Потапова людмила владимировна
Сведения об авторах
Митьковец А.И.
Ст. преподаватель латинского языка кафедры языковедческих дисциплин БИП г. Минск
Мурина Елена Эдмундовна
Преподаватель латинского языка кафедры филиала БИП г. Гродно
Потапова Людмила Владимировна
Старший преподаватель латинского языка кафедры филиала
БИП г. Могилев
Латинский язык. Дистанционное образование: Пособие. Митьковец А. И., Мурина Е. Э., Потапова Л. В. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2004. – 92с.
.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение латинского языка на юридическом факультете тесно связано с изучением некоторых специальных дисциплин, в частности римского права, и направлено на то, чтобы помочь студенту-юристу наиболее полно понять формирование и развитие государственных институтов и законодательств.
Программа “Латинский язык” предназначена для усвоения студентами элементарного курса латыни. При подборе материала мы стремились выделить случаи, составляющие основу латинской грамматики, которая необходима для перевода несложных текстов. Значительное внимание уделяется изучению лексики, составленной из наиболее употребительных слов, терминов, понятий, которые употребляются во всех странах, ибо за латынью и до наших времен сохраняется статус международного языка в юриспруденции.
Цель данного пособия - расширить кругозор студента, помочь овладеть грамматическим минимумом, который позволит самостоятельно изучить другие грамматические темы и даст возможность переводить со словарем несложные тексты, отдельные фразы, представляющие собой высказывания античных деятелей, философов, ораторов, цитаты из произведений римских юристов, а также латинские афоризмы и крылатые выражения.
Структура пособия следующая: предисловие, график изучения курса, модуль, который состоит из аннотации, плана, теоретического материала, списка использованной литературы, глоссария, теста и индивидуальных заданий, предназначенных для закрепления вышеизложенного грамматического материала.
График изучения курса “Латинский язык”
1. | Изучение темы: “Государственные посты в Древнем Риме”. | Выполнение теста по теме: “Государственные посты в Древнем Риме”. |
2. | Изучение темы: “Алфавит. Фонетика. Ударение” (§ “Алфавит”, “Особенности чтения латинских гласных букв и дифтонгов”, “Особенности чтения латинских согласных букв и сочетаний согласных”). | Выполнение индивидуальных заданий № 1, 3, 4. |
3. | Завершение изучения темы: “Алфавит. Фонетика. Ударение” (§ “Долгота и краткость гласных”, “Долгие и краткие слоги”, “Постановка ударения в слове”). | Выполнение теста по теме: “Алфавит. Фонетика. Ударение” и индивидуального задания № 2. |
4. | Изучение темы: “Имя существительное” (§ “Имя существительное. Грамматические категории”, “Первое склонение существительных”, “Второе склонение существительных”). | Выполнение теста № 1 по теме: “Имя существительное”. |
5. | Изучение темы: “Глагол” (§ “Грамматические категории глагола”, “Четыре спряжения глагола”, “Основа инфекта”, “Настоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов”, “Неопределенная форма действительного и страдательного залогов”, “Страдательная конструкция”). | Выполнение индивидуального задания № 4. |
6. | Изучение темы: “Имя прилагательное” (§ “Прилагательные 1 и 2 склонения”, “Имена древних римлян”). | Выполнение индивидуального задания № 5,6. |
7. | Продолжение изучения темы: “Глагол” (§ “Прошедшее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов”, “Будущее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов”, “Глагол ESSE во временах системы инфекта”). | Выполнение индивидуальных заданий № 1, 3, 5. |
8. | Продолжение изучения темы: “Имя существительное”(§ “Третье склонение существительных: согласный тип, гласный тип, смешанный тип”). | Выполнение индивидуальных заданий № 3, 5. |
9. | Завершение изучения темы: “Имя существительное”(§ “Четвертое склонение существительных”, “Пятое склонение существительных”). | Выполнение теста № 2 по теме “Имя существительное” и индивидуального задания № 4. |
10. | Завершение изучения темы: “Имя прилагательное” (§ “Прилагательные 3- го склонения”, “Степени сравнения прилагательных”, “Синтаксис падежей при степенях сравнения прилагательных”). | Выполнение теста по теме “Имя прилагательное” и индивидуальных заданий № 1, 2, 3, 4. |
11. | Завершение изучения темы: “Глагол” (§ “Повелительное наклонене”). | Выполнение теста по теме “Глагол” и индивидуального задания № 2. |
12. | Изучение темы: “Местоимения” (§ “Разряды местоимений”, “Личные местоимения”, “Возвратное местоимение”, “Притяжательные местоимения”, “Местоименные прилагательные”). | Выполнение индивидуального задания № 1. |
