Понятие и элементы оперативно розыскной методики.

Билет 1.

Понятие и элементы оперативно розыскной методики.

Органы, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью и правовое регулирование их деятельности.

========================================================

Оперативно-розыскная методика - это система научных положений и рекомендаций по организации и тактике эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для своевременного выявления, документирования, предупреждения и раскрытия отдельных видов преступлений.

К элементам оперативно-розыскной методики относятся:

1. Знание способов совершения конкретных видов преступлений, механизма образования и проявления следов преступных действий, модели данного вида преступной деятельности, типологии поведения участников криминального сообщества.Эти знания, приобретенные в процессе обучения, а также в ходе профессиональной подготовки, позволяют оперативным сотрудникам определить:

  • необходимость и целесообразность применения ОРМ;
  • приоритетность тех или иных сил, средств и методов ОРМ;
  • комплексное применение сил и средств ОРД;
  • технические средства и тактические приемы осуществления ОРМ.

2. Согласованность оперативно-розыскной методики с конкретной криминальной ситуацией, в которой проводятся ОРМ, и обстоятельствами выявления и раскрытия конкретного преступления.

3. Усвоение форм и способов противодействия криминальной среды исполнению правоохранительной функции государства, что позволяет:

  • создавать постоянно действующие или временные СОГ;
  • применять наиболее эффективные ОРМ для выявления и документирования противодействия преступной среды, чтобы разрабатывать упреждающие и наступательные меры по нейтрализации такого противодействия.

4. Информационная основа для разработки методики выявления отдельных видов преступлений.

5. Системность и комплексность применяемых сил, средств и методов, которые должны соответствовать НПА ОРД и УПК

=======================================================

Контроль за ОРД можно разделить на два вида:

· внешний

· ведомственный (внутренний).

Оба вида контроля должны осуществляться систематически, объективно, обладать преемственностью и результативностью, что позволяет придать данному направлению деятельности плановый характер, выявить ранее имеющие место нарушения и предотвратить их повторение, избежать предвзятого отношения к оценке проводимых ОРМ.

Внешний контроль.

В соответствии со ст. 20 Закона «Об ОРД» внешний контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты:

· Президент РФ;

· Федеральное собрание РФ;

· Правительство РФ.

Прокурорский надзор — понятие, характеризующее:

· основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности;

· отрасль юридической науки;

· учебную дисциплину.

----------------------------------------------------------------------------------------------------Билет 2

· 1.Оперативно-розыскеная характеристика преступлений.

· 2.Элементы оперативно-розыскной методики.

Под оперативно-розыскной характеристикой преступления понимается система свойств и информационных признаков, присущих определенному виду (группе) преступлений, знание которых способствует эффективному решению организационно-тактических задач по их предупреждению и раскрытию.

Более подробно билет см. билет - 1.

Билет 3.

Понятие и значения оперативного документирования.

Общая и частная оперативно-розыскная методика.

Под оперативным документированием понимается процесс сбора, систематизации и фиксации оперативно-розыскным путем информации о действиях проверяемых (разрабатываемых) лиц, ее проверка, оценка для обеспечения возможности использования в принятии юридически значимых решений в ОРД.

Значение оперативного документирования обусловлено следующими факторами:

а) особенностями поведения проверяемых (разрабатываемых) лиц, связанными с маскировкой своих противоправных действий, уничтожением следов и орудий преступления, противодействием оперативным подразделениям в процессе выявления признаков преступлений;

6) необходимостью использования негласных сил, средств и методов для выявления преступных намерений и фактических данных, которые могут после их соответствующей проверки уголовно-процессуальным путем использоваться в качестве доказательств (ст. 74 УПК РФ).

Билет 4.

Требования, предъявляемые к документированию.

Билет 5.

Билет 6.

Билет 7.

Розыскная работа это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.

Задачами розыска являются:

· обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);

· предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;

· установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить сведения о себе в силу состояния здоровья или возраста.

