Институт верховной государственной власти в Древнем Египте.

Институт верховной государственной власти в Древнем Египте.

Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н. э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата.

Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Возглавляя весь государственный аппарат, фараон выполнял следующие функци:

· Обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью

· Все значительные мероприятия в стране и за её пределами (ирригационные и строительные работы, война, торговля, экспедиции и проч.) производились от его имени

· Он был главным законодателем и судьей

· Назначал высших чиновников

· Считалось, что от фараона зависели урожай, справедливость в государстве, его безопасность

· Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд.

· Он мог наделять знать, жрецов, чиновников землёй, жаловать им титулы.

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в период Нового царства, когда она окончательно утверждается на основе военной силы, многочисленного бюрократического аппарата, поном подчинении себе управления обширной территорией.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась, как правило, по наследству (во время царствования той или иной династии). Однако династии часто сменялись, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В одного из родившихся детей должен войти бог, божественное царственное начало. Он мог «войти» в любую женщину, даже никогда не видевшую фараона, таким образом, она могла произвести нового бога-фараона. Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которые могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

Фараон в Древнем Египте воспринимался не только как земной правитель, но, считалось, происходил от бога, считался равным богам и иногда даже превосходил его. Царь почитался наравне с богом солнца Ра. Царь — солнце, сын солнца; он — материализация бога на земле. Начиная с фа­раона Хефрена, титул великого бога Ра и титул сына бога Ра присоединяются к имени царя. Имя царя пишется в овале, кото­рый является символом солнца. (Самое имя царя не при­нято было произносить всуе, обычно царя не называли по имени, а говорили о нем "высокий дом", по-египетски — "перо" (отсюда в еврейской транскрипции слово "пар'о", а в греческой — "фа­раон")).

Отсюда появляется пышный церемониал вокруг царя-фараона:

- Перед царем падали ниц, лежали на животе, целовали прах у его ног. Великой честью считалось обнимать его колени.

- Разговаривать с царем было исключительным почетом

- Строительство гигантских пирамид на местах захоронения фараонов.

Однако, при всей широте полномочий фараона, его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную:

o Политическая стабильность единого Египта зависела от того. Насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоёв, особенно военной и жреческой верхушки. (в истории сохранились свидетельства о советах фараонов с номовой властью)

o Власть сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога.

o Существовало двойственное представление египтян о носителях власти: фараон не только бог, но и человек, который умирает, впадает в грехи, может быть осужден «Судом вечности».

Организация государственного управления в Древнем Египте. Тжати.

Центральное управление.

· Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Возглавляя весь государственный аппарат, фараон выполнял следующие функци:

o Обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью

o Все значительные мероприятия в стране и за её пределами (ирригационные и строительные работы, война, торговля, экспедиции и проч.) производились от его имени

o Он был главным законодателем и судьей

o Назначал высших чиновников

o Считалось, что от фараона зависели урожай, справедливость в государстве, его безопасность

o Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд.

o Он мог наделять знать, жрецов, чиновников землёй, жаловать им титулы.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата. Несмотря на многочисленность, аппарат был слабо дифференцирован. Почти все чиновники были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью.

(при этом их роль в религиозной сфере постепенно падала и переходила исключительно в руки жжрецов).

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении принадлежала царскому двору.

· Джати (позже его начинают именовать появившейся на востоке аналогичной должностью – визирь) - всемогущий глава всего бюрократического аппарата, соединявший в своем лице и административную и су­дебную власть. Должность, как правило, занимал один из царевичей или иных близких фараону родственников. Функции:

o Сначала – жрец города – резиденции правителя.

o Начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона.

o В Новом царстве полномочия джати выходят за рамки управления царским двором.

o Осуществляет контроль над всем управлением в стране (в центре и на местах)

o Распоряжается земельным фондом, системой водоснабжения

o Руководит Судебной палатой.

o Рассматривает поступающие к фараону жалобы, сообщает ему о событиях, следит за выполнением указов и поручений фараона.

o Под его контролем находились главы различных ведомств и работ.

o Контролировал систему распределения рабочей силы в египетском хозяйстве.

Однако известно, что джати никогда не руководил военным ведомством.