Продолжение изучения темы: “Местоимения” (§ “Указательные местоимения”). | Выполнение индивидуального задания № 2, 3 | |
14. | Завершение изучения темы: “Местоимения” (§ “Относительные местоимения”, “Вопросительное местоимение”, “Отрицательные местоимения”, “Неопределенные местоимения”) | Выполнение теста по теме “Местоимения” и индивидуальных заданий № 4, 5. |
15. | Изучение темы: “Числительные. Летоисчисление. Римский календарь” (§ “Разряды числительных”, “Образование числительных”, “Склонение числительных”). | Выполнение индивидуальных заданий № 1, 2, 3, 4. |
16. | Завершение изучения темы: “Числительные. Летоисчисление. Римский календарь” (§ “Римский календарь”, “Летоисчисление”). | Выполнение теста по теме “Числительные. Летоисчисление. Римский календарь”. |
17. | Изучение темы: “Герундий”. | Выполнение теста по теме “Герундий” и индивидуальных заданий. |
18. | Изучение темы: “Герундив”. | Выполнение теста по теме “Герундив” и индивидуальных заданий. |
ТЕМА:
Аннотация
Из всего курса “Латинский язык” темы “Государственные посты в Древнем Риме”, “Имена римских граждан”, “Летоисчесление у римлян. Римский календарь” не являются темами лексико-грамматическими, а сугубо страноведческими. При изложении материала в системе должностных лиц в Древнем Риме, начиная с 8 века до н. э. и заканчивая распадом Римской Империи, особое внимание уделяется государственным постам в период классической Римской республики. Многие названия вводятся на латинском языке, для того чтобы студенты могли выделить латинскую основу в словах современного русского языка, которые происходят непосредственно из латинского или благодаря посредничеству романских языков. Это способствует развитию логического мышления, расширению общего кругозора и повышению языковой культуры студента-юриста.
План
1. Ранняя государственная организация
2. Переход к военно-государственному строю
3. Борьба патрициев и плебеев
4. От полиса к империи
5. Сенат
6. Система магистратур
7. Кризис республики и становление монархии
8. Государственная организация принципата
9. Переход к новым формам монархии
10. Провинциальная организация империи
1. Ранняя государственная организация
1. Центральной фигурой власти в формирующемся полисе, в так называемый царский период (8 – 6 вв. до н. э.), был rex (царь). Он был политическим, военным и религиозным вождем Рима.
Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат или Совет старейшин (senex – старый, преклонный).
Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя, т. е. префект города, всаднический трибун, военный трибун.
Важную роль играли жрецы: фламины, авгуры и понтифики.
2. Переход к военно-республиканскому строю.
Второй этап (6 – начало 4 в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов.
В 510 – 509 гг. до н. э. римский народ, по легенде, изгнал последнего из царей этрусской династии – Тарквиния Гордого. Власть вождя-царя прекратилась вообще. Знать, представленная в Сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка.
Между 443 и 435 гг. до н. э. была учреждена должность цензора, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их гражданских обязанностей.
3. Борьба патрициев и плебеев.
Свободное население города подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев.
Патриции были членами родов; плебеи не имели родовой организации, это были выходцы из других племен и областей, полностью лишенные политических прав.
В 493 г. до н. э. собраниями плебса (consilia plebis) были избраны два народных трибуна, которые должны были исполнять роль заступников плебса.
В середине 5 в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, - были составлены так называемые Законы 12 таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще и далеко не полном на тот момент.
Наконец в 287 г. до н. э. было подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.
4. От полиса к империи.
Термин “республика”, которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима 4 – 1 вв. до н. э. в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae – общие дела). Смысл организации власти в этот период – обеспечение гражданских прав и гарантия свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховенство народа было закреплено в верхних политических, в основном, законодательных правах народных собраний (comitia).
5. Сенат.
Центральным учреждением республики был Сенат. Ему отводили роль опекуна римского народа. Члены Сената – сенаторы, patres – почти особое сословие в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями.
Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа.
6. Система магистратур.
Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Магистраты как бы принимали в сокращенном виде царские полномочия; исполняли решения народных собраний или Сената.