Розыскная работа проводится в соответствии с упорядоченной системой, в которую в зависимости от территориальных границ розыска входят следующие его виды:

Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ. После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. Федеральный розыск — комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ. В процессе такого розыска сигнальная система оперативно- справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Он объявляется по истечении шести месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.

Международный розыск — комплекс оперативно-справочных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, которые находятся за пределами государства, и осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Лицо объявляется в международный розыск после объявления федерального розыска или одновременно с ним. Вместе с тем международный розыск не подменяет собой межгосударственного розыска и может осуществляться параллельно с ним.

Билет 8.

Билет 9.

Билет 10.

Объекты розыскной работы.

Розыск без вести пропавшего заключается в осуществлении комплекса поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, внезапно исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам.

Без вести пропавший это лицо пропавшее внезапно без видимых на то обстоятельств (из ведомственного приказа регламентирующего розыскную работу в МВД № 213 от 05.05.1993 года).

Причины безвестного исчезновения людей.

Среди них можно выделить исчезновения:

· по причине, не связанной с криминальными действиями (РД);

· вследствие совершенного в отношении пропавшего преступления(ОПД).

Причинами «некриминального» исчезновения лица могут быть:

· наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости;

· потеря ориентации на местности в связи с возрастом (престарелым и малолетним) или психическим заболеванием;

· нежелание выполнять обязательства (уплачивать налоги, долги);

· не желание общаться с родственниками;

· дети убегают из дома из-за жестокого обращения с ними родителей.

Билет 11.

Интерпол международная организация, основной задачей которой является координация (объединение) усилий национальных правоохранительных органов стран-участников в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера.

Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.

4. Международный розыск похищенных ценностей.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Виды розыска.

В зависимости от территориальных границ осуществления ОРМ розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Применение того или иного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и соблюдения определенных процедурных требований.

Местный розыск — это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта РФ по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. Федеральный розыск — это вид розыска, проводимого на территории всей РФ, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Федеральный розыск начинается в случаях, когда возможности местного розыска исчерпаны либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск — это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств—участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД стран Содружества.

Международный розыск по каналам Интерпола — это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами РФ, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Билет 12.

Билет 13.

Билет 14.

ОРО уголовного судопроизводства — это деятельность субъектов ОРД, заключающаяся в комплексном применении оперативно-розыскных сил, средств и методов и направленная на выявление признаков преступлений, лиц, их совершивших, пресечение противодействия криминальной среды, а также на защиту участников уголовного процесса в целях создания оптимальных условий для расследования и судебного разбирательства.

Осуществление ОРО уголовного судопроизводства обусловлено тем, что в настоящее время активизировалась деятельность преступников по оказанию противоправного воздействия на отправление правосудия. Противодействие криминальной среды приобрело характер опасного социально-правового явления, которое включает в себя разнообразные формы психического и физического воздействия на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса, сотрудников органов предварительного расследования, судей, фальсификацию и уничтожение вещественных доказательств.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.

4.Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства, археологические ценности, оружие и т.п.

Билет 15.

Билет 16.

Билет 17.

Билет 18.

Первая группа.

Противодействие первой группе участников оперативной работы и уголовного процесса выражается в следующих формах:

· целенаправленная дискредитация сотрудников с помощью СМИ для создания напряженной общественной атмосферы вокруг личности подозреваемого и организации протестов для дестабилизации процесса расследования;

· давление на лиц, осуществляющих расследование, путем подкупа, шантажа, угрозы жизни и здоровью им и их близким для сокрытия, искажения, уничтожения следов противоправной деятельности, влияния на процесс расследования в интересах криминальных структур (прекращение, переквалификация дела, изменение меры пресечения и др.);

· вовлечение в уголовный процесс коррумпированных сотрудников правоохранительных органов для установления нелегальных каналов связи с арестованными и согласования линии поведения в процессе расследования, а также организации утечки информации;

· привлечение высокооплачиваемого недобросовестного адвоката для получения легального доступа к доказательственной информации и передачи ее представителям преступных группировок.

