Тема 1. Предмет, метод, система земельного права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3. Б.16. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Направление подготовки
40.03.01.62 Юриспруденция
Профиль: «Гражданско-правовой»
«Уголовно-правовой»
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Мурманск 2015
Рабочая программа дисциплины «Земельное право» для студентов направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. – 18 с.
Рабочая программа дисциплины «Земельное право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин СЗФ МГЭИ, протокол № 1 от «30» августа 2015 г.
© СЗФ МГЭИ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ……………………………………………………………………….. | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы ……………… | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………………………………………. | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости ………… | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………..……… | ||
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся …………………. | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ……………………………………………………… | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………..……… | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …….. | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем ……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине …………………………………... | ||
Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины…………... |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Цель изучения дисциплины– овладение системой знаний о земельном праве как совокупности правовых норм, регулирующих земельные правоотношения.
1.2 Основные задачи дисциплины:изучение нормативных актов, регулирующих отношения в области земельного права;
усвоение правовых основ эксплуатации земли;
ознакомление с механизмом и правовыми принципами оборота земель;
рассмотрение практических вопросов разрешения земельных споров и применения мер гражданско-правовой и других видов юридической ответственности к нарушителям земельного законодательства.
Программа курса включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет, метод, система земельного права; источники земельного права; земельные правоотношения; право собственности на землю и другие природные ресурсы; государственное управление земельным фондом; возникновение и прекращение прав на земельные участки; управление в области использования и охраны земель; юридическая ответственность за земельные правонарушении; разрешение земельных споров; общепризнанные нормы и принципы международного права и их роль в совершенствовании земельного законодательства; правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах.
На практических занятиях продолжается изучение учебной программы в плоскости усвоения конкретных примеров для отработки практических навыков и умений и усвоения следующих тем: нормативные документы, регулирующие отношения в области земельного права; правовые основы эксплуатации земли; механизм оборота земель; вопросы разрешения земельных споров и применения мер гражданско-правовой и других видов юридической ответственности к нарушителям земельного законодательства.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция» должны:
знать правовые основы эксплуатации земель; механизм и правовые принципы оборота земель; задачи правового обеспечения деятельности граждан, юридических лиц и государства в сфере использования и охраны земли; компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, регулирующих оборот земли; правовой режим земель разных категорий; особенности землепользования подразделений правоохранительных органов и учреждений пенитенциарной системы; методы правовой охраны земель как части природного комплекса;
уметь анализировать действующее законодательство о земле и применять его в ходе предстоящей служебной деятельности; проводить воспитательную работу среди личного состава по вопросам охраны окружающей среды; защищать права и интересы работников органов внутренних дел, подразделений правоохранительных органов в области землепользования;
владеть навыками рассмотрения практических вопросов разрешения земельных споров и применения мер юридической ответственности к нарушителям земельного законодательства.
Процесс изучения дисциплины «Земельное право» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):
студент:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс «Земельное право» относится к базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция»ипреподается студентам в 5-м семестре в объеме 4 зачетных единиц (144 часа).
Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении предшествующих правовых дисциплин: «История отечественного государства и права», «Теория государства и права», «Уголовное право», «Административное право», и предполагает параллельное овладение знанием других предметов, таких, как: «Конституционное право», «Гражданское право», «Экономика».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
а) для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой, решение задач | ||
Вид промежуточной аттестации – экзамен | ||
Общая трудоемкость, часы | ||
Зачетные единицы |
б) для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой, решение задач | ||
Вид промежуточной аттестации – экзамен | ||
Общая трудоемкость, часы | ||
Зачетные единицы |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
4.1. Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий).
а) для студентов очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Предмет, метод, система земельного права | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-4,5,14 | ||||||
Источники земельного права | |||||||
Земельные правоотношения | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5,6, 9,13,14 | ||||||
Право собственности на землю и другие природные ресурсы | |||||||
Государственное управление земельным фондом | 6/2* | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5,7, 8,13,14 | |||||
Возникновение и прекращение прав на земельные участки | 6/2* | ||||||
Управление в области использования и охраны земель | 6/2* | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5, 8,13,14 | |||||
Юридическая ответственность за земельные правонарушении. Разрешение земельных споров | 6/2* | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5, 6,9,12,13,14,16 | |||||
Общепризнанные нормы и принципы международного права и их роль в совершенствовании земельного законодательства. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах | 6/2* | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5,6, 9,13, 14,16 | |||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО: | 54/10* |
б) для студентов заочной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Предмет, метод, система земельного права | - | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-4,5,14 | |||||
Источники земельного права | - | ||||||
Земельные правоотношения | - | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5,6, 9,13,14 | |||||
Право собственности на землю и другие природные ресурсы | 2/2 | ||||||
Государственное управление земельным фондом | - | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5,7, 8,13,14 | |||||
Возникновение и прекращение прав на земельные участки | - | ||||||
Управление в области использования и охраны земель | - | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5, 8,13,14 | |||||
Юридическая ответственность за земельные правонарушении. Разрешение земельных споров | - | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5, 6,9,12,13,14,16 | |||||
Общепризнанные нормы и принципы международного права и их роль в совершенствовании земельного законодательства. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах | - | 2/2 | ОК-3,4,8, 10,11 ПК-3,4,5,6, 9,13, 14,16 | ||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО: | 8/4 |
4.2. Содержание дисциплины
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: роль земельного права в развитии земельной и аграрной реформы; международные договоры, федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ как источники земельного права; земля как природный объект; земля как природный ресурс и пространственно-территориальная основа; собственность на землю как экономическое отношение; государственный земельный кадастр; государственный мониторинг земель; документы, удостоверяющие права человека на землю; понятие, цели, и содержание охраны земель; экологические требования охраны земель; специальные требования охраны земель и почв; виды юридической ответственности за земельные правонарушения; международное сотрудничество в области использования и охраны земель.