Все римские магистратуры подразделялись на сенаторские (давали право на включение в состав Сената) и на городские чины.
Все магистратуры обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и назначать себе помощников.
Высшие магистратуры наделялись правом правительственной власти (imperium).
Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы.Двух консулов избирали на один год. Основной их обязанностью было наблюдение за внешней и внутренней безопасностью города и его владений.
Вторым по важности должностным институтом была претура. Претор считался младшим коллегой консулов, основные полномочия его сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции. Претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta).
Следующей по рангу была должность цензора. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е составление списков населения по классам.
Младшими из обычных магистратов были квесторы, формально – помощники консулов. Они заведовали государственной казной и являлись хранителями государственных документов. Также в их ведении были таможенные дела.
Совершенно иное положение было у народных трибунов, чисто плебейских магистратов, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев.
Помощниками трибунов были курульные эдилы. Они осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; снабжали город продовольствием.
Все эти магистратуры действовали обычно вместе и в обычных обстоятельствах.
При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатор избирался на шесть месяцев. Ему предоставлялась вся полнота управления, включая военную власть и право международных отношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.
7. Кризис республики и становление монархии.
Рим становился огромной державой даже не средиземноморского, а уже и мирового масштаба, и власть в такой империи уже по природе своей (в условиях античного общества) не могла быть построена иначе, чем на монархических началах.
Главнейшим показателем кризиса республиканской организации стало формирование в 1 в. до н. э. института военно-политической диктатуры одного лица, которая стала в Риме почти постоянным институтом.
Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82 – 79) видного военноначальника.
Вторым этапом была диктатура Юлия Цезаря (45 – 44 гг. до н. э.), после развязанной им гражданской войны, в которой Цезарь, опираясь на верное ему войско, одержал победу. Провозглашенный императором Цезарь сосредоточил в одних руках наиболее значительные магистратуры: бессрочное диктаторство, пожизненная власть трибуна, цензорские полномочия, сохранив еще и права великого жреца – понтифика.
Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.), духовного наследника Цезаря, стало завершающим этапом становления нового строя. Сам Август закрепил за собой звание императора. Сложившийся государственно-политический уклад получил название принципата и сохранился до конца 3 века.
8. Государственная организация принципата.
Основные полномочия в этот период были у императора, принцепса (princeps – первый, главный). Власть его основывалась на цельном законе – lex de imperio, который издавал Сенат при восшествии нового принцепса.
При Августе начал функционировать еженедельно заседавший Совет (consilium).
Важнейшим должностным лицом стал префект претория, командовавший войсками.
Поручения императора выполнялись назначенными им кураторами по разным государственным делам, легатами – представителями на местах, прокураторами – финансовыми представителями вне Италии.
Полицейскую власть осуществлял префект города.
9. Переход к новым формам монархии и управление при доминате.
Постепенно возрастают централизаторские устремления в управлении. Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus – господин). Монарх получил новый титул – Dominus Noster – государь наш.
Императорский или Государственный Совет (consistorium) состоял из лиц, персонально назначенных императором: министры, капеллан – высший правитель гражданских дел.
В 3 в. появляется значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократия.
10. Провинциальная организация империи.
Военное командование армией в провинции осуществляли преторы. Правители провинций получили название пропреторов и проконсулов.
Квестор заведовал финансовой частью.
Один из важнейших принципов управления провинциями выражался в лозунге: “Разделяй и властвуй!” (“Divĭde et impēra!”). Завоеванная земля провинций объявлялась собственностью римского народа – ager publĭcus.
В период принципата император лично назначал своих посланцев – легатов (либо прокураторов).
А в период домината префекты претория были практически на положении вице-императоров в своих областях.
Использованная литература:
1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 1996.
2. История государства и права зарубежных стран. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 2002.
3. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипелев. Москва, 1995.
4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: “Манускрипт”, 1994.
5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1996.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черниловского. Москва: фирма Гардарика, 1996.
Глоссарий
1. Диктатор – должностное лицо, наделенное исключительными полномочиями, избираемое на место всех магистратур.
2. Доминат – вариант монархической власти с неограниченными правами монарха в управлении.
3. Император – глава государства, сосредоточивший в своих руках наиболее значительные полномочия и власть.
4. Квестор – должностное лицо, заведовавшее государственной казной и таможенными делами.