Вторая группа.

При противоправном воздействии на вторую группу участников уголовного судопроизводства под угрозой оказывается личная безопасность потенциальных и реальных свидетелей и потерпевших.

Противодействие в отношении таких участников оперативной работы и судопроизводства проявляется в следующих формах:

· подкуп, психическое и иное воздействие на участников уголовного судопроизводства в целях изменения их показаний или сокрытия следов преступной деятельности;

· шантаж — угроза распространения сведений, порочащих честь и достоинство, деловую репутацию лиц

· угроза уничтожения имущества лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов их семей;

· применение физического насилия и убийство свидетелей.

Противодействие может выражаться в пассивных формах:

· уклонение участников уголовного судопроизводства от участия в расследовании путем неявки по вызову;

· выезд в другие регионы и за рубеж;

· симулирование болезненных состояний, покупка больничного листа;

· переезд в другое место жительства и населенный пункт.

Кроме того, противодействие внешне может выражаться во вполне законных формах. Так, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Третья группа.

Воздействие на материальные носители доказательственной информации осуществляется в отношении орудий, предметов, документов, которые в соответствии с ч. 1 ст. 81 УПК РФ могут выступать в уголовном судопроизводстве в качестве вещественных доказательств.

В силу существенного значения вещественных доказательств при производстве по уголовному делу противодействие подозреваемых выражается в форме их уничтожения, фальсификации.

========================================================

Первый элемент.

Второй элемент.

Третий элемент.

Под противодействием криминальной среды понимается умышленное совершение действий, направленных на воспрепятствование осуществлению контроля за преступностью, эффективному выполнению задач правоохранительной функции государства в целях уклонения от ответственности виновных за содеянное или смягчение ответственности.

Нейтрализация действий криминальной среды на всех стадиях уголовного судопроизводства и ОРО включает:

· выявление через спецаппарат и путем проведения ОРМ лиц, предпринимающих попытки оказать воздействие на ход расследования;

· использование спецаппарата для внедрения в среду лиц сообщников преступников, оставшихся на свободе;

· применение оперативно-технических средств для контроля за поведением подозреваемых лиц и документирование их деятельности, связанной с организацией противодействия осуществлению уголовного судопроизводства;

· оперативный контроль за лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности, их связями с сообщниками и окружением;

· обеспечение сохранности объектов — носителей доказательственной информации для их последующего приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Четвертый элемент.

Государственная защита участников уголовного судопроизводства — это реализация в соответствии с законодательством уполномоченными государственными органами комплекса мер безопасности, направленных на обеспечение состояния защищенности жизни, здоровья или имущества потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в целях создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия.

Государственная защита осуществляется:

· непосредственно оперативными подразделениями (личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств связи и оповещения об опасности, оружия, обеспечение защиты сведений о лице);

· оперативными подразделениями во взаимодействии с другими субъектами ОРД, например ФСИН России (перевод с одного места содержания под стражей в другое; раздельное содержание защищаемого лица);

· оперативными подразделениями различных субъектов ОРД во взаимодействии с государственными учреждениями (изменение внешности, предоставление другого места жительства, изменение места работы, замена документов

.

Билет 19.

Билет 20.

Содержание направлений использования результатов ОРД.

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 2013 г.

Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.

1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД .

Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется следователю или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления.

Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции). В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.

К предоставляемым результатам ОРД прилагаются копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента. Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться постановления об их проведении.

2 Рапорты об обнаружении признаков преступления или сообщении о результатах ОРД

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется оперативным сотрудником и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: 1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; 2) оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД.

3. Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, на основании которых рассекречиваются сведения, содержащиеся в материалах, отражающих результаты ОРД.

