правового механизма, обеспечивающего последовательную реализацию правовых принципов неотвратимости административной ответственности и защиты гарантированных Конституцией России прав и свобод личности. Между тем оценка реального состояния нормативной базы современного административного процессуального права близка к критической. Отсутствие административно-процессуального кодекса, является ярким подтверждением этого.
Законность и обоснованность постановлений по делам об административных правонарушениях как важнейшие критерии эффективности правоприменительной деятельности не могут быть обеспечены вне достоверного знания об обстоятельствах правонарушения.
Актуальность рассмотрения данной темыобусловлена важностью самого процесса административного расследования. Во-первых, оно проводится в наиболее важных для государства и граждан сферах, при таких нарушениях, например, как нарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и так далее. Во-вторых, расследование способствует выяснению всех обстоятельств дела, выявлению виновных и их справедливого наказания, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению. В-третьих, это и жизненно необходимо знать, это реальная жизнь, конкретные ситуации, это не какие-либо сугубо теоретические положения. К примеру с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.
Объектом являются общественные отношения, возникающие между субъектами административного права в процессе проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Предмет исследования процессуальный порядок и особенности проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Цель курсовой работы - рассмотрение и изучение процесса административного расследования в Российской Федерации и законодательства его регулирующего.
Задачи курсовой работы:
-Дать понятие административного расследования и показать его место в процессе производства дел по адмимнистративным правонарушениям
-Показать отличительные признаки административного расследования и сравнить его с уголовным расследованиям.
-Определить основные стадии проведения административного расследования и кратко их охарактеризовать.
-Рассмотреть основные документы, используемые при проведении административного расследования
Структура курсовой работы: Данная работа структурно состоит из введения, двух глав (в каждой по два параграфа), заключения. Также приведен список используемой литературы и имеются приложения.
Оформление административного расследования
Как и в уголовном процессе, практически все действия при проведении административного расследования подлежат документальному оформлению. Причем тенденция в современной России идет еще к более строгой формализации. По словам Старилова Ю.Н «ненадлежащее оформление документа ведет к его недействительности, что в свою очередь делает недействительным и все процессуальное действие, которое данный документ подтверждал» Старилов Ю.Н. Новое соотношение современного административного и административно-процессуального права (к вопросу об учреждении в России административных судов и формировании административного судопроизводства).[13] Поэтому, да и не только, считаю очень важным рассмотреть в данном параграфе именно особенности оформления документов, необходимых при проведении административного расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Основными документами являются: определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о прекращении дела об административном правонарушении.[14]
Начальным процессуальным документом является определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В части 3 ст. 28.7 КоАП РФ установлены требования к содержанию определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Так, согласно ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются:
· дата и место составления определения;
· должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
· повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
· данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
Статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. В определении должно содержаться мотивированное обоснование назначения административного расследования с указанием проведения конкретных процессуальных действий, составляющих содержание административного расследования.
Непосредственное проведение процессуальных действий осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законом. Например, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов производится в присутствии представителя юридического лица и двух понятых и оформляется протоколом об осмотре и др. (ст.27.8).[15]
В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования:
· либо составляется протокол об административном правонарушении;
· либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Постановление о прекращении выносится в следующих случаях:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Таким образом, наиболее важными документами при проведении административного расследования являются: определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Однако кроме них в ходе расследование соответствующим документом должны быть оформлены и другие процессуальные действия, такие как личный осмотр, ознакомление с документами и тд.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы правовой регламентации административного расследования, рассмотренные в настоящей курсовой, разумеется, не исчерпывают всей проблематики данного направления. Решение такой задачи невозможно в рамках одного исследования. Вместе с тем представляется, что изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи, и в конечном итоге достигающие цели курсовой работы:
1. Административное расследование - комплекс процессуальных и иных действий направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Кроме этого, административное расследование можно рассматривать в узком и широком смысле, в зависимости от сроков проведения, момента и обстоятельств начала его проведения.
2. Административное расследование, как часть процесса производства дел об административных правонарушениях, имеет ряд отличительных черт, свои сроки, место, субъектный состав, цель и так далее. Проведя сравнительный анализ с расследованием в уголовном процессе, можно отметить как общие черты - цель, момент начала и процессуальное оформление, так и различные - срок, форма, субъектный состав. Говоря языком логики, административное и уголовное расследование понятия не тождественные, но пересекающие.
3. Административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов. Большинство теоретиков выделяет семь таких этапов: принятие решения о проведении административного расследования; установление обстоятельств дела; приостановление административного расследования; процессуальное оформление результатов административного расследования; направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу; дополнительное административное расследование; повторное направление материалов дела для рассмотрения.
4. Все наиболее важные действия во время административного расследования должны быть соответствующим образом оформлены, закреплены в определенных процессуальных документах. Отсутствие или неправильное оформление такого документа ведет к недействительности самого процессуального действия, что требует внимательного отношения к их оформлению.
Обобщая все вышесказанное, отмечу что административное расследование- стадия процесса производства дел об административных правонарушениях, имеющая свои признаки и разбивающаяся в свою очередь на определенные этапы и оформленная процессуальными документами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Административное расследование - стадия производства по делам об административных правонарушениях……………………………………...……5
1.1. Понятие административного расследования и его место в процессе производства по делам об административным правонарушении......………….5
1.2. Особенности административного расследования в сравнении с уголовным……………...………………………………………………………….9
Глава 2. Проведение административного расследования…………………….12
2.1. Этапы административного расследования и их характеристика……...…12
2.2. Оформление административного расследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………..…........................…….24
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного этапа административной реформы в Российской Федерации является формирование отвечающей политико-правовым параметрам правового социального государства системы административной юрисдикции, способной эффективно поддерживать режим законности в обществе. Необходимым условием решения этой задачи является создание процессуально-правового механизма, обеспечивающего последовательную реализацию правовых принципов неотвратимости административной ответственности и защиты гарантированных Конституцией России прав и свобод личности. Между тем оценка реального состояния нормативной базы современного административного процессуального права близка к критической. Отсутствие административно-процессуального кодекса, является ярким подтверждением этого.
Законность и обоснованность постановлений по делам об административных правонарушениях как важнейшие критерии эффективности правоприменительной деятельности не могут быть обеспечены вне достоверного знания об обстоятельствах правонарушения.
Актуальность рассмотрения данной темыобусловлена важностью самого процесса административного расследования. Во-первых, оно проводится в наиболее важных для государства и граждан сферах, при таких нарушениях, например, как нарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и так далее. Во-вторых, расследование способствует выяснению всех обстоятельств дела, выявлению виновных и их справедливого наказания, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению. В-третьих, это и жизненно необходимо знать, это реальная жизнь, конкретные ситуации, это не какие-либо сугубо теоретические положения. К примеру с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.
Объектом являются общественные отношения, возникающие между субъектами административного права в процессе проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Предмет исследования процессуальный порядок и особенности проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Цель курсовой работы - рассмотрение и изучение процесса административного расследования в Российской Федерации и законодательства его регулирующего.
Задачи курсовой работы:
-Дать понятие административного расследования и показать его место в процессе производства дел по адмимнистративным правонарушениям
-Показать отличительные признаки административного расследования и сравнить его с уголовным расследованиям.
-Определить основные стадии проведения административного расследования и кратко их охарактеризовать.
-Рассмотреть основные документы, используемые при проведении административного расследования
Структура курсовой работы: Данная работа структурно состоит из введения, двух глав (в каждой по два параграфа), заключения. Также приведен список используемой литературы и имеются приложения.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - СТАДИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