5. Консул – должностное лицо, стоявшее во главе всех республиканских магистратур.
6. Куратор – должностное лицо, выполнявшее поручения императора по разным государственным делам.
7. Курульный эдил – помощник трибуна, осуществлявший полицейскую власть в городе и снабжавший город продовольствием.
8. Легат – представитель императора на местах.
9. Магистрат – должностное лицо, в руках которого находилась исполнительная власть в республике.
10. Патриций – свободный житель города, являющийся членом рода.
11. Плебей – свободный житель города, не имеющий рода и являющийся выходцем из других племен и областей.
12. Претор – младший коллега консулов, в полномочия которого входила уголовная и гражданская юрисдикция.
13. Принципат – вариант монархической власти, при котором основные полномочия были у императора.
14. Сенат – властный, управительный орган, центральное учреждение республики.
15. Трибун – плебейский магистрат, главной задачей которого было обеспечение гражданских прав плебеев.
16. Царь – центральная фигура власти в период ранней государственной организации.
17. Цензор – должностное лицо, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их обязанностей и составление списка населения по классам.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
“Государственные посты в Древнем Риме”
Аннотация
Латынь - мертвый язык, это значит, что в настоящее время не существует людей, для которых этот язык являлся бы родным. Живое произношение классического периода развития (I в. до н. э. — I в. н. э) латинского языка до нас не дошло. Восстановить точное латинское произношение вряд ли возможно, в связи с этим каждый народ, который пользуется латинским языком (в частности, применяя его в юриспруденции), ориентируется при произношении латинских слов на произношение своего родного языка (англичане читают латинское слово с английским произношением, русские - с русским и т. д.). Поэтому буквы, указанные в таблице, следует читать “как по-русски” (если их чтение не оговорено специально). В период I в. до н. э. творили Цицерон, Цезарь и другие видные писатели, их язык считается образцом латыни. При изучении латинского языка ориентируются на этот образец.
План
1. Алфавит
2. Особенности чтения латинских гласных букв и дифтонгов
3. Особенности чтения латинских согласных букв и сочетаний согласных
4. Долгота и краткость гласных
5. Долгие и краткие слоги
6. Постановка ударения в слове
1. Алфавит
Печатные буквы | Названия букв | Произношение |
А а | А | а |
В b | Бэ | б |
С с | Цэ | ц, к |
D d | Дэ | д |
Е е | Э | э |
F f | Эф | Ф |
G g | Гэ | г |
H h | Ха | г× |
I i | И | и |
J j | Йот | й и * |
K k | Ка | к |
L I | Эль | л |
M m | Эм | м |
N n | Эн | н |
O o | О | о |
P p | Пэ | п |
Q q | Ку | к |
R r | Эр | р |
S s | Эс | с |
T t | Тэ | т |
U u | У | у |
V v | Вэ | в |
X x | Икс | кс |
Y y | Ипсилон | и |
Z z | Зэта | з |
Долгота и краткость гласных
Гласные звуки в латинском языке различались по длительности произнесения. Существовали долгие и краткие гласные: долгий гласный произносился вдвое дольше, чем краткий.
Долгота звука обозначается знаком “ -” над соответствующей буквой, краткость – знаком “_”.
Ē (“е долгое”), Ĕ (“е краткое”)
Читая латинские тексты, мы произносим долгие и краткие гласные с одинаковой длительностью, не различая их. Однако правила, определяющие долготу и краткость гласных, необходимо знать, т. к.:
• существуют пары слов, которые имеют разное значение, но полностью совпадают по написанию и произношению (омонимы) и различаются только долготой и краткостью гласного: mǎlum – зло, mālum- яблоко.
• долгота или краткость гласного влияет на постановку ударения в слове.
5. Долгие и краткие слоги
Долгими слогами называются слоги, содержащие в себе долгий гласный, краткими - краткий гласный.
В латыни, как и русском языке, слоги образуются с помощью гласных, возле которых “группируются” согласные.
Дифтонг представляет собой один звук и, следовательно, образует только один слог: cau-sa - причина, вина.