Полученные из оперативного подразделения материалы в течение 10 дней, а в неотложных случаях незамедлительно изучаются и оцениваются следователем с точки зрения достаточности имеющихся данных для возбуждения уголовного дела. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

В случае невозможности использования результатов ОРД следователь возвращает материалы с подробным обоснованием причин такого решения, которые могут излагаться письменно в виде справки. При этом он указывает факты, обстоятельства, которые необходимо дополнительно проверить, и документы, которые нужно истребовать. Если начальник оперативного аппарата не согласен с решением следователя, все материалы с его возражениями в письменном виде направляются начальнику вышестоящего органа предварительного следствия.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Результаты ОРД предоставляются по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя, или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Впоследствии они используются в зависимости от особенностей отражения в данных материалах обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного дела, и на основе законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона «Об ОРД» эти результаты могут использоваться в следующих направлениях:

· для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

· для проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших;

· для проведения ОРМ по розыску имущества, подлежащего конфискации;

· для принятия решения о достоверности представленных государственным и муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;

· в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;

· в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД.

Билет 21.

Билет 22.

1. Документальное оформление результатов оперативно-розыскной деятельности.

Требования уголовно-процессуального законодательства, предъявляемые к оценке результатов ОРД.

Результаты ОРД отражаются:

§ в составляемых оперативными сотрудниками служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, объяснениях, отчетах и т.д.), к которым могут прилагаться предметы и документы. полученные при проведении ОРМ (фонограммы, фотоснимки, лазерные диски, слепки и т.н.);

§ на технических средствах фиксации информации (фото-, кино- и видеосъемки, магнитные ленты, диски и другие носители информации);

§ в объяснениях лиц, участвующих в ОРМ (проверочных закупках, наблюдении, оперативном эксперименте, контролируемой поставке);

§ в сообщениях конфиденциальных источников.

Оперативно-розыскная информация, зафиксированная в соответствии с требованиями закона в оперативно-служебных документах и на физических носителях, служит лишь основой для формирования всех видов доказательств и создает условия и предпосылки для их установления.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Результаты ОРД - этосведения, полученные в соответствии с ФЗ «Об ОРД», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. (в соответствии со ст. п. 361 ст. 5 УПК РФ).

Законодатель, назвав результаты ОРД сведениями, подчеркнул, что они сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательств в том значении, как определено в уголовно-процессуальном законодательстве.

В соответствии со ст. 89 УПК РФ «в процессе доказывания запрещается использовать результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Однако при соблюдении уголовно-процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут и должны.

При этом результаты ОРД могут быть введены в уголовный процесс в соответствии с требованиями следующего НПА: Приказ МВД, МО РФ, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, СК РФ от 27.09.13 г., "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".

Билет 23.

Функции контроля за ОРД.

Результаты ОРД предоставляются по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя, или.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона «Об ОРД» эти результаты могут использоваться в следующих направлениях:

· для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

· для проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших;

· для проведения ОРМ по розыску имущества, подлежащего конфискации;

· для принятия решения о достоверности представленных государственным и муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;

· в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;

· в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Негласный, конспиративный характер ОРД, сопряженность ряда оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав и свобод граждан требуют контроля за порядком ее осуществления в рамках действующего законодательства. В настоящее время данную функцию в сфере ОРД выполняет государственный контроль: президентский, парламентский, органов исполнительной власти, судебный и ведомственный.

С функцией государственных органов связывается избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны социальной среды. Контрольная функция государственных органов в сфере ОРД — это назначение конкретного представителя уполномоченного органа, осуществляемое посредством реализации прав или исполнения обязанностей для оказания воздействия на оперативно-розыскные правоотношения.

