Предупреждение преступлений комиссиями по делам несовершеннолетних.

Важные функции предупреждения преступности среди несовершеннолетних возложены на комиссию по делам несовершеннолетних, деятельность которой направлена на реализацию программы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, выполнения Законов Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О правах ребёнка», «Об образовании», Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье».

Для своевременного выявления несовершеннолетних, не занятых учёбой или работой, комиссии следует взаимодействовать с инспекцией по делам несовершеннолетних, отделом образования, учебными центрами.

В комиссиях по делам несовершеннолетних следует создавать банк данных неблагополучных семей. Выявление и ранняя профилактика семейного неблагополучия может осуществляться педагогическими коллективами учебных заведений, медицинскими работниками учреждений здравоохранения, отделом социальной защиты населения.

Комиссия по делам несовершеннолетних и инспекция по делам несовершеннолетних в состоянии с центром занятости участвовать в разработке предложений по установлению квоты приёма на работу лиц, не достигших 18 лет.

33. Предупреждение преступлений инспекциями по делам несовершеннолетних.

Задачи инспекции по делам несовершеннолетних: предупреждение безнадзорности, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, обеспечение надлежащих условий для их воспитания и обучения.

Инспекции проводят работу по предупреждению преступлений среди следующих категорий несовершеннолетних:

1 освобожденных из мест лишения свободы;

2 осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

3 в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;

4 совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или вследствие акта амнистии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

5 вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;

6 совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия;

7 употребляющих спиртные напитки, наркотические или психотропные вещества;

8 систематически самовольно уходящих из семьи, в возрасте до 16 лет, или самовольно уходящих из специальных учебно-воспитательных учреждений;

9 злостно уклоняющихся от учебы, работы;

10 систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни.

34. Роль специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в профилактике преступлений несовершеннолетних.

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо которые состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете.

Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:

организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;

информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства воспитанников о случаях их ухода из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений без разрешения руководителей указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;

направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и в органы внутренних дел по месту жительства воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, осмотра территории этих учреждений, жилых и других помещений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов в соответствии с законодательством;

подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;

применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

К мерам педагогического воздействия кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:

запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;

помещение в комнату реадаптации.

Наши рекомендации