Правовой навигатор в спс консультантплюс
Как мы отмечали в параграфе 7.1., одной из основных вкладок СПС КонсльтантПлюс является Правовой навигатор. Это – удобная опция для быстрого поиска нормативных документов, комментариев, практики и прочей информации для ориентирования в определённых жизненных ситуациях. Его работа построена по принципу ключевых слов.
Иными словами, в основе Правового навигатора – поисковая строка, в которую нужно вводить варианты ключевых слов (и словосочетаний), характеризующих ситуацию, интересующую пользователя.
Если при вводе ключевых слов они окрашиваются в красный цвет в поисковой строке, то это означает, что СПС КонсультантПлюс не имеет в своём арсенале таких вариантов, а поиск результата не даст. Следовательно, нужно попробовать описать ситуацию иными словами (фразами).
После ввода определённых ключевых слов в левой части экрана (под надписью Правовой навигатор) появляются рубрики, в которых встречается контекст, соответствующий заданным условиям поиска. Выбор рубрики осуществляется нажатием на него (левой клавишей мыши либо на экране при использовании технологии Touch-screen).
При этом в правой части экрана (под поисковой строкой) отображаются варианты контекста в выбранной рубрике. Эти варианты описывают определённые сферы деятельности, типовые ситуации либо варианты процессуальных действий, которые могут заинтересовать пользователя и помочь ему разобраться, найти ответы на возникшие вопросы.
Переключение между рубриками изменяет набор вариантов контекста.
Рис. 107. Поиск документов по контексту ситуации
в окне Правовой навигатор
Например, при вводе ключевых слов Медицинское освидетельствование система предложит две рубрики: Алкогольное опьянение и Медицинские осмотры. При выборе рубрики Медицинские осмотры проблематика опьянения уходит на второй план, и пользователю предлагаются варианты контекста, описывающие порядок направления работника на ежегодное освидетельствование, порядок диспансеризации, возмещение расходов на медицинское освидетельствование и т.д.
В рубрике Алкогольное опьянение все варианты контекста связаны с таким физиологическим состоянием. Но касаются они не только медицинского освидетельствования на этот счёт, и не только нахождения за рулём транспортного средства, но и составления акта об опьянении, допустимого уровня промилле, регулирования ситуации нахождения на работе в состоянии опьянения вообще, и даже того, как следует осуществлять запись в трудовой книжке о подобном нарушении трудовой дисциплины.
Рис. 108. Переключение между контекстами результатов
поиска в окне Правовой навигатор
В целом Правовой навигатор предназначен для поиска правовых норм. Например, у пользователя возник вопрос по смене фамилии и (или) имени ребёнка. Скажем, возникло желание дать ребёнку фамилию бабушки, и сменить имя на более модное. Возраст ребёнка – 10 лет. Соответственно, от его имени и в его интересах все основные юридически значимые действия совершают родители, а уж фамилию кажется возможным присвоить если нелюбую, то по крайней мере от прямых родственников. Протесты ребёнка в этом случае можно не принимать во внимание.
Используя Правовой навигатор, осуществим поиск правовых норм, регулирующих этот вопрос. Вводим ключевые слова: изменение фамилии (изменение имени скорее всего должно регулироваться сходным образом либо вместе с вопросами смены фамилии - предположим).
Рис. 109. Ввод ключевых слов , описывающих возникшую
ситуацию, для выбора контекста
в Правовом навигаторе
В левой части экрана система предлагает 13 рубрик (начиная с водительского удостоверения и заканчивая трудовым договором – разные сферы отношений, где может возникать вопрос смены фамилии или имени). Выбираем рубрику Несовершеннолетние.
Рис. 110. Выбор условий контекста, применимых к
несовершеннолетним. Переход к
списку документов
Справа появляются варианты контекста, из которых нас заинтересует первый – смена фамилии несовершеннолетнего; а также контекст Малолетние (второй контекст – факультативно, для случаев, когда нужно дать системе задание поискать специфику именно для такого возраста). Их нужно выбрать, поставив галочки (щелкнуть левой клавишей мыши или по экрану при технологии Touch-screen). После этого нужно нажать на экранную клавишу Построить список документов либо нажать на клавиатуре F9.