· Группы «послушные призыву» - те, кто мог непосредственно выслушать и должен был исполнить приказ своего господина. Эти группы не были однородными ни по сословному, ни по классовому составу.

o «Большие послушные призыву царя» - придворные, крупные вельможи, государственные деятели, телохранители царя. Возглавляли все высшие ведомства в государстве.

o «Белые дома» - центры по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла.

o «Дома царских сокровищ» - своеобразное налоговое ведомство.

o «Послушные призыву богов» - работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших фараонов.

o «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечающей за судопроизводством по всей стране.

· Ведомства. Существовало три главных ведомства:

o Военное

o Налоговое

o Общественных работ.

Местное управление.

ü Джаджаты – в период Древнего царства общинные советы, которые стояли во главе сельских общин, из которых складывалось Древнеегипетское государство. Состояли из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Впоследствии полностью теряют своё значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государства.

ü Номархи – представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства (номов).

o В период расцвета Древнего царства фараон полностью подчинил себе номархов.

o В Период Среднего царства номархи могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмов.

ü В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

ü Писец-канцелярист – центральная фигура разветвлённого административно-командного аппарата. Их готовили в специальных школах.

o Ведали многочисленными приходно-расходными книгами

o Два раза в год составляли кадастр всех земель в стране

o Переписывали население, его имущество.

Страна делилась не только на области-номы, но и на два больших округа – Южный и Северный Египет, во главе которых стояли наместники из родственников фараона. Такое деление соответствует древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства.

Армия.

1) В Раннем царстве – создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота и др. имущества. Воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. В главе военных отрядов – или сам фараон, или назначенный им сановник.

2) В период раздробленности – военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимались назначаемые фараоном крупнейшие военные сановники, следившие за набором войска. В это время появляется кадровое офицерство - специльаное формирование «спутников царя». Рано стала формироваться царская гвардия, личная охрана царя. В XVIII до н.э. гиксосы приводят с собой лошадей. С этого времени – появляются конница и боевые колесницы.

3) В Новом царстве создаётся постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона. Из каждой сотни совершеннолетних юношей десять становились воинами. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и проч. Армия начала выполнять полицейские функции, создаются специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Правосудие.

- Суд на всех этапах развития не был отделён от администрации.

В древнем царстве функции местного суда сосредотачиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые:

§ разрешают споры о земле и воде,

§ регулируют семейные и наследственные отношения

- В номах судьями выступали номархи, носившие титулы «жрецы огини истины». Надзор осуществлялся сам фараон или джати, которые могли пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечающей за судопроизводством по всей стране.

- В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел.

- Определённые судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником.

- Существовали своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников.

Брачно-семейное право.

· Женщина в Древнем Египте отличалась своей независимостью в сравнении с другими государствами. Женщина занимала довольно высокое положение в семье. В качестве «владычицы дома».

· Получил распространение брак-партнёрство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялись не только режим раздельной собственности супругов, но и свобода развода.

· Брачный договор сопровождался символическим обменом «брачными» браслетами.

· Брачный договор передавался на утверждение джати. Он следил за тем, чтобы в тексте содержалась отдельная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги.

· Свадебный обряд был прост, заключался в переходе невесты с её приданым в дом жениха.

· Официально заключались браки между родственниками

· Признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников.

· Отец не мог отказаться от ребёнка, родившегося от рабыни.

· Неверность супруга, как правило, не каралась санкциями.

· Брачные контракты не препятствовали женщине развестись в соответствующих случаях и завести новую семью.

· Сохранялась раздельная собственность жены и мужа.

Наследственное право.

- Общим имуществом после кончины одного из супругов продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (муж – 2/3 и жена – 1/3) имел полное право распоряжения.

- Жена могла наследовать мужу, но его естественными наследниками были только дети.

- «Старшим сыном» и наследником мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков.

- Сыновья обязаны достойно похоронить отца и постоянно заботится о его гробнице.

- Дочь наследовала наравне с братьями. Наследство могло передаваться и по мужской, и по женской линии.

