Тактика прокурорского надзора

Важными элементами прокурорского надзора, повышающими его результативность, являются наличие поводов и оснований для проверок исполнения законов при проведении ОРД и выбор методов надзора.

В системе организационных мер, реализуемых уполномоченным прокурором, проверки исполнения Закона об ОРД проводятся:

1. по обращению граждан, юридических и должностных лиц;

2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;

3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;

4. в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Ведомственный контроль — это деятельность руководителей оперативно-розыскных подразделений по контролю за законностью осуществления ОРД и обеспечением прав и свобод граждан в процессе проведения ОРМ.

К руководителям, осуществляющим контроль за ОРД в системе ОВД, относятся:

§ министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе;

§ начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, и их заместители;

§ министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;

§ начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте, их заместители по оперативной работе;

§ начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте, их заместители по оперативной работе (начальники полиции) и иные должностные лица.

Под «иными должностными лицами» понимаются лица, имеющие соответствующий допуск: работники аппарата министра, Главного управления собственной безопасности, Департамента государственной службы и кадров, организационно-штатного управления, контрольно-ревизионного управления, а также сотрудники подчиненных им территориальных служб.

Билет № 26.

Ведомственный надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Содержание полномочий руководителя оперативно-розыскного органа при осуществлении ведомственного контроля.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Основными формами осуществления ведомственного контроля являются:

· личное ознакомление должностного лица с оперативно-служебными документами, подтверждающими необходимость и обоснованность проведения ОРМ;

· личное участие руководителя оперативного подразделения в проведении ОРМ либо в наблюдении за его ходом и выполнением с последующей дачей, как правило, письменных указаний;

· анализ проведенных ОРМ на оперативном совещании;

· заслушивание отдельных оперативных сотрудников по вопросам эффективности проведения ОРМ;

· рассмотрение документов о расходовании в ходе ОРМ финансовых средств;

· ознакомление руководителя оперативного подразделения с делами оперативного учета;

· изучение общественного мнения о деятельности оперативного подразделения по предотвращению и раскрытию преступлений и др.

В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль можно разделить на следующие виды:

· предварительный;

· текущий;

· последующий.

В ходе предварительного контроля руководитель выясняет состояние дел в оперативном подразделении. При этом он проверяет: оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение; обоснованность заведения дел оперативного учета; законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки ОРМ, прогнозирования их результатов; заключение контрактов с гражданами о конфиденциальном сотрудничестве и др. Данный вид контроля имеет особое значение в предупреждении различных нарушений законодательства.

Текущий контроль является непосредственной частью руководства оперативными подразделениями и сотрудниками. Он осуществляется руководителем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем его личного участия в ОРМ. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных ОРМ, своевременность и обоснованность их оформления, контролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяются действенность мероприятий, обеспечение конспирации, правомерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, способствующих успешному раскрытию преступления.

Последующий контроль является наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений. Наиболее часто последующий контроль включает в себя проверку качества исполнения проведенных ОРМ, их результативности и оценку деятельности по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения ДОУ или их продления, расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, заслушиваются отчеты исполнителей, определяются обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и заявления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы ОРД.

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в оперативной работе и внесения предложений по ее совершенствованию вышестоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки.

Комплексные проверки — это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период.

Контрольные проверки проводятся обычно через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.

Кроме того, руководители оперативно-розыскных органов могут осуществлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении ОРМ. При этом они несут персональную ответственность не только за законность проведения ОРМ, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию ОРД в целом.

При проведении ведомственного контроля могут быть выявлены различные недостатки: умышленное искажение оперативно-розыскных данных, неправильное оформление оперативно-служебных документов; некомпетентность сотрудника, сокрытие фактов нарушения режима секретности, допущение подстрекательства и провокаций в процессе проведения отдельных ОРМ, фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т.п.

------------------------------------------------------------------------------------------------Права руководителя оперативно-розыскного органа, связанные с проведением контроля:

· поручить оперативную проверку конкретному сотруднику;

· передать материалы от одного оперативного работника другому;

· поручить проверку нескольким сотрудником либо создать оперативную группу;

· лично руководить созданной оперативной группой и непосредственно участвовать в проведении ОРМ.

Федеральным законом не предусмотрена передача полномочий по ведомственному контролю нижестоящим лицам оперативных подразделений, которые не являются руководителем органа, осуществляющего ОРД. Соответственно, вышестоящие руководители организуют и контролируют деятельность подчиненных лиц и подразделений.

Среди полномочий руководителя оперативно-розыскного органа следует выделить два типа:

· общие

· специальные.

Общие полномочия выражаются в определении подразделений, имеющих право осуществлять ОРД, их функций, в организации работы (ч.3 ст. 13 «об ОРД»), установлении порядка расходования финансовых средств, предназначенных для ОРД (ч.1 ст.19), предоставлении оперативно-служебных документов по требованию уполномоченного прокурора (ч. 2 ст. 21).

Специальные полномочия руководителя, как правило, реализуются в процессе осуществления ОРМ в экстремальных ситуациях посредством утверждения постановления о разрешении прослушивания телефонных переговоров лиц, в отношении которых возникла угроза жизни, здоровью, собственности (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД); о проведении проверочной закупки, контролируемой поставки предметов и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, а также оперативного внедрения и оперативного эксперимента (ч. 5 ст. 8) и др.

Билет 27.

Наши рекомендации