К долгим гласным относятся:
· дифтонги: cen-tauґ-rus - кентавр
· гласный перед согласным или группой согласных: in-stru-mеn'-tum - инструмент (это долгота по положению), кроме гласных перед группой muta cum liquida – это гласные, стоящие перед сочетанием одного из согласных: b, р, d, t, с [k], g (“немые” - muta) - с одним из согласных: г, I (“плавные” -liquida), т. е. перед сочетаниями br, pr, dl и т. п. (“немой с плавным” - muta cum liquida): te'-ne-bгае - мрак, тьма;
Гласный ещё может быть долгим и по природе, то есть его долгота не обусловлена какими-либо причинами, но является языковым фактом. Долгота по положению фиксируется в словаре.
К кратким гласным относятся:
· гласные, стоящие перед другим гласным (поэтому во всех словах, оканчивающихся на io, ia, um, uо и т. п., ударение падает на 3-й слог от конца слова): sci- en' –ti-a - знание - это краткость по положению
Гласный может быть краток по природе, т. е. его краткость не определяется внешними причинами, но является фактом языка. Краткость по положению фиксируется в словарях.
Постановка ударения в слове
· На последний слог слова ударение в латинском языке не падает.
· В двухсложных словах ударение падает на 2-й слог от конца слова: sci'- o – я знаю, cul'-pa – вина
· В многосложных словах ударение oпределяется долготой (краткостью) 2-го слога от конца слова. Оно падает:
· на 2-й слог от конца слова, если он долгий;
· на 3-й слог от конца слова, если 2-й слог краткий
Использованная литература:
1. Мирошенкова В. И., Федоров Н. А. Учебник латинского языка. 2-е изд. М-, 1985.
2. Никифоров В. Н. Латинская юридическая фразеология. М., 1979.
3. Козаржевский А. И. Учебник латинского языка. М., 1948.
4. Соболевский С. И. Грамматика латинского языка. М., 1981.
5. Розенталь И. С., Соколов B. C. Учебник латинского языка. М., 1956.
Глоссарий
1. adjuvo, 1 - помогать |
2. aes, aeris, n - медь, бронза, деньги, ценность |
3. arrha, ae, f - задаток, залог |
4. Attius, i, m -Аттий |
5. aurum, i, n - золото |
6. bestia, ae, f - зверь, животное |
7. casus, us, m - повод, случай, падеж |
8. causa, ae, f-причина, случай |
9. charta, ae, f - лист папируса, бумага |
10. Cicĕro, onis, m - Цицерон |
11. credo, 3 - верить |
12. culpa, ae, f-вина |
13. etiam - даже |
14. Europa, ae, f - Европа |
15. instrumentum, i, n - орудие, документ |
16. ira, ae, f - гнев |
17. jus, juris, n - право |
18. Kalendae, arum, f, pl. - календы |
19. lex, legis, f - закон |
20. lingua, ae, f - язык |
21. liquidus, a, um - тягучий, плавный |
22. lyra, ae, f - лира |
23. mǎlum, i, n-яблоко, плод |
24. mālum, i, n - зло, горе |
25. mixtio, onis, f - смешение |
26. mutus, a, um - немой |
27. philosohpus, i, m - философ |
28. poena, ae, f - наказание, взыскание, штраф |
29. poēta, ae, f - поэт |
30. questio, onis, f - вопрос |
31. scio, 3-знать |
32. scientia, ae, f - знание |
33. saepe - часто |
34. suadeo, 2 - убеждать, советовать |
35. suesco, 3 - приучаться, привыкать |
36. suavis, e - сладкий, приятный |
37. theatrum, i, n - театр |
38. totus, a, um - весь, всякий, целый |
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
“Алфавит. Фонетика. Ударение”
1. Какая транслитерация для слов является правильной:
1. cautio | 2. nuptiae |
a) цауцио | a) нуптиэ |
b) каутио | b) нуптиае |
c) кауцио | c) нупциэ |
d) цаутио | d) нупциае |
2. В каком слове неправильно поставлено ударение:
a) prae' dium
b) tene' brae
c) foe' dus
d) acce' ptus
e) co' pia
3.На какой слог никогда не падает ударение:
a) первый
b) долгий
c) последний
d) третий
4. Какое слово написано неправильно:
a) Kalendae
b) Kaeso
c) Kaesar
d) Caesar
5. Подберите слово к данной транслитерации:
1. аэр. | 2. aкцио | 3. аквэдуктус |
a) aër | a) aktio | a) queductus |
b) ar | b) accio | b) aquaeduktus |
c) aer | c) actio | c) akvaeductus |
d) er | d) akcio | d) aquaeductus |
6. Укажите слово, содержащее слог с дифтонгом:
a) lingua
b) sequester
c) judex
d) uncia
e) societas
f) auris
7. Подберите к данной модели слово: четырехсложное слово с 3-им от конца слова ударным слогом:
a) tenebrae
b) argumentum
c) decemvĭri
d) praedium
8. В каком варианте правильно поставлено ударение:
a) ce'ntimetrum
b) centime'trum
c) centimetru'm
d) centi'metrum
9. Подберите правильную транслитерацию к словам:
a) aër | 1. иби |
b) fas | 2. вир |
c) vas | 3. эра |
d) ubi | 4. вэр |
e) vir | 5. аэр |
f) ver | 6. вас |
g) ibi | 7. уби |
h) aera | 8. фас |
Индивидуальные задания
1. Напишите транслитерацию следующих слов и сочетаний:
jus gentium, tribunus plebis, gestor negotiorum, sequester, oeconomus, acceptus, chirographum.