Имущественные отношения.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

· государственные;

· храмовые;

· частные;

· общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

ü договор займа;

ü договор найма;

ü договор купли-продажи;

ü договор аренды земли;

ü договор поклажи;

ü договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

Система наказаний.

Наказания носили своей главной целью устрашение. Входили:

ü Смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и проч.)

ü Заключение в тюрьму

ü Обращение в рабство

ü Ссылка на каторжные работы в Нубию

ü Телесные и членовредительские

ü Лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца

ü Денежный штраф

ü Конфискация частных рабов.

Общественный строй.

Социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая связана с многоукладным характером экономики, с незавершённым процессом образования классов, с ранним развитием в царско-храмовом хозяйстве торговли.

Наиболее чёткие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами, что позволяет говорить о рабовладельческом обществе Древнего Вавилона. Однако, рабство имело свои особенности:

· Длительное сохранение зна­чительных пережитков первобытнообщинного строя в рабовладель­ческом обществе Вавилона.

· Быстрое развитие производительных сил в плодородных до­линах Двуречья, а также сложившаяся здесь необходимость ши­роко использовать труд рабов в целях создания и поддержания в порядке обширной сети ирригационных сооружений вызвали ран­нее образование классового общества в Вавилоне. Классовое об­щество сложилось здесь при не изжитых еще полностью явлени­ях матриархата, при слабом развитии частной собственности.

· Оговаривалось не столько бесправие раба, сколько те или иные ограничения его прав с сохранением за ним некоторых остатков правоспособности.

· В Нововавилонском царстве раб чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделённого хозяйственной самостоятельностью.

· Общинная собственность на землю и рабов поэтому сохраня­ется в Вавилоне с образованием классового общества и государ­ства, а условия климата и почвы, вызывающие необходимость ис­кусственного орошения при помощи системы каналов и плотин, приводят в Вавилоне к длительному сохранению общинной и го­сударственной собственности на землю, а также к длительному со­хранению коллективной (государственной, храмовой, общинной) собственности на рабов.

«Господин» выступал как полноправный член месопотамского общества, обладатель подвластных ему рабов, зависимых членов семьи, земли, вещей.

Распространённой формой личной зависимости была долговая кабала. При определённых условиях она приводила человека в рабство (сын должника передавался храму или продавался за границу). Но должник, отрабатывающий свой долг, не считался рабом – об этом свидетельстуют статьи ЗХ, ограничивающие срок отработки долга тремя годами.

При государственной собственности на землю происходит сли­яние ренты с земли с налогом. Рента-налог нередко поступает в государственную казну в виде различного рода натуральных сбо­ров с крестьян, а также иных повинностей, возлагаемых на сво­бодных общинников.

Наряду с выделением рабов и близко стоящих к ним зависимых бедняков социально-экономические границы проводятся между господствующей верхушкой (царские и храмовые чиновники во главе с самим царём) и общинниками-земледельцами, ведущими самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующими чужого труда.

В праве Вавилона выделились две группы свободных:

ü Авилум («человек», «сын человека») – высшие слои, наделялись большими служебными наделами, владели общинной землёй.

ü Мушкенум – лица более низкого социального статуса. Мало чем отличались от рабов, обращались к царю с просьбой о принятии на службу, имели крохотные наделы.

Различия между авилумами и мушкенами особенно ярко проявляются в нормах права, охраняющих жизнь, здоровье и честь их самих и членов семей. В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой правовой защитой (напр, кража их имущества каралась как кража из дворца)

Очень рано складываются торговые отношения, которые велись через государственный аппарат. Выделяются должностные лица – тамкары – лица, связанные с ростовщической деятельностью, царской торговлей. По ЗХ царской властью накладывались обязательства: отдавать часть доходов в казну, выкуп пленного воина. Пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. В каждом городе существовали объединения торговцев – карум.

Зависимообязанным было и ремесленное производство. По ХЗ особой защитой пользовались отцы-усыновители, обучившие приёмного сына своему ремеслу.

Государственный строй.

Наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Однако следует иметь ввиду, что отличия города и села в Месопотамии были условны (и сел и город даже назывались одним словом – «ур»).

