Тема 16. Роль мировой юридической науки в борьбе с международной преступностью.
Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. Политико-правовые и социальные основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Государственная стратегия России борьбы с преступностью.
Выявление и устранение социальных причин порождающие терроризм. Коррупция, чиновнический беспредел, нищета, безработица, неграмотность, правовой нигилизм, бескультурье, рабство, нарушение прав человека и другие нездоровые явления.
4 основных групп и видов преступлений международного характера: преступление подрывающее основы нормальных международных отношений – международный терроризм; преступление, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств; посягательства на личные права и свободу человека; преступления совершаемые на море.
Этапы развития договорно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX – начале XXI столетия.
Первый этап – сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера (начало ХХ века – 1945 год).
Второй этап сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера ознаменовался формирование и развитием договорно-правового механизма и совпал с эпохой «холодной войны» и распада СССР (1945 – 1991 годы).
Третий этап сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера (1991 – 2006 годы) характеризуется более тесным взаимодействием в рамках системы ООН.
Государственная стратегия борьбы с международной преступностью была обозначена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 17 декабря 1997 года.
Принятие в 1997 году Международной конвенции по борьбе с бомбовым терроризмом, а в 1999 году – Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Представление в 1997 году Россией в ООН проекта Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
Усиление в 90-е годы XX века государствами мира борьбы с экономическими и финансовыми преступлениями. Принятие Советом Европы Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности в 1990 году. Ратификация Конвенции Россией в мае 2001 года, отражение ее положений в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Принятие Россией в 2001 году Конвенции Совета Европы по борьбе с киберпреступностью.
Правовая помощь в конце XX – начале XXI веков, обеспечение и защита прав человека.
Эволюция международного сотрудничества по борьбе с преступлениями международного характера в рамках ООН (1945-2006 годы). Развитие институтционного механизма сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
Международная комиссия уголовной полиции – Интерпол. Создание в структуре НЦБ Интерпола в России Российского национального контактного пункта (РНКП) по взаимодействию с Европолом.
Используемая литература: [42,57,72,105].
5. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины
Изучение обучающимися дисциплины «Современные проблемы юридической науки» осуществляется в ходе занятий лекционного типа, семинарского типа, практических занятий, а также самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Обучающимся рекомендуется следующее:
1. Обязательно посещать все виды учебных занятий. Тщательно готовиться к любым занятиям, предварительно прорабатывая вопросы, выносимые на обсуждение. Посещать консультации преподавателя по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и учебно–исследовательских заданий.
2. Для подготовки к занятиям необходимо пользование учебной литературой и научными изданиями. Рекомендуется изучение материалов Интернет–ресурсов: статистические данные официальных сайтов государственных органов, научные публикации на сайтах, ориентированных на современные индексы цитирования (РИНЦ, SCOPUS и Web Of Science и др.).
3. При изучении дисциплины рекомендуется использовать учебно–методические материалы дисциплины, разработанные преподавателями кафедры. Данные материалы помогут организовать процесс качественного усвоения знаний и формирования компетенций по дисциплине.
4. При подготовке к сдаче экзамена по дисциплине необходимо повторить весь материал дисциплины, изученный как в процессе аудиторных занятий, так и самостоятельной работы. При этом следует опираться на примерный перечень вопросов к экзамену. Перед экзаменом рекомендуется посещение консультаций преподавателя для получения методических указаний и помощи с целью качественного усвоения материала по наиболее сложным темам и вопросам учебной дисциплины.