Самостоятельная работа студентов включает изучение нормативных актов, научных и учебных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач, подготовку и анализ материалов по темам занятий. В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся включены: темы для самостоятельного изучения, рабочая тетрадь, вопросы для самоконтроля знаний, тесты.
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п/п | Вид учебно-методического обеспечения | Кол-во |
1. | Рабочая тетрадь | |
2. | Темы рефератов | |
3. | Темы докладов, сообщений | |
4. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов | |
5. | Темы групповых и/или индивидуальных заданий | |
6. | Практикумы для решения правовых ситуативных задач | |
7. | Темы для самостоятельного изучения | |
8. | Вопросы для самоконтроля знаний | |
9. | Тесты |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену
1. Предмет земельного права.
2. Система земельного права.
3. Принципы земельного права.
4. Метод земельно-правового регулирования.
5. Источники земельного права.
6. Место земельного права в системе права России.
7. История земельного права.
8. Земельные реформы 1861, 1906–1907 гг.
9. Земельное право в советский период.
10. Понятие земельных правоотношений.
11. Особенности современной земельной реформы.
12. Земельные отношения в дореволюционной России.
13. Российское земельное законодательство, проблемы и перспективы его развития.
14. Субъекты земельных правоотношений.
15. Объекты земельных правоотношений.
16. Содержание земельных правоотношений.
17. Государственное регулирование земельных отношений.
18. Понятие права собственности на землю.
19. Основания возникновения прав на землю.
20. Порядок предоставления гражданам земельных участков.
21. Права и обязанности лиц при использовании земельных участков.
22. Собственность на землю.
23. Субъекты права собственности на землю.
24. Объекты права собственности на землю.
25. Иные (кроме собственности) вещные права на землю.
26. Право пользования земельным участком собственником недвижимости.
27. Основания и условия выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
28. Изъятие земельного участка.
29. Ограничение прав на землю.
30. Особенности купли-продажи земельных участков.
31. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства.
32. Понятие и содержание правовой охраны земель.
33. Правовые меры по предотвращению загрязнения, засорения и истощения земель.
34. Экономико-правовое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель.
35. Контроль за использованием и охраной земель.
36. Государственный земельный кадастр.
37. Государственный мониторинг земель.
38. Землеустройство: понятие и порядок проведения.
39. Понятие и формы платы за землю.
40. Плата за земли сельскохозяйственного назначения.
41. Плата за земли несельскохозяйственного назначения.
42. Льготы по взиманию платы за землю.
43. Порядок установления и взимания платы за землю.
44. Поступление платежей за земельные участки в бюджет, во внебюджетные фонды и их использование.
45. Понятие и функции ответственности за земельные правонарушения.
46. Виды ответственности за нарушения земельного законодательства.
47. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
48. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
49. Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия.
50. Фонд перераспределения земель.
51. Правовой режим земель поселений.
52. Особенности государственного регулирования земельных отношений в поселениях.
53. Состав земель поселений и территориальное зонирование.
54. Правовой режим земель пригородных зон.
55. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
56. Особенности государственного регулирования правового режима земель промышленности, транспорта и других земель специального назначения.
57. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и их объектов.
58. Право пользования землями природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
59. Особо ценные земли.
60. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда.
61. Особенности государственного регулирования и право пользования землями лесного фонда.
62. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда.
63. Особенности государственного регулирования и право пользования землям водного фонда.
64. Правовой режим земель запаса.
65. Правовой режим земель граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.
66. Правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота.
67. Право пользования землями, предоставленными для разработки недр.
68.Право пользования землями городской, поселковой и сельской застройки.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
А) Основная литература:
1. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров/ С.А. Боголюбов.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт,2014.- 372с.- гриф
2. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для бакалавров / Б.В. Ерофеев.- 12-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2013.- 679с.- гриф
3. Болтанова Е.С. Земельное право России. Томск: ТУСУР, 2012 г. , 148 с. (ЭБС Айбукс).