· Правитель-царь города (наименовались «эн», «энси» или «лугаль») – стояли во главе городов-государств. Являлся главой общинного культа.

o Ведал ирригационными, храмовыми и другими строительствами

o Предводительствовал войском

o Председательствовал в совете старшин или народном собрании

· Общинные собрания/советы старейшин

o избирали и низвергали правителей, определяли объём их полномочий

o обладали законодательными, финансовыми, судебными функциями

o решали задачи по поддержанию общественного порядка.

· По мере централизации государства возрастают полномочия царя (при Хаммурапи)

o Пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями

o Выступал главой большого управленческого аппарата

o Обширные хозяйственные функции: руководство ирригационными работами, строительство храмов, регулирование цен на товары.

o В отличие от Египта, царь здесь не являлся богом, а власть передавалась от богов ежегодно.

· Особым статусом обладали храмы:

o Опирались на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них людей

o Стремились к экономической независимости

o Однако при Хаммурапи были почти полностью подчинены администрации, царь назначал жрецов

· Вавилон был разделён на области, во главе которых стояли царские чиновники – шакканаккум:

o Отвечали за сбор налогов

o Поддержание порядка

o Созыв ополчения

o Контролировали назначаемых глав общин – рабинаумов.

· Особым правовым статусом обладали древние религиозные центры (Ниппур, Сиппар, Вавилон) – жители освобождались от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Армия.

Первоначально состояла из личной военной силы правителей городов, по мере централизации создаётся постоянная армия, противопоставленная общинному ополчению.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного земледелия. Воин (редум, баирум) получает царский надел, обеспечивающий не только его, но и его семью. Командиры за доблести вознаграждались землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

Правосудие.

До Хаммурапи ведущее место в судебной системе занимают храмовые и общинные суды. Рано упоминаются и царские суды.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные органы по-прежнему состояли из членов совета общины, но руководить ими стал рабианум. Этим судам не были подчинены царские люди. В основном царские суды были введены в городах, но царь не имел судебных полномочий. Он мог только помиловать от смертного приговора. Ему приносили жалобы на судей, волокиту. Судебные инстанции отсутствовали. Существовали судебные должности глашатаев, полицейских и судебных исполнителей, гонцов и писцов. Не утратили окончательно судебных функций и храмы.

Усыновление

Могла заключаться с назначением усыновляемого наследником и без назначения. Первая форма осуществлялась только свободным мужчиной с целью продолжения рода в бездетной семье. В этом случае усыновлённый не мог наследовать в родной семье. Приёмные дети могли получать наследство в своей семье, если они работали в доме усыновителя «уже взрослыми».

Наследство.

Традиционно получали сыновья в равных долях. Дочерям выделялось приданое.

Лишить наследства было затруднительно, если сын дважды нанёс тяжкую обиду отцу.

Дочь, не получившая приданого, вступала в наследство с сыновьями наравне.

Если муж не подарил определённого имущества при жизни жены, она имела право вступить в наследство.

Процесс

Нет различий в уголовном и гражданском процессе. Состязательный (обвинительный). Судопроизводство начиналось с подачи заявления потерпевшей стороной. Доставка ответчика в суд возлагалась на истца. Стороны самостоятельно собирали доказательства и предъявляли их суду. Процесс носил обвинительный характер: обвиняемый считался виновным, пока не докажет обратное.

Судопроизводство могло прекратиться на любой стадии независимо от тяжести обвинения. Неявка в суд без уважительной причины или бегство одной из сторон расценивалось как признание вины.

Доказательства:

· Вещественные

· Свидетельские показания

· Письменные

  • В отсутствии объективных доказательств по соглашению сторон использовались ордалии ради подтверждения своей невиновности. Отказ от ордалий или принесение клятвы расценивался как признание вины.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Социально расслоение в Древней Индии привели не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а возникновению особых социальных групп – варн.

· Брахманы – священнослужители, жрецы. Формированию способствовала монополизация ими на определённом этапе отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.

· Кшатрии – воины, правители. Вначале входила только армия, потом пополнялась местными вождями, главами сильных родовых групп. Существовала особая категория вратья-кшатриев – кшатриев по обету.

· Вайшьи – земледельцы, ремесленники. Первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи включаются в категорию податного населения.

