Статья 208. Вступление решения суда в законную силу

«Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом…»

32. Единственное, к помощи чего можно было прибегнуть дальше – процедура надзора-пересмотра, которая позволяет судам пересматривать дела в порядке судебного надзора:

Статья 319. Решения, определения и постановления, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора

«Вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех судов РСФСР могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам должностных лиц, перечисленных в статье 320 настоящего Кодекса.»

33. Полномочия должностных лиц по принесению протеста зависели от их ранга и территориальной юрисдикции:

Статья 320. Лица, имеющие право принесения протеста

«Протесты вправе приносить:

1) Генеральный прокурор СССР - на решения, определения и постановления любого суда РСФСР;

2) Председатель Верховного Суда СССР - на постановления Президиума, а также на решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, действующей в качестве суда первой инстанции;

3) заместители Генерального прокурора СССР - на решения, определения и постановления любого суда РСФСР, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РСФСР;

4) заместители Председателя Верховного Суда СССР - на решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, действующей в качестве суда первой инстанции;

5) Прокурор РСФСР, Председатель Верховного Суда РСФСР и их заместители - на решения, определения и постановления любого суда РСФСР, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РСФСР;

6) Председатель Верховного суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа - на решения и определения районных (городских) народных судов и определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.»

34. Полномочия по принесении таких протестов были дискреционными, то есть исключительно соответствующее должностное лицо определяло, заслуживало ли конкретное дело пересмотра в порядке надзора.

35. По статье 322 должностные лица, перечисленные в статье 320, которые считали, что дело заслуживало более пристального рассмотрения, могли в определенных обстоятельствах получать материалы дела для того, чтобы установить, имелись ли веские основания для принесения протеста.

36. Статья 323 Кодекса давала соответствующим должностным лицам право приостанавливать исполнение соответствующего судебного решения, определения и постановления до завершения производства по надзору-пересмотру.

37. Статья 324 Кодекса предусматривала, что соответствующие должностные лица должны подготавливать протест и направлять его (в достаточном количестве копий для каждой из сторон) вместе с материалами по делу в соответствующий суд. Протест должен был приноситься в том же количестве копий, что и количество тяжущихся сторон.

38. Статья 325 содержала следующее:

«Сторонам… направляются копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях стороны… извещаются о времени и месте рассмотрения дела.

Копии протеста лицам, участвующим в деле, направляются судом. Суд назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.»

39. По статье 328 Кодекса производство по принесенному протесту в порядке надзора обычно было устным, а стороны приглашались для представления замечаний после заслушивания судом отчета соответствующего судьи.

40. Суды, рассматривающие протесты в порядке надзора, имели широкую юрисдикцию в отношении окончательных судебных решений:

Наши рекомендации