2. Поставьте правильно ударение:
praerogativa, socius, civis, integrum, рhilosophia.
3. Подберите слова, в которых 1 буква обозначала бы разные звуки.
4. Подберите слова, в которых одно и то же сочетание произносилось бы по-разному.
ТЕМА:
Имя существительное
Nomen substantivum
Аннотация
Изложенная ниже информация о существительных пяти склонений в латинском языке ставит своей целью помочь студенту-юристу овладеть грамматическим минимумом, касающимся данной части речи, усвоить модели склонения, сознательно переводить их в текстах. В качестве примеров в основном используется лексика и фразеология юридического содержания.
Учитывая значение перевода как основного средства семантизации, приводятся отдельные фразы для перевода. Выполнение лексических упражнений предусматривает закрепление нормативных грамматических правил, усвоение синтаксиса латинской фразы, анализ и понимание юридического текста, приобретение практических навыков работы студента со словарем.
План
1. Имя существительное. Грамматические категории
2. Первое склонение существительных
3. Второе склонение существительных
4. Третье склонение существительных:
a) согласный тип
b) гласный тип
c) смешанный тип
5. Четвертое склонение существительных
6. Пятое склонение существительных
1. Имя существительное обозначает предметы и имеет следующие грамматические категории:
а) род (genus):
· мужской (masculinum, сокращенно m.)
· женский (femininum, сокращенно f.)
· средний (neutrum, сокращенно n.)
б) число (numerus):
· единственное (singularis, сокращенно sing.)
· множественное (pluralis, сокращенно pl.)
в) падеж (casus):
· Nominativus (N.) – Именительный (кто? что?)
· Genetivus (G.) – Родительный (кого? чего?)
· Dativus (D.) - Дательный (кому? чему?)
· Accusativus (Acc.) – Винительный (кого? что?)
· Ablativus (Abl.) – Творительный (кем? чем? где? когда? как? )
· Vocativus (V.) – Звательный (обращение к лицу или предмету)
г) склонение (declinatio):
У латинского существительного имеется пять склонений.
Практическим средством для различения склонения в латинском языке служит окончание родительного падежа единственного числа (G. sing.).
Окончания G. sing. для всех пяти склонений:
первое склонение - ae;
второе склонение - i;
третье склонение - is;
четвертое склонение - us;
пятое склонение -ei;
Это окончание специально отмечается в словарях:
persona, ae, f – лицо
Это существительное относится к первому склонению, так как имеет в G. sing. окончание -ae.
Можно определить склонение следующих существительных:
vita, ae, f – жизнь-1-е скл.
amicus, i, m – друг-2-е скл.
civis, is, m – гражданин-3-е скл.
manus, us, f – рука-4-е скл.
res, ei, f – дело-5-е скл.
2. Первое склонение существительных (Declinatio prima)
К первому склонению относятся существительные женского рода на -а, которые в G. sing. имеют окончание -ae;
viсtoria, ae, f- победа
culpa, ae, f - вина
pugna, ae, f - битва
Как исключение к первому склонению относятся существительные мужского рода на – а, обозначающие народность или профессию:
collega, ae, m – коллега
agricola, ae, m – земледелец
Persa, ae, m – перс
Падежные окончания существительных первого склонения:
sing. | pl. | |
N. – a | -аe | |
G. - ae | -ārum | |
D. - ae | -is | |
Acc. - am | -as | |
Abl. - ā | -is | |
V.- a | - ae |
Образец склонения существительного causa, ae, f - причина:
Sing. | pl. | |
N. causa | causae | |
G. causae | causarum | |
D. causae | causis | |
Acc. causam | causas | |
Abl. causā | causis | |
V. causa | causae |
Падежи в предложении выполняют определенные синтаксические функции.