Формирование этих трёх групп основывалось на разделении труда, когда труд физический отделялся от труда умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого.

По мере консолидации высших варн – брахманов и кшатриев – складывается особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта – «бали» (налог). Он собирался в пользу «царей». Он постоянно увеличивался, в связи с чем даже вайшьи стали рассматриваться как податное население.

· Шудры – слуги. Эту категорию занимали представители коренного завоёванного населения, а также беднейшие части самого индийского общества, тех его членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении. Неполноправное, зависимое положение шудр (ЗМ) могло сочетаться с их состоятельностью, которая делала эту категорию практически независимым (КА). Главная отличительная особенность – ритуальная нечистота. Дхармашастры закрепляют чёткие религиозно-правовые границы между шудрами и первыми тремя варнами:

o Устраняются от участия в жертвоприношениях, ритуалах (кроме брака)

o Не могли изучать священные книги.

Дхармашастры определяют для каждой варны наследственный круг занятий, тяжесть наказания зависит от принадлежности той или иной варне.

Наряду с делением на варны по мере углубление разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы – касты. Выделяются религиозно-ритуальные касты «нечистых», «неприкасаемых», стоящих вне варн индийского общества. Впоследствии каждая каста приобретет более определённое место в кастовом расслоении вместе с профессиональной принадлежностью, степенью участия в решении общинных дел.

Закреплённые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида. Черты принадлежности к определённому классу в Древней Индии были присущи рабам.

ü Существовало семь разновидностей рабов (соответственно и семь источников):

o Военнопленный

o Раб за содержание

o Рождённый в доме

o Купленный

o Подаренный

o Доставшийся по наследству

o Раб в силу наказания.

ü Раб был недееспособным, сделки, заключённые рабом, считались недействительными

ü Рабов могли продавать, уплачивая пошлина 20-25%

ü Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.

ü Фактически рабы обладали имуществом, которым не мог владеть хозяин

Рабский труд не был основным, число рабов было невелико и в царском землевладении, и в ремесле.

В Индии существовало формы землевладения (или земельной собственности):

· Государственная – завоевания, войны. Одна часть переходила в царские владения (сита), здесь применялся рабский труд и труд зависимых арендаторов. Другая часть переходила учёным брахманам, храмам, монастырям, которые освобождались от налогов, и знати, чиновникам в виде служебных временных пожалований.

· Общинная – земля принадлежала общине. Община имела право неограниченно распоряжаться землёй. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Община получала часть поборов с общинников-крестьян.

· Частная крестьянская – существовала наряду с общинной. Землевладение крестьянина или большой семьи. Также имели широкие права: продажа, сдача в аренду, дарение. Основное ограничение – обязанность платить подати в пользу государства и частных лиц.

Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление торгово-ремесленной верхушки среди вайшьев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации-шрени. Позже богатые купцы даже стали принадлежать к варне кшатриев.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Примитивные раннегосударственные образования в Индии начали складываться в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или их союзов. Это были монархии, главенствующую роль в которых играли брахманы. Правители назвались раджи. Они выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель. По мере укрепления власти правителей, при нём создаётся совещательный орган, выросший из советов старейшин – паришад.

Однако в силу исторических причин, главная из которых – варново-кастовый строй, в Индии так и не сложилось сильного централизованного государства. Анализ источников, в основном – КА и эпиграфические – позволяют воссоздать более приближённую к действительности специфическую модель восточно-монархического государства Маурьев:

o Раджа – царь. Царская власть обожествлялась, но не сам царь-человек, который может быть «приверженным к порокам». Религиозные нормы говорят о наличии у царя особой дхармы – обязательства. Если царь будет следовать своей дхарме, тогда народ будет следовать за ним и это приведёт страну к процветанию. Если царь уклонится от её выполнения, то это приведёт его и его страну к гибели.

o Царь имел особую дхарму (обязанность) – охрана подданных. При этом имелась ввиду защита от внешних врагов и внутренних – грабителей, воров, преступников.

o Защищая народ, царь мог заставить его платить налог – бали. Помимо него существовало множество других поборов.

o Царю вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов.

o Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов.

o Должен возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом

o Должен организовывать публичные работы, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