Рис. 111. Список документов, которые подходят
под заданные условия поиска
В появившемся списке мы находим Гражданский кодекс, который говорит о том, что за малолетних и от их имени сделки могут совершать только родители, усыновители или опекуны. Кроме того, система предлагает нам ознакомиться с Семейным кодексом, в котором ст. 59 регулирует вопросы изменения имени и фамилии ребёнка.
Открыв эту ссылку, мы обнаруживаем нужную нам правовую норму: в имеющемся возрасте она допускает смену фамилии ребёнка только на фамилию другого родителя. При этом по достижении ребёнком 10 лет на смену фамилии или имени требуется его согласие.
Рис. 112. Найденная правовая норма, регулирующая
возникшую ситуацию
Следует обратить внимание на то, что Правовой навигатор позволяет искать не только правовые нормы – он осуществляет подбор всего имеющегося материала под выбранную ситуацию, под определённый контекст. В частности, при построении списка документов система в левой части экрана предлагала пользователю 48 документов из законодательства Иркутской области, 48 решений из судебной практики, а также записи из юридической консультации в рубрике Вопрос-ответ, статьи в юридической прессе, книги, постатейные комментарии – всё, что нужно для подробного изучения вопроса и подготовки своей правовой позиции.
Список использованной литературы
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. закона от 29.07.2017 г. № 276-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448; 2017. – № 31 (ч. 1). – Ст. 4825.
2. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 31 (ч. 1). – Ст. 4736.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // Российская газета от 6 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] : URL : https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (Дата обращения – 16.08.2017 г.).
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
5. Епифанов, С.С. О законности применения технических средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах в условиях развития уголовно-исполнительной системы / С.С. Епифанов, Н.Д. Моисеев // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2 (81). С.11.
6. Быстрицкий А.А. Опыт использования информационного портала в системе управления и контроля за регистрационно-учётной и статистической деятельностью органов внутренних дел/ А.А. Быстрицкий, В.Н. Шиханов // Вестник МВД России. – 2009. – № 6. – С. 5 – 15.
7. Епифанов, С.С. Тенденции развития информационных технологий в юридической сфере (правоохранительный аспект) / С.С. Епифанов // Юридические науки. 2015. № 34–2. С. 126.
8. Надыгина, Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: Автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.01./ Е.В. Надыгина. – Нижний Новгород, 2007. – 28 с..
9. Редактор презентаций PowerPoint : практическое пособие / авт.-сост. К. Д. Сибаров. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 44 с.
10. Текстовыйредактор Word : практическое пособие / авт.-сост. К. Д. Сибаров, Е. А. Разумовская. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. – 64 с.
11. Узбекова, А. Сбербанк сократит 3 тысячи рабочих мест из-за робота-юриста / А. Узбекова // Российская газета от 12.01.2017 г. (Воронеж).
12. Фролова, Л. Информационные технологии в юридической деятельности. Примеры информационных технологий / Л. Фролова // FB.ru [Электронный ресурс] : URL : http://fb.ru/article/188730/informatsionnyie-tehnologii-v-yuridicheskoy-deyatelnosti-primeryi-informatsionnyih-tehnologiy (Дата обращения – 01.09.2017).
13. Электронные таблицы Excel: практическое пособие / авт.-сост. Е.А. Разумовская. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 52 с.
Приложение 1
ДОКТРИНА
информационной безопасности Российской Федерации[22]
I. Общие положения
1. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
В настоящей Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.
2. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:
а) национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере (далее - национальные интересы в информационной сфере) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы;
б) угроза информационной безопасности Российской Федерации (далее - информационная угроза) - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере;
в) информационная безопасность Российской Федерации (далее - информационная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;
г) обеспечение информационной безопасности - осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления;
д) силы обеспечения информационной безопасности - государственные органы, а также подразделения и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации задач по обеспечению информационной безопасности;
е) средства обеспечения информационной безопасности - правовые, организационные, технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности;
ж) система обеспечения информационной безопасности - совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности;
з) информационная инфраструктура Российской Федерации (далее - информационная инфраструктура) - совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети "Интернет" и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.
3. В настоящей Доктрине на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
4. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере.
6. Настоящая Доктрина является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.