Например, в предложении:
Scientia potentia est. – Знание-сила. – существительное scientia, ae, f является подлежащим, а существительное potentia, ае, f– именной частью составного сказуемого; они стоят в именительном падеже единственного числа (окончание – а)
В предложении:
Non scholae sed vitae discium. – Не школе, а жизни учимся. – существительные schola, ае, f и vita, ае, f являются косвенными дополнениями и стоят в дательном падеже (кому? чему?) единственного числа (окончание – ае) – scholae, vitae.
3. Второе склонение существительных (Declinatio secunda)
Ко второму склонению относятся существительные мужского и среднего рода, имеющие окончания:
N. sing. – us; -er (для мужского рода)
- um (для среднего рода)
Глоссарий
1. amicus, i, m-друг
2. casus, us, m – падеж
3. certus, a, um-верный, надёжный
4. declinatio, onis, f – склонение
5. disco, 3-учиться, изучать
6. frango, 3-ломать
7. genus, eris, n – род
8. lex, legis, f-закон
9. manus, us, f-рука
10. necessitas, atis, f-необходимость
11. numerus, i, m – число
12. potentia, ae, f-сила, способность, возможность
13. res, rei, f-дело, вещь, событие, явление
14. scientia, ae, f-знание, осведомленность
15. schola, ae, f-школа
16. silentium, i, n- молчание
17. video, 2-видеть, смотреть
18. vita, ae, f-жизнь
Тест № 1 по теме
“Имя существительное”
Тест № 2 по теме
“Имя существительное”
Имя прилагательное
Nomen adiectivum
Имена Древних Римлян
Аннотация
Изложенная ниже информация о прилагательных 1, 2 и 3 склонения и степенях сравнения прилагательных ставит своей целью помочь студенту-юристу овладеть грамматическим минимумом, касающимся данной темы, научиться находить в тексте имя прилагательное и правильно его переводить.
План
1. Прилагательные 1 и 2 склонения
2. Прилагательные 3 склонения
3. Степени сравнения прилагательных
4. Супплетивные степени сравнения прилагательных
5. Синтаксис падежей при степенях сравнения прилагательных
6. Имена древних римлян
1. Имена прилагательные в латинском языке делятся на две группы.
К первой группе относятся прилагательные первого и второго склонений. Для них характерны в именительном падеже окончания: -us; -er (для мужского рода);-а(для женского рода) -um (для среднего рода).
В словаре эти прилагательные записываются так:
-clarus, a, um – славный, славная, славное
-bonus, a, um – хороший, хорошая, хорошее
-miser, ĕra, ĕrum – несчастный, несчастная, несчастное
Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже и обычно ставятся после определяемого существительного:
terra incognĭta – неизвестная земля
servus miser – несчастный раб
exemplum bonum – хороший пример
Образец склонения
sing. | pl. |
N. servus miser | servi misĕri |
G. servi misĕri | servorum miserĕrum |
D. servo misĕro | servis misĕris |
Acc. servum misĕrum | servos misĕros |
Abl. servo misĕro | servis misĕris |
V. serve miser | servi misĕri |
В предложении – Aulus Agerius mensam argenteam deponit. – Авл Агерий сдает на хранение серебряное блюдо.–существительное mensa, ae, f (блюдо) является прямым дополнением и стоит в винительном падеже (кого? что?) единственного числа (окончание –am) – mensam. Прилагательное argenteus, a, um (серебряный) определяет существительное mensam и согласуется с ним в роде, числе и падеже (окончание -am) – argenteam.
2. Прилагательные 3 склонения.
Прилагательные 3 склонения по числу родовых окончаний делятся на три типа:
1 тип: прилагательные трёх окончаний, то есть каждый род прилагательного имеет свое окончание: acer, acris, acre-острый, острая, острое;
2 тип: прилагательные двух окончаний, то есть прилагательные мужского и женского рода имееют одинаковые окончания: fortis, forte-храбрый, храбрая, храброе
3 тип: прилагательные одного окончания, то есть прилагательные всех трех родов имеют одинаковое окончание типа felix (felicis- gen. sing.) -счастливый, счастливая, счастливое
Осно