Основными характерными признаками психопатий по П.Б. Ганнушкину являются

тотальность характерологических нарушений

стойкость характерологических нарушений

трудность социальной адаптации

- отягощенная наследственность

- ни один из перечисленных

Диагностика психопатии становится достаточно достоверной

- в детском возрасте

- в подростковом возрасте

в молодом возрасте

- в пожилом возрасте

Декомпенсация психопатии может характеризоваться

астеническими расстройствами

усилением всех основных патологических свойств личности

патологическими идеями

- состояниями выключения сознания

Для какой формы психопатии характерна замкнутость, склонность к одиночеству?

- астеническая психопатия

- паранойяльная психопатия

- истерическая психопатия

шизоидная психопатия

- эпилептоидная психопатия

Для какой формы психопатии характерна агрессивность в поведении?

эпилептоидная психопатия

- психастеническая психопатия

- истерическая психопатия

- шизоидная психопатия

Для какой формы психопатии характерна боязнь публичных выступлений?

- возбудимая психопатия

- паранояльная психопатия

психастеническая психопатия

- истерическая психопатия

- гипертимная психопатия

- эпилептоидная психопатия

Какие из указанных факторов имеют решающее значение в формировании психопатий?

- психическая травма

социально-психологические факторы + наследственность

- возраст больного

9. Особенностями астенического типа психопатии являются все перечисленные, кроме:

склонности к псевдологии

- раздражительности

- повышенной впечатлительности, чувствительности

- значительной психической утомляемости и истощаемости

10. Чертами паранойяльной психопатии являются:

недоверчивость, подозрительность, упорство в отстаивании своих убеждений

угрюмость, злопамятность, готовность в каждом видеть недоброжелателя

повышенная самооценка, эгоцентризм

- ничего из перечисленного

11. Основными свойствами возбудимой психопатии являются:

способность оскорблять по малейшим поводам

выраженная агрессивность в гневе

крайняя несдержанность при конфликтных ситуациях

- все перечисленное неверно

12. Акцентуация характера по гипертимному типу характеризуется всем перечисленным, кроме:

- доминирующее хорошее настроение

- оптимизм

- подвижность мышления

- легкомыслие

+ дисфоричность

13. Акцентуация характера по тревожно-мнительному типу характеризуются всем перечисленным, кроме:

- большой впечатлительности

- постоянных переживаний за свое здоровье и здоровье близких

повышенной способности заводить новые знакомства

- пониженной самооценке

- чрезмерной опеки своих детей

14. К особенностям акцентуации характера по истероидному типу относятся все перечисленные, кроме:

- потребности в признании

- эгоцентризма

склонности к самоанализу

- проникновение в психологию других

- пластичность поведения

Задача 1.

18-летняя обследуемая X. была неспособна к обучению в средней школе, воспитывалась в школе-интернате для умственно отсталых детей, с трудом осваивала программу, к 18 годам училась в 5-м классе, пo наблюдениям воспитателей, несмотря на явное отставание в физическом развитии, проявляла повышенный интерес к мальчикам, часто уединялась с ними. В связи с тем, что несколько раз надолго исчезала с мальчиками, в школе была дважды осмотрена гинекологом. При втором осмотре установлено нарушение девственной плевы. От объяснений по этому поводу X. уклонилась, а спустя несколько дней вместе с матерью явилась в милицию с заявлением, что была изнасилована соседом по квартире. Семья X. постоянно ссорится с соседом. X. давала показания в присутствии матери, в дальнейшем неоднократно их меняла. При судебно-психиатрической экспертизе выявлен крайне малый запас знаний, X. с трудом формулирует свои мысли. При расспросе в присутствии матери, путаясь в деталях, X. утверждает, что сосед ее изнасиловал. Несмотря на замечания, мать все время кивает головой, подсказывает дочери. Беседуя с врачами без матери, X. говорит об этом эпизоде еще бо­лее нелогично, плачет, просит позвать маму, "тогда все вспомнит".

1. Выскажитесь о характере заболевания у больного Р.

2. Вынесите постановление о судебно-психиатрической экспертизе.

3. Составьте перечень медицинских и др. документов, необходимых для проведения экспертизы.

Задача 2

Больной Л. 71 год, пенсионер. В течение последних пяти лет стал отмечать повышенную утомляемость, раздражительность, головные боли, головокружения, шум в ушах, слезливость. Жаловался родственникам на плохую память. Стал забывать текущие события. При поступлении в больницу - многословен, обстоятелен. Подробно, с излишней детализацией рассказывает о своем заболевании. При этом больного совершенно невозможно переключить на другую тему. Настойчиво и упорно возвращается к рассказу о своих достижениях на работе, «пока не стала хромать память». Несколько эйфоричен, в то же время слабодушен. Появляются слезы умиления, когда рассказывает о том, что его наградили за хорошую работу. При упоминании об его самочувствии начинает плакать, но быстро успокаивается, отвлекается, начинает улыбаться, когда получает похвалу.

Отмечает, что последние годы беспокоит плохая память: «Все забываю, все приходится записывать, голова стала худая». При обследовании совершенно не ориентируется в событиях недельной давности, не помнит, что ел утром, неточно ориентирован во времени. В отделении через четыре дня после стационирования стал говорить, что только вчера работал над сооружением высотного здания в Москве, поставлял стойке бетон и пиломатериалы (больной действительно принимал участие в сооружении высотного здания МГУ в 1952 г.), отдавал распоряжения рабочим, закрывал наряды. В беседе с врачом никак не мог вспомнить имени врача, хотя и помнил, что имя называлось. В отделении забывает свою палату, свое место, не может найти дорогу в комнату отдыха, часто просит больных проводить его в кабинет врача

1. Выскажитесь о характере заболевания у больного Р.

2. Вынесите постановление о судебно-психиатрической экспертизе.

3. Составьте перечень медицинских и др. документов, необходимых для проведения экспертизы.

Краткие методические рекомендации

1. При рассмотрении вопроса о слабоумии обратить внимание на характеристику психических нарушений у больных с разной степенью слабоумия.

2. При подготовке ответов на вопросы об экспертизе симуляции психических расстройств вначале следует рассмотреть формы симуляции в хронологическом порядке. Далее обратить внимание на цели, преследуемые симулянтами во время предварительной симуляции, симуляции, осуществляемой в момент совершения преступления и симуляции, осуществляемой после совершения преступления, а также способы, присущие каждой форме симулятивного поведения.

3. Следует учесть, что симулировать заболевание могут не только здоровые, но и психически больные люди. В связи с этим выделяют истинную симуляцию и симуляцию на патологической почве. Следует обратить особое внимание на способы, присущие каждой из этих форм. При подготовке вопроса о симуляции на патологической почве необходимо изучить его формы (аггравация, метасимуляция и сюрсимуляция) особенности и отличия друг от друга.

Далее следует дать определение понятию «диссимуляция» и изучить ее формы.

4. При изучении судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обратить на разнообразие психических нарушений: бродяжничество, фантазирование, навязчивые и сверхценные мысли и идеи, аффекты, патологическое развитие личности и задержки психического развития.

5.Обратить внимание на экспертизу несовершеннолетних (осознавание значения своих действий и совершенных с ними действий, умение руководить своими действиями и желаниями).

Рекомендуемая литература

Основная

Наши рекомендации