В сфере ОРД выделяют следующие функции государственного контроля:

· корректирующий функция, которая заключается в приведении деятельности органов, осуществляющих ОРД, в соответствие с поставленными перед ними задачами (выявление и фиксация нарушений законодательства, отклонений от управленческих решений, корректировка и воздействие на субъект ОРД );

· предупредительная функция, которая состоит в профилактической деятельности по предупреждению возможных правонарушений в сфере ОРД, проверке соблюдения органами правовых норм, приказов, правил и т.п.;

· охранительная функция, направленная на устранение выявленных нарушений и прекращение неправомерных действий со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов;

· диагностическая функция — одна из ведущих функций контроля за деятельностью органов, осуществляющих ОРД, позволяющая предвидеть состояние дел (сделать реальный прогноз) в сфере ОРД.

Билет 24.

Президент России.

Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 85, 90) обладает всей полнотой полномочий по осуществлению стратегического контроля за законностью деятельности различных государственных органов, в том числе оперативно-розыскных. По указанию Президента РФ разрабатывается и после утверждения под его контролем осуществляется федеральная программа по усилению борьбы с преступностью, предусматривающая наряду с иными и меры оперативно-розыскного характера по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны и безопасности, и назначает руководителей силовых ведомств.

Президент РФ осуществляет на федеральном уровне подбор и расстановку кадров министерств и ведомств, являющихся субъектами ОРД.

Одной из главных функций Президента РФ является то, что он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. В круг его основных полномочий в сфере обеспечения безопасности входит:

· формирование Совета Безопасности РФ, который решает проблемы безопасности страны, в том числе оперативно-розыскными мерами;

· введение при обстоятельствах, предусмотренных законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, касающиеся осуществления ОРД.

Президент в рамках контроля за деятельностью оперативно-розыскных органов вправе заслушивать их руководителей, в том числе по вопросам ОРД.

Федеральное собрание.

Федеральное Собрание РФ наделено правом парламентского контроля за органами, осуществляющими ОРД, т.е. за соблюдением ими законов и других правовых актов, а также за эффективностью их деятельности, которое оно реализует на основании ст. 101-104 Конституции РФ.

Федеральное Собрание РФ контролирует:

1. соблюдение законов, нормативных актов в деятельности органов, осуществляющих ОРД, вносит необходимые коррективы в осуществление борьбы с преступностью;

2. эффективность работы оперативно-розыскных органов, правовую защищенность сотрудников, особенно тех, чья деятельность связана с профессиональным риском;

3. эффективность использования государственных денежных средств, выделяемых на осуществление ОРД.

Правительство России.

Правительство РФ как внешний субъект государственного контроля осуществляет исполнительную власть в России. Полномочия Правительства определены ст. 114 Конституции РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно наделено полномочиями по руководству федеральными министерствами и определению основных направлений деятельности федеральных министерств и комитетов, в число которых входят и те, которые правомочны осуществлять ОРД. Кроме того, правительство РФ осуществляет контроль в сфере ОРД для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка. Правительство РФ вправе требовать от МВД России исполнения федерального бюджета в плане обоснованности финансирования ОРД, а также сведений о результативности деятельности оперативных подразделений.

Одним из направлений контролирующей деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральным законам. Механизмом данного контроля является государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Следует отметить, что в предмет контроля Президента РФ, Федерального собрания РФ и Правительства РФ не может входить законность и обоснованность деятельности субъектов ОРД по конкретным делам. Данные органы государственной власти не праве вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения ОРМ, оперативной разработки, а также работу с негласным (специальным) аппаратом. Никто из них не вправе по этим направлениям ОРД давать какие-либо обязательные указания. Этим обеспечивается необходимая автономия правоохранительного механизма ОРД и в то же время исключается использование возможностей спецслужб вразрез с целями и задачами, указанными в Законе об ОРД.

Невмешательство указанных органов государственной власти в вопросы организации проведения конкретных ОРМ закреплено в оперативно-розыскном законодательстве (ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД).

Билет 25.

Прокурор — это физическое лицо, состоящее на службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора.

Прокурорский надзор — понятие, характеризующее:основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; отрасль юридической науки;учебную дисциплину.

Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений.Ими являются как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора.

Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочи<

Наши рекомендации