Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации
Ресоциализирующее воздействие на человека оказывается через микросреду, через организацию жизнедеятельности различных малых групп, в которые включена личность. В условиях ИТУ организация микросреды – основное направление воспитательной деятельности. Успех индивидуально-воспитательной работы зависит от педагогической и психологической компетентности воспитателя.
Основополагающей из проблем является изучение личности осужденного. Для решения этой задачи используются следующие методы:
1) Метод изучения материалов личного дела осужденного и иных документов (ознакомление с автобиографией, характеристикой, данной различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведение в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикации, переписки, социальных связей).
2) Метод объективного и включенного наблюдения (получение и анализ данных непосредственно проявляемых осужденным личностных качеств в различных условиях его жизнедеятельности, особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые места» психики, зоны повышенной чувствительности).
3) Метод изучающей беседы (метод опроса) – получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций осужденного, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненным путем личности, выявление возможностей опоры на положительные качества личности.
4) Анализ данных медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования (ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями). Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных ее особенностях (уровень интеллектуальной впечатлительности, широта кругозора, глубина и обоснованность суждений), особенностей волевой и эмоциональной сферы (особенности принятия решений, их транзитивность или нетранзитивность, самостоятельность и настойчивость их реализации, операциональные особенности реализации трудных действий, сфера импульсивных проявлений, проеобладающие эмоциональные состояния, стимулы эйфории, склонность к аффективному поведению, общие особенности психической саморегуляции, деятельностные склонности и интересы).
5) Анализ результатов различных воспитательных воздействий и формирование индивидуально направленного перспективного плана ресоциализации конкретной личности. (Изучение характерологических особенностей индивида, получаемых из различных источников, их обобщение, выработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность.)
6) Анализ влияния различных средств воздействия на поведенческую тактику осужденного, диагностика тенденции личностных изменений осужденного, коррекция системы воспитательных воздействий на основе анализа динамики личности.
Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с личностью осужденного. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.
Общаясь с осужденным воспитатель должен знать:
1) где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;
2) наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства: был ли рожден в браке, воспитывался ли у родителей или одним из них, в каких материальных условиях, какие обстоятельства семейной жизни имели психотравмирующее воздействие, какое получил образование, какую имеет профессию и специальность, где работал до осуждения и какие были взаимоотношения с окружающими, имел ли семью, к кому был особенно привязан, кого чаще всего вспоминает и по каким поводам, каким наказаниям подвергался, какова шкала предпочтений; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление, какие чувства испытал при этом, где и при каких условиях приходилось отбывать наказание, чем занимался после отбытия наказания, совершил ли последнее преступление в составе группы, какое положение занимал в ней, как относится к совершенному преступлению и назначенному наказанию, каковы его защитные механизмы, особенности самооценки; каков уровень зараженности криминальной субкультурой, знает ли жаргон, поведенческие схемы в криминализированной среде, знает ли значение своих татуировок, при каких условиях они были нанесены, как переносит сексуальную депривацию (вынужденное воздержание), имеет ли болезни и физические травмы;
3)как относится к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, какую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеется, как планирует свое будущее.
Лишь зная типологическую схему поведения данной личности, можно вписаться в эту схему. Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Стратегия воздействия на личность через микросреду состоит в том, чтобы эта микросреда приняла определенные ценности, так или иначе соотносимые с базовыми социальными ценностями. Ничего не дающий, изнурительный труд будет отвергнут группой. Труд, результаты которого немедленно принесут группе некоторое благо, станет определенной групповой ценностью, возникнет соответствующий групповой интерес и внутригрупповой взаимоконтроль. Опыт некоторых ИТУ показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп заключенных, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой. Как отмечают исследователи, количество общих и производственных правонарушений резко снижается по мере создания современной промышленно-производственной базы ИТУ, разнообразия трудовых процессов и повышения материальной заинтересованности в результатах труда.
Злостные нарушители режима, лица с устойчивой антисоциальной направленностью – объект особой заботы сотрудников ИТУ. Во многих случаях в отношении к ним обоснованно доминируют карательные ограничения. Наряду с этим положительный результат может дать только последовательная система мер, связанная с групповым осуждением злостного нарушителя, увязка его дисциплинарных нарушений с ухудшением его группового статуса.
В нашем обществе постепенно намечаются некоторые демократические подвижки, страна с трудом выходит из состояния большой гулаговской зоны. Но в самой зоне еще прочно удерживаются порядки прошлого.
Тоталитарность тюрьмы требует постоянного укрепления сил для ее самосохранения, наращивания жестокости контроля над поведением заключенных. В этом процессе нарастающего ужесточения наступает критическая точка, когда заключенные становятся готовыми на все, даже на увечья и смерть лишь бы покончить со своим бесправием. Чем больше жестких, бессмысленных правил – тем выше вероятность их нарушения. Чем больше издевательств над заключенными – тем выше вероятность их восстания. Подавляющее большинство руководителей ИТУ видят возможность улучшения их работы в одном – в расширении права по наказанию заключенных. Репрессивный уклон – наиболее распространенная профессиональная деформация большинства работников ИТУ.