Б) Дополнительная литература:
1. Земельное право России: учебник/ под ред. А.П. Анисимова.- 2-е изд., перераб..- М.: Юрайт, 2011.- 410с.- гриф
2. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров/ С.А. Боголюбов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт,2012.- 380с.- гриф
3. Волкова Т.В. Земельное право: учеб.пос.- М.: Дашков и К, 2014.-360с.- гриф
Нормативные правовые документы:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред.от 24.11.2014)
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006г. N 200-ФЗ (ЛК РФ) (с изменениями и дополнениями)
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 21 декабря 2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 июля 2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»
Журналы:
Аграрное и земельное право
Экологическое право
Проблемы современного гражданского права
Журнал российского права
Российская юстиция
Государство и право
Хозяйство и право
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
www.rbc.ru – РИА «РосБизнесКонсалтинг»;
www.pravo.ru – Право в области информационных технологий;
www.rg.ru – сервер «Российской газеты».
Редактор MSWORD
Электронная библиотека www.ibooks.ru.
www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;
www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс);
www.rbc.ru – РИА «РосБизнесКонсалтинг»;
www.pravo.ru – Право в области информационных технологий;
www.rg.ru – сервер «Российской газеты».
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.
Основными видами учебной работы являются лекционные, практические занятия, коллоквиумы. Групповое обсуждение и индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач, в т.ч. посредством телекоммуникационных технологий. Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач, заслушивание докладов, дискуссии, анализ случаев (кейс-метод). Просмотр и анализ учебных фильмов. Имитационные игры (ролевые, деловые), тренинги.
Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с литературными источниками, их анализ, подготовку выступлений и обсуждение на семинарских занятиях, составление портфолио (подборка материалов из разных источников, содержащих анализ и изложение собственного взгляда на проблему) по выбранной из программы курса теме. Портфолио, как правило, используется для самостоятельной работы студентов по темам пропущенных занятий. Написание рефератов.
Успешное овладение содержанием данной дисциплины предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций: 1) использовать аналитические знания, приобретенные в ходе предыдущего периода обучения, мировоззренческую культуру, а также на жизненный опыт; 2) уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить обучаемых с новейшими данными науки, с теми знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях. К тому же на лекции учитывается психологический настрой обучаемых и уровень их подготовки; 3) систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия; 4) добросовестно готовиться ко всем видам практических занятий, приобретая в ходе занятий необходимые навыки и умения аргументированного обоснования своей точки зрения по наиболее важным социальным явлениям; 5) следует внимательно изучить материалы, характеризующие учебную дисциплину и определяющие целевую установку; 6) необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения настоящей дисциплины; 7) основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, самостоятельно изучая учебную литературу; 8) при работе с учебной литературой постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям; 9) не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой социального развития, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социальных и профессиональных проблем; 10) прилагать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные термины и теоретические определения.
Самостоятельная работа является основной формой подготовки обучаемых и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и контрольным формам по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. В ходе самостоятельной работы обучаемые приобретают опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, а также социально-оценочной деятельности. В часы самостоятельной работы осуществляется взаимодействие обучаемых с преподавателями в целях уточнения вопросов, изучаемых тем, углубленное изучение основной и дополнительной литературы по предмету.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
В процессе реализации образовательной программы при осуществлении образовательного процесса по данной дисциплине применяются:
Информационные технологии:
1. Дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды;
2. Технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);
3. Словесные средства обучения: учебники;словари;периодические издания.
Программное обеспечение и информационно-справочные системы:
1. Электронная-библиотечная система (ЭБС) ibooks.ru (Айбукс-ру);
2. Windows 7;
3. Редактор MSWORD (или пакет MSOffice);
4. Программа Power Point 2009-2011;
5. Справочно-правовая система «Консультант плюс» - www.consultant.ru;
6. Справочно-правовая система «Гарант» - www.garant.ru;
7. Google, Yandex, Rambler – поисковые системы Интернета.
8. http://philology.ruslibrary.ru/default. asptrID=183 (Электронная библиотека специализированной филологической литературы).
9. http://www.infoliolib.info/philol/irl/3/3_6.html (Электронная библиотека «Инфолио»).
10. http://www.erudition.ru/referat/printref/id. 25504_1.html (Российская Электронная Библиотека «Эрудит»).
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
По данной учебной дисциплине требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.
Ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время аудиторных занятий проводятся в помещениях, оборудованных столами, стульями, досками, экраном, видеопроектором, персональными компьютерами, ноутбуком.
Кроме того, материально-техническая база включает:
- дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.
- технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; персональный компьютер, множительная техника (МФУ).
- справочно-правовые системы «Консультант плюс», «Гарант».
- программные средства обучения.
12. Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Земельное право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры, протокол № 1 от «30» августа 2015 г.
Внесены дополнения (изменения):
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин
К.ю.н., _________________Г.Ю. Мицык
(звание, подпись, инициалы и фамилия)
* в т.ч. в интерактивной форме
* Изучаются самостоятельно.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3. Б.16. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Направление подготовки
40.03.01.62 Юриспруденция
Профиль: «Гражданско-правовой»
«Уголовно-правовой»
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Мурманск 2015
Рабочая программа дисциплины «Земельное право» для студентов направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. – 18 с.
Рабочая программа дисциплины «Земельное право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин СЗФ МГЭИ, протокол № 1 от «30» августа 2015 г.
© СЗФ МГЭИ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ……………………………………………………………………….. | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы ……………… | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………………………………………. | ||
Содержание дисциплины, структуриро |