Основными характерными признаками психопатий по П.Б. Ганнушкину являются
тотальность характерологических нарушений
стойкость характерологических нарушений
трудность социальной адаптации
- отягощенная наследственность
- ни один из перечисленных
Диагностика психопатии становится достаточно достоверной
- в детском возрасте
- в подростковом возрасте
в молодом возрасте
- в пожилом возрасте
Декомпенсация психопатии может характеризоваться
астеническими расстройствами
усилением всех основных патологических свойств личности
патологическими идеями
- состояниями выключения сознания
Для какой формы психопатии характерна замкнутость, склонность к одиночеству?
- астеническая психопатия
- паранойяльная психопатия
- истерическая психопатия
шизоидная психопатия
- эпилептоидная психопатия
Для какой формы психопатии характерна агрессивность в поведении?
эпилептоидная психопатия
- психастеническая психопатия
- истерическая психопатия
- шизоидная психопатия
Для какой формы психопатии характерна боязнь публичных выступлений?
- возбудимая психопатия
- паранояльная психопатия
психастеническая психопатия
- истерическая психопатия
- гипертимная психопатия
- эпилептоидная психопатия
Какие из указанных факторов имеют решающее значение в формировании психопатий?
- психическая травма
социально-психологические факторы + наследственность
- возраст больного
9. Особенностями астенического типа психопатии являются все перечисленные, кроме:
склонности к псевдологии
- раздражительности
- повышенной впечатлительности, чувствительности
- значительной психической утомляемости и истощаемости
10. Чертами паранойяльной психопатии являются:
недоверчивость, подозрительность, упорство в отстаивании своих убеждений
угрюмость, злопамятность, готовность в каждом видеть недоброжелателя
повышенная самооценка, эгоцентризм
- ничего из перечисленного
11. Основными свойствами возбудимой психопатии являются:
способность оскорблять по малейшим поводам
выраженная агрессивность в гневе
крайняя несдержанность при конфликтных ситуациях
- все перечисленное неверно
12. Акцентуация характера по гипертимному типу характеризуется всем перечисленным, кроме:
- доминирующее хорошее настроение
- оптимизм
- подвижность мышления
- легкомыслие
+ дисфоричность
13. Акцентуация характера по тревожно-мнительному типу характеризуются всем перечисленным, кроме:
- большой впечатлительности
- постоянных переживаний за свое здоровье и здоровье близких
повышенной способности заводить новые знакомства
- пониженной самооценке
- чрезмерной опеки своих детей
14. К особенностям акцентуации характера по истероидному типу относятся все перечисленные, кроме:
- потребности в признании
- эгоцентризма
склонности к самоанализу
- проникновение в психологию других
- пластичность поведения
Задача 1.
18-летняя обследуемая X. была неспособна к обучению в средней школе, воспитывалась в школе-интернате для умственно отсталых детей, с трудом осваивала программу, к 18 годам училась в 5-м классе, пo наблюдениям воспитателей, несмотря на явное отставание в физическом развитии, проявляла повышенный интерес к мальчикам, часто уединялась с ними. В связи с тем, что несколько раз надолго исчезала с мальчиками, в школе была дважды осмотрена гинекологом. При втором осмотре установлено нарушение девственной плевы. От объяснений по этому поводу X. уклонилась, а спустя несколько дней вместе с матерью явилась в милицию с заявлением, что была изнасилована соседом по квартире. Семья X. постоянно ссорится с соседом. X. давала показания в присутствии матери, в дальнейшем неоднократно их меняла. При судебно-психиатрической экспертизе выявлен крайне малый запас знаний, X. с трудом формулирует свои мысли. При расспросе в присутствии матери, путаясь в деталях, X. утверждает, что сосед ее изнасиловал. Несмотря на замечания, мать все время кивает головой, подсказывает дочери. Беседуя с врачами без матери, X. говорит об этом эпизоде еще более нелогично, плачет, просит позвать маму, "тогда все вспомнит".
1. Выскажитесь о характере заболевания у больного Р.
2. Вынесите постановление о судебно-психиатрической экспертизе.
3. Составьте перечень медицинских и др. документов, необходимых для проведения экспертизы.
Задача 2
Больной Л. 71 год, пенсионер. В течение последних пяти лет стал отмечать повышенную утомляемость, раздражительность, головные боли, головокружения, шум в ушах, слезливость. Жаловался родственникам на плохую память. Стал забывать текущие события. При поступлении в больницу - многословен, обстоятелен. Подробно, с излишней детализацией рассказывает о своем заболевании. При этом больного совершенно невозможно переключить на другую тему. Настойчиво и упорно возвращается к рассказу о своих достижениях на работе, «пока не стала хромать память». Несколько эйфоричен, в то же время слабодушен. Появляются слезы умиления, когда рассказывает о том, что его наградили за хорошую работу. При упоминании об его самочувствии начинает плакать, но быстро успокаивается, отвлекается, начинает улыбаться, когда получает похвалу.
Отмечает, что последние годы беспокоит плохая память: «Все забываю, все приходится записывать, голова стала худая». При обследовании совершенно не ориентируется в событиях недельной давности, не помнит, что ел утром, неточно ориентирован во времени. В отделении через четыре дня после стационирования стал говорить, что только вчера работал над сооружением высотного здания в Москве, поставлял стойке бетон и пиломатериалы (больной действительно принимал участие в сооружении высотного здания МГУ в 1952 г.), отдавал распоряжения рабочим, закрывал наряды. В беседе с врачом никак не мог вспомнить имени врача, хотя и помнил, что имя называлось. В отделении забывает свою палату, свое место, не может найти дорогу в комнату отдыха, часто просит больных проводить его в кабинет врача
1. Выскажитесь о характере заболевания у больного Р.
2. Вынесите постановление о судебно-психиатрической экспертизе.
3. Составьте перечень медицинских и др. документов, необходимых для проведения экспертизы.
Краткие методические рекомендации
1. При рассмотрении вопроса о слабоумии обратить внимание на характеристику психических нарушений у больных с разной степенью слабоумия.
2. При подготовке ответов на вопросы об экспертизе симуляции психических расстройств вначале следует рассмотреть формы симуляции в хронологическом порядке. Далее обратить внимание на цели, преследуемые симулянтами во время предварительной симуляции, симуляции, осуществляемой в момент совершения преступления и симуляции, осуществляемой после совершения преступления, а также способы, присущие каждой форме симулятивного поведения.
3. Следует учесть, что симулировать заболевание могут не только здоровые, но и психически больные люди. В связи с этим выделяют истинную симуляцию и симуляцию на патологической почве. Следует обратить особое внимание на способы, присущие каждой из этих форм. При подготовке вопроса о симуляции на патологической почве необходимо изучить его формы (аггравация, метасимуляция и сюрсимуляция) особенности и отличия друг от друга.
Далее следует дать определение понятию «диссимуляция» и изучить ее формы.
4. При изучении судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обратить на разнообразие психических нарушений: бродяжничество, фантазирование, навязчивые и сверхценные мысли и идеи, аффекты, патологическое развитие личности и задержки психического развития.
5.Обратить внимание на экспертизу несовершеннолетних (осознавание значения своих действий и совершенных с ними действий, умение руководить своими действиями и желаниями).
Рекомендуемая литература
Основная