КА рекомендует царям проводить политику в двух направлениях: склонять на свою сторону господ и ослаблять их путём подкупа их сторонников.

o Адхъякша – царский порученец. Основная функция – пополнение царской казны от сбора податей, штрафов, различных платежей.

o Аматья – обладатель высокой должности. В узком смысле обозначал круг советников царя:

o Мантрин – главный советник

o Сенапати – главный военачальник

o Верховный придворный жрец

o Пурохита – воспитатель сыновей царя

o Ближайшие родственники.

o Выделялись особые должностные лица:

o «Хранитель границ» (скорее всего соседний зависимый государь) – осуществлял охрану «дорог и торговли»

o «Надзиратель за судами» - следил за порядком в гавани, взимал пошлины с кораблей, отражал нападения пиратов и врагов

o «Ответственный за поимку воров».

Однако привести к определённой системе все указанные в КА должностные лица невозможно. Очень слабо разграничивались полномочия этих должностных лиц.

Рыхлость царства заставляла царя различными средствами обеспечивать государственное единство. Одним из таких средств была пакши – многочисленная и сильная группировка сторонников царя, его советников, родственников, союзников. Однако пакши имели не только цари, что обосновывает наличие предостережения от пакш врагов царя.

Местное управление.

Крупнейшими административно-территориальными единицами по КА являлись провинции. Они делились на две группы:

- пять наиболее крупных, руководимых царевичами

- особые пограничные провинции, управляемые другими представителями знати.

В состав державы включались:

· полуавтономные и монархические политические образования, зависимые в определённой степени от царей, но сохранившие свои органы управления

· сангхи – олигархические республики

· территории городов, профессиональных объединений (шрени), объединений деревень (деша)

· деревенские общины (грама).

Мелкие территориальные единицы входили в более крупную, не теряя своей автономии.

Правосудие.

Существовало две системы судов:

1) Царская. Согласно ЗМ высшей инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или заменяющая его судебная коллегия сабха, состоящая из назначенного царём брахмана и трёх судей. Царю принадлежало право объявлять амнистию. В суде нормы права толковали брахманы, в крайнем случае кшатрии или вайшьи.

2) Внутриобщинная. Существовало две формы «правоохранительных органов»:

a. Прадештары – выполняли главные функции:

i. Разыскивали и карали лиц, получающих нелегальные доходы

ii. Преследовали за преступления «чиновников»

iii. Вели следствие и карали за тяжкие преступления (убийство, воровство, насилие)

iv. Могли по собственной инициативе проводить расследование и назначать наказание

v. Пользовались услугами шпионов

vi. По подозрению мог задерживать обвиняемого

b. Дхармастхи – судейская коллегия из трёх судей. Компетенция распространялась на территорию 10 деревень. Суд начинался здесь по жалобе истца или потерпевшего. Рассматривали главный образом гражданские дела.

Большинство дел рассматривались, также, общинными кастовыми судами.

Армия.

Военная дружина правителя играла огромную роль в раннегосударственных объединениях.

Позже на смену пешему войску приходит профессиональное войско:

ü Применяются колесницы, слоны

ü Появляются тяжёлые квадриги

ü Ядро армии – наследственные воины, наёмники, воины отдельных объединений, зависимых союзников, находящиеся на царском обеспечении

ü Армия была кастовой – в основном лишь кшатрии могли носить оружие.

ü Охраняла правопорядок.

Сущность античного полиса.

Древняя Греция – родина правовой культуры Европы. Но античная правовая культура в Европу не перешла.

На организацию государственной власти в Греции решающим образом повлияли природные условия: горные хребты и заливы стали существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным централизованное управление. Естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных и изолированных друг от друга городов-государств – полисов (государственным образом организованная община). Население — 30-60 тысяч человек.

Географическая и политическая замкнутость полиса делала его зависимым от общегреческой и международной торговли. Море обеспечивало связь с внешним миром, связывало в единую систему все города-государства.

Создание мощных государств в античное время означало их гибель. Ядром всех организаций был полис («политея» - оригинал).

Полис – это государственным образом организованная община. В его рамках и протекала жизнь древних государств. Каждый полис имел определенную небольшую территорию с населен<

Наши рекомендации