Правовой статус физических лиц, институты брачно-семейного права по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.
Правовое положение населения определялось тремя важными критериями: свобода, гражданство, семья.
I Статус свободы делил все население Рима на:
· Свободных. Только они были полноправными.
Ø Вольноотпущенники – бывшие рабы, которые получили свободу законным образом (по завещанию, вследствие занесения в цензорские списки). Могли стать полноправными римскими гражданами.
· Рабов. Источники: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступления. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания. Рабы получают право на имущество - пекулий (часть имущества хозяина, которое предоставлялось рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности). С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью, допускался брак римской граждански с рабом (но она становилась рабыней). Запрещается хозяину убивать своего раба.
II Статус гражданства делил свободное население на:
· Римских граждан. Обладали рядом правовых привилегий. Их участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Могли быть патронами по отношению к неполноправным жителям. Только они могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Особая судебная защита: привилегия судиться только в Риме. Нельзя подвергнуть телесному наказанию. Женщины полноправного гражданства не имели, так как. всегда находились под властью мужчины.
· Латинян. Имущественные права, право выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но не допускались к участию в народных собраниях, государственном управлении.
· Перегринов. Сохраняли собственное гражданство. Их отношение с римлянами регулировались на основе права народов. Имущественные права, судебная защита.
Наличие гражданства определило объем политических и личных прав. Право участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, служить в армии, заключать брак по римскому праву, выступать в качестве собственника имущества, совершать сделки, обращаться в суд за защитой.
III Статус семьи
Огромная власть патер фамилии. Распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи. Отвечал за правонарушение членов семьи перед общиной. Обладал собственным правом, подчиненные - чужому праву.
3 степени умаления правоспособности:
o Максимальная – утрата свободы, гражданского и семейного статуса.
o Средняя – сохранена свобода, утрачены гражданство и семейный статус.
o Минимальная – сохранение свободы и гражданство, изменен лишь семейный статус.
Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующее разложение патриархальной семьи: становится распространенной новая форма брака без мужней власти. Женщина в таком браке имела определенную самостоятельность, не порывала со своей семьей, имела права в отношении детей. Разводы стали обычным делом. Был распространен конкубинат – неоформленное постоянное сожительство. Были ограничены права мужа в отношении приданого. Ослабела и отцовская власть: прекратилась практика продажи детей, которые получали также определенную имущественную самостоятельность. Сын мог получить от отца пекулий, который фактически обосабливался от остальной земли.
Условия вступления в брак и власти над родившимися детьми (ИГ):
· женаты на римских гражданках, или латинках и иностранках за которыми признана способность к вступлению в римское супружество со всеми юрпоследствиями.
· Нельзя с рабами.
· От брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться (запрет инцеста, кровосмешения).
Право отца продавать сына и подвластных ему членов семьи (манципации). Освобождение из-под власти отца:
o после его смерти, после становления жрицами (весталками),
o переход по велению отца в колонию,
o вследствие эманципации (сын — после троекратной продажи отцом, мб мнимой). Все нажитое после эманципации находилось в полной собственности детей. В отношении выделенного подвластному сыну пекулия действовали те же правила, что и в отношении раба, за исключением воинского пекулия, т.е. имущества, полученного сыном во время военной службы. Оно не сливалось с отцовским, сын мог распоряжаться им самомстоятельно.
По ДЮ: брак — супружеский союз, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права. Не может состояться иначе как по согласию тех, кто сочетается, и тех, под чьей властью они находятся. 2 формы брака: с переходом под власть мужа (cum manu) и без (sine manu). 3 способа установления власти мужа над женой:
o давностью (год беспрерывно);
o конфарреацией (религиозный обряд, 10 свидетелей, торжественные слова);
o коэмпция (покупка жены путем манципации).
Опека над женщиной осуществлялась ее родителями или мужем, а при их отсутствии — опекунами, назначаемыми претором. Без согласия опекуна ни завещание женщины, ни отчуждению ею манципируемых вещей не признавались законными. Неманципируемые вещи вправе отчуждать самостоятельно. От опеки освобождались лишь весталки и женщины, имеющие 3 и более детей. Тем не менее. Гай отмечает, что совершеннолетние женщины сами занимались своими делами, согласие опекуна — лишь в некоторых случаях как формальность → либерализация брачно-семейных отношений.
Был расширен круг наследников, куда теперь помимо агнатов (подвластных членов семьи) включались и эмансипированные дети, когнаты (родственники жены) вплоть до 6 степени родства, супруга.
По ИГ наследование по завещанию / по закону. Раньше — 2 рода завещаний: составляли перед лицом всего народа в куриантных собраниях или перед выступлением в поход. 3 род — посредством весов и меди (манципация, в том числе семьи): мнимая продажа своего имущества постороннему лицу.
Были утверждены письменные формы завещания, порядок хранения их копий в императорском архиве; увеличен размер обязательной доли для наследников по закону. В них также могли устанавливаться легаты (наследник должен был выдать часть имущества определенному лицу), но наследник был вправе сохранить за собой четверть наследства. Вначале эти распоряжения могли выдаваться и без составления завещания и именовались фидеокомиссами, но позже они фактически слились с легатами.