Особенности тактики действий следователя по приостановленному делу.
Приостановление производства по делу — временный перерыв в производстве следственных действий. Однако розыск лица, скрывшегося от органов расследования, и установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, должны быть продолжены.
В соответствии со ст. 196 УПК при неизвестности места нахождения обвиняемого следователь обязан лично, непосредственно принимать необходимые меры к его розыску. Он также вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия либо выносится особое, отдельное постановление.
К постановлению прилагается справка о личности разыскиваемого обвиняемого. В ней указываются подробные данные о разыскиваемом:
а) фамилия, имя, отчество, год рождения, национальность, образование, семейное положение и т. п.;
б) перечень родственников и их место проживания;
в) последнее место жительства и работы, отношение к воинской обязанности, сведения о судимости;
г) описание примет, черт характера, наклонностей, привычек, состояние здоровья, наличие возможных хронических заболеваний, медицинские учреждения, в которых он лечился;
д) обстоятельства уклонения от расследования или побега;
е) сведения о лицах, оказавших содействие обвиняемому;
ж) личные и иные связи;
з) места, где предположительно может скрываться обвиняемый;
и) основания для выдвижения этих предположений;
к) другие сведения, могущие быть полезными в процессе розыска.
К справке прилагается фотокарточка, а при ее отсутствии — подробное описание внешности разыскиваемого.
Копия постановления и справка направляются в орган дознания. Розыск может быть объявлен как во время предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. При необходимости в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу. В последнем случае постановление должно быть санкционировано прокурором. При задержании разыскиваемого обвиняемого прокурор, осуществляющий надзор за расследованием, а при задержании лица в другой местности — прокурор по месту задержания должен выяснить у него сведения о личности, обстоятельства уклонения от расследования, а также обстоятельства совершения преступления.
Непосредственная розыскная деятельность следователя осуществляется путем:
а) направления запросов в органы милиции по месту возможного нахождения разыскиваемого обвиняемого;
б) направления запросов в исправительные учреждения, где данное лицо может отбывать наказание за совершение другого преступления;
в) привлечения к розыску общественности по месту прежнего жительства и работы скрывшегося лица;
г) использования сведений, полученных при расследовании иных уголовных дел;
д) наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую на имя разыскиваемого или его родственников, и т. д.
Органы дознания осуществляют местный и всероссийский розыск. Местный розыск ведется в районе деятельности органа расследования, где находится в производстве уголовное дело, а также в местах возможного появления скрывшегося лица. Всероссийский розыск объявляется в установленном порядке при необнаружении лица в процессе местного розыска.
Согласно ст. 197 УПК, после приостановления предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь обязан принимать как непосредственно, так и через органы дознания меры по установлению этого лица.
В этом случае важное значение приобретает взаимодействие следователя с органом дознания, использующим весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Оно состоит в:
§ самостоятельном изучении и обсуждении имеющихся материалов;
§ обмене доказательственной и оперативной информацией;
§ совместном анализе приостановленных дел по способу совершения преступления и объекту преступного посягательства;
§ согласованном производстве розыскных действий и т. д.
Тем не менее раскрываемость преступлений по делам, приостановленным в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, остается на крайне низком уровне. Число таких дел постоянно растет, что свидетельствует об актуальности проблемы расследования преступлений прошлых лет.
Уголовно-процессуальное законодательство не содержит каких-либо норм, регламентирующих деятельность следователя, органа дознания по уголовному делу, приостановленному в связи с психическим или иным тяжким заболеванием обвиняемого.
Следственная практика показывает, что содержанием такой деятельности являются:
§ организация в необходимых случаях лечения заболевшего обвиняемого;
§ пресечение возможных попыток со стороны обвиняемого затянуть болезнь или уклониться от лечения;
§ принятие необходимых мер в период лечения обвиняемого для пресечения его попыток скрыться от расследования;
§ поддержание контакта с лечащим врачом, чтобы следить за ходом лечения и своевременно возобновить производство по уголовному делу.
В соответствии со ст. 198 УПК приостановленное предварительное расследование возобновляется мотивированным постановлением следователя, органа дознания тогда:
1) когда отпали основания для приостановления производства (при обнаружении скрывшегося обвиняемого, выздоровлении обвиняемого, установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, получении решения Конституционного Суда РФ, устранившего препятствия для дальнейшего производства по делу);
2) когда возникла необходимость в производстве дополнительных следственных действий. При этом одновременно должен быть поставлен вопрос о продлении срока расследования. После выполнения необходимых следственных действий расследование вновь приостанавливается, если существуют основания для этого и не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности.
Производство по приостановленному делу подлежит прекращению по истечении срока давности, установленного уголовным законом.
