Ценностная система личности преступников
Человек активно действует только в связи с тем, что представляет для него определенную ценность. Система ценностей индивидуализирована, она и определяет избирательность психической активности человека: то, что жизненно важно для одного человека, незначительно для другого.
Поведение преступника также ориентировано ценностями. Но ценности преступника индивидуалистичны, они не коррелируют с общепринятой системой социальных ценностей.
«Ценности», принятые преступником и лежащие в основе его преступного деяния, имеют не положительное, а социально отрицательное свойство.
Ядро человеческой личности составляют ее обобщенные смысловые образования. Они делают личность тождественной самой себе в разных обстоятельствах. Смыслообразование – это отношение частной деятельности человека к системе его ценностей. Но каким обобщенным смыслом, ценностью обладает преступник, совершающий тяжкие преступления? Ценность – это полезность объекта по отношению к потребностям данного субъекта.
То, что значимо, т.е. имеет статус ценности, то и является непосредственным стимулом для соответствующего поведенческого акта. Одни люди, не задумываясь, спасают человека от смертельной опасности, другие, не задумываясь, вонзают нож в спину человека - все зависит от того, какие стороны жизни значимы для тех или иных людей. Система социально положительных ценностей не врожденна, она формируется в процессе социализации.
Ценностная позиция преступника – результат дефектов социализации.
Самая главная потребность социализированной личности – это потребность вхождения в мир социально положительных ценностей.
Отсутствие этой потребности у злостного преступника – главная его отличительная особенность.
Социальная опасность преступника состоит не в особых его «преступных» ценностях и потребностях, а в непринятии им социальных ценностей. Выявление ценностной ориентации преступника - это выявление тех социальных ценностей, которые преступником отвергаются.
Субъективные ценности преступника, достигаемые им в преступном деянии – это всегда социальные антиценности.
Преступление – это посягательство на защищаемые обществом ценности. Это посягательство может быть направлено на все разновидности социальных ценностей: 1) ценности – объекты удовлетворения потребностей; 2) ценности – средства; 3) ценности – условия.
В личности преступника превалирует искаженная система ценностей.
В ценностном смыслообразовании поведения преступников имеется общий дефект, состоящий в переоценке ими личной полезности преступного деяния.
Более или менее осознавая свою антисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов, доводов и нейтрализируют те ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Самоснятие ответственности на основе самооправдания своих действий – одна из характерных особенностей большинства преступников.
В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибегает к психическим декомпенсациям: к системе замещений, создающих внутренний психический комфорт, душевное равновесие.
Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, в поведении других людей. Совершение преступного деяния совмещается с высокой самооценкой преступника.
Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, о низком уровне их самокритичности. Преступники, как правило, не идентифицируют себя со стереотипным образом преступника, а завышают свои личностные качества.
Для большинства преступников характерен высокий уровень притязаний при низких возможностях их реализации. Это обстоятельство и лежит в основе внутриличностного конфликта многих преступников. В ряде случаев личность преступников деградирована. Деградация личности связана с распадом ценностно-нормативной системы личности, с ее дезинтеграцией, с искаженным отражением действительности. Потребности деградированной личности иерархически не организованы, и ее поведение направляется сиюминутными, ситуативными побуждениями, потребностями самых низких уровней.