Основные выдержки из санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 7, стр.631), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000, N 554.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (далее - загородное оздоровительное учреждение).

1.9. Продолжительность смены в летние каникулы должна составлять не менее 21 дня; в осенние, зимние и весенние каникулы - не менее 7 дней. При организации санаторных смен - не менее 24 дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

1.10. Загородные оздоровительные учреждения комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей:

6-9-летние дети - не более 25 человек,

10-14-летние дети - не более 30 человек,

15-18-летние - не более 25 человек (рекомендована отдельная смена).

1.11. Открытие загородного оздоровительного учреждения и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями.

Работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку (приложение 1), гигиеническую подготовку, и привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте.

1.12. Каждая смена оздоровительного учреждения комплектуется одновременно всеми детьми. Дополнительный прием детей осуществляется при наличии медицинской карты установленного образца и справки об отсутствии контактов с инфекционными больными.

1.13. Перед открытием загородного оздоровительного учреждения необходимо своевременно организовать и провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

4. Проведение туристских походов и экскурсий.

Туристские походы, экскурсии организуются в соответствии с планом работы и проводятся с разрешения директора и врача лагеря. Дирек­тор лагеря издает приказ, в котором указываются список детей, на­правляемых в поход, время отправления, маршрут и время возвраще­ния группы из похода.

В походном отряде на каждые 15 детей должен быть руководитель, который назначается распоряжением директора лагеря. Он несет от­ветственность за здоровье и жизнь детей, за правильную подготовку, проведение похода. За подготовку и проведение похода также несут ответ­ственность директор и врач лагеря.

Во избежание перегрева рекомендуется светлая форма одежды, голо­ву обязательно покрывать шапочкой или косынкой. Категорически запрещается движение отрядов по шоссе неоргани­зованными группами вне строя и без сигнальных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрос­лые.

5. Проведение спортивных мероприятий, игр.

Врач лагеря распределяет детей по физкультурным группам. Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря. Ответ­ственность за подготовку мест для спортивных занятий и спортивно-массовых мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (тренера-преподавателя) и инструктора по плаванию. Присутствие медицинского работника на всех спортивно-массовых мероприятиях обязательно.

6. Во время отрядных спортивных тренировок, сборов и других меро­приятий все школьники должны находиться вместе с вожатым (вос­питателем, тренером-преподавателем) на участке лагеря или в поме­щении, где проводится данное мероприятие. Присутствие вожатого или воспитателя на утренней зарядке обязательно. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя). При проведении тренировок сборных команд дружины и других дру­жинных спортивных занятий вожатый должен передать участников из своего отряда работнику лагеря — ответственному за этот сбор. Во время мероприятий (спартакиады, костры, фестивали, водные праздники, аттракционы, концерты, кинофильмы и др.) с детьми обя­зательно находятся директор лагеря, старший пионервожатый, вожа­тые и воспитатели отрядов (тренеры-преподаватели), медицинские работники. Лица, ответственные за проведение массовых мероприя­тий, обеспечивают полный порядок, исключающий несчастные слу­чаи среди участников и зрителей.

Категорически запрещается разжигать костры легковоспламеняющи­мися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и дру­гие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара без разрешения директора лагеря.

7. Пребывание детей в технических мастерских и на занятиях в кружках.При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. ру­ководители кружков несут персональную ответственность за обеспе­чение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие ограждения рубильников, всех движущихся частей станков, механизмов и др. оборудования, достаточную естественную и искусственную освещаемость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Пе­ред занятиями руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях

7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня:

- оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;

- максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;

- проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;

- достаточную продолжительность сна;

- полноценное питание.

7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 часов свободного времени, с распределением его на первую и вторую половины дня.

7.3. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводят не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно.

7.4. В учреждении организуется с учетом воспитательной и оздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей 6-10 лет допускается уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.

7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытье полов с применением моющих и дезсредств.

7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.

7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.

Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей

Наши рекомендации