В соответствии со ст. 78 УК лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) 2 года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) 6 лет после совершения преступления средней тяжести;
в) 10 лет после совершения тяжкого преступления;
г) 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.
Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.
При решении вопроса о прекращении приостановленного производства следует учитывать следующие законодательные положения:
1) течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия и суда. В этом случае течение срока давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной;
2) вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются;
3) к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, 356-358 УК, сроки давности не применяются, и, следовательно, приостановленные дела по этому основанию не прекращаются.
Планирование работы по приостановленному делу.
Работа следователя по приостановленному делу носит поисковый характер. Она отличается от предварительного следствия и дознания, как по объему конкретных задач, так и по методам этой деятельности. Из всех конкретных задач, стоявших перед следователем ранее, выделяется одна: установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Ведь именно из-за неустановления преступника и с целью обнаружения его дело приостанавливается, а не прекращается. Эта цель указана в ст. 197 УПК РСФСР и в соответствующих статьях УПК всех других союзных республик, Нормы УПК ряда республик (например, ст. 219 УПК Литовской ССР), говоря о сроках приостановления производства, прямо подчеркивают, что «... предварительное следствие приостанавливается до установления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности».
Планирование работы по приостановленному делу производится на основе общих принципов планирования предварительного следствия. При этом могут быть широко использованы тактические приемы планирования расследования, многие из которых присущи и работе по «старым» делам. В то же время имеются и некоторые специфические особенности. Прежде всего, они относятся к характеру и содержанию выдвигаемых версий, которые можно разделить на три группы:
1. Версии, выдвигавшиеся и проверявшиеся ранее, но по тем или иным причинам, не проверенные до конца.
2. Новые версии, не выдвигавшиеся ранее, но вытекающие из имевшихся материалов дела.
3. Версии, основанные на фактических данных, полученных после приостановления дела.
Содержание поисковой работы следователя по приостановленному делу определяется, прежде всего, характером и объемом имеющихся сведений о личности преступника и выдвинутыми верcиям. По таким делам характерными являются следующие три ситуации:
1) в материалах расследования нет никаких сведений о личности преступника;
2) есть некоторые сведения о преступнике (например, данные о внешних признаках, кличке ,об особенностях папиллярного узора одного из пальцев, о признаках его обуви и т. п.), но сам он не установлен;
3) имелись заподозренные или подозреваемые лица и даже обвиняемые, но виновность этих лиц осталась недоказанной.
По делам первых двух категорий к числу типичных действий следователя до возобновления производства можно отнести:
беседы с потерпевшими и отдельными свидетелями с целью получения от них новой информации;
личное ознакомление нового следователя с местом происшествия;
повторные уведомления других органов внутренних дел о нераскрытом преступлении с дополнительным сообщением ориентирующих сведений об обстоятельствах совершения преступления, приметах преступника и похищенного имущества;
запросы в учреждения и организации с целью проверки отдельных обстоятельств дела, установления интересующих следователя лиц;
повторная проверка по учетам органов внутренних дел похищенного имущества и иных объектов, имеющих значение для дела;
проверки в местах хранения и реализации вещей (ломбарды, комиссионные и скупочные магазины, камеры хранения вокзалов и аэропортов и т. д.);
систематическое изучение дел о преступлениях, вновь совершенных на территории, обслуживаемой данным органом внутренних дел;
привлечение сотрудников криминалистических подразделений органов внутренних дел для проведения криминалистических
исследований;
использование возможностей расследования по другим делам, по которым преступники установлены.
Кроме того, при оценке и решении вопроса об изъятии обнаруженных при обыске предметов, не имеющих видимой или предполагаемой связи с делом, следует руководствоваться рекомендациями, высказанными А. Р. Ратиновым. Обыскивающему рекомендуется в таких случаях учитывать следующие признаки:
1) поведение заинтересованных лиц в отношении определенного предмета;
2) сомнительность объяснений обыскиваемых по поводу свойств, назначения, происхождения, времени и обстоятельств приобретения данного предмета;
3) подозрительное сочетание предметов, обнаруженных на месте обыска (например, большая связка ключей у лица, подозреваемого в краже), необычные свойства отдельных предметов;
4) несоответствие характера найденных предметов наклонностям обыскиваемого; подчас материальный уровень, легальные доходы, образование, род занятий и вкусы обыскиваемого резко не соответствуют тем предметам, которые находят в его жилище;
5) иные признаки, указывающие на то, что найденные предметы не принадлежат обыскиваемому;
6) подозрительный способ хранения обнаруженных предметов;
7) наличие признаков уничтожения вещей или документов либо их индивидуальных номеров.