Строительство и реконструкция

Деятельность, связанная со строительством и реконструкцией линейных объектов, значительным образом отличается от деятельности, связанной с их эксплуатацией, по степени своего воздействия на окружающую среду. Как правило, она сопровождается нарушением почвенного слоя, вырубкой лесных насаждений и иными видами воздействия. В свою очередь, деятельность, связанная с эксплуатацией линейных объектов, приводит к необходимости обеспечения их текущего бесперебойного функционирования, проведения системы мероприятий, направленных на предотвращение аварийных ситуаций.

Споры, возникающие при строительстве и реконструкции линейных объектов и разрешаемые в судебном порядке, связаны в основном с невыполнением обязанностей по приведению земельных и лесных участков в надлежащее состояние, пригодное для их дальнейшего целевого использования (непроведение рекультивационных и иных восстановительных работ) после строительства и реконструкции линейных объектов, а также с вырубкой зеленых насаждений при размещении линейных объектов (например, в зоне прокладки трубопроводов) .

Газопроводы на лесных участках

Ряд особых экологических требований установлен для проектирования, строительства и эксплуатации линейных объектов в границах лесных участков. Следует отметить, что вопросы лесопользования при их прокладке и эксплуатации детально урегулированы как самим Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ (в частности, ст. 21 и ст. 25), так и рядом подзаконных нормативных правовых актов: Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Рослесхоза от 10.06.2011 №223, приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 №604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации»; приказом Росимущества от 03.08.2010 №213 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации».

Как указывает А.С. Лалетина, правовой режим размещения трубопроводов на участках лесного фонда подчиняется общему правовому режиму размещения на них линейных объектов. Специфика трубопроводного транспорта не нашла отражения в нормах, регулирующих размещение линейных объектов в лесах. Трубопроводы названы законодателем лишь в числе иных линейных объектов. Каких-либо особых правил в отношении размещения трубопроводов в лесах, отличающихся от правил размещения других линейных объектов, не установлено.

Ю.И. Шуплецова отмечает, что при использовании лесных участков из состава земель любых категорий для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов хозяйствующему субъекту необходимо оформить право на землю, занятую объектом и его технологическими составляющими. При этом такое требование распространяется на охранную зону указанных объектов.

Судебная практика

Судебная практика по спорам, связанным с проектированием, строительством, и особенно эксплуатацией линейных объектов – в частности, объектов газовой промышленности, складывается весьма неоднозначно. Анализ и обобщение практики как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции различных инстанций свидетельствуют о наличии совершенно разных подходов к решению спорных ситуаций, возникающих в данной сфере. Наиболее часто встречаются споры, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате аварий на трубопроводах. Как аварийные разливы нефтепродуктов, так и попадание газа в окружающую среду могут быть опасными не только для состояния компонентов окружающей среды и природных объектов (земля, почвы, лесные насаждения, водные объекты), но и для здоровья человека.

Чаще всего судебные споры касаются определения размера вреда, причиненного окружающей среде, а также порядка его материальной компенсации или фактической ликвидации. Как известно, особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде, закреплены ст. 77-79 ФЗ «Об охране окружающей среды», положения которых применяются также и к случаям причинения указанного вреда в ходе эксплуатации линейных объектов, в частности объектов нефтегазовой промышленности.

Нередко возникшие по указанным вопросам разбирательства доходят до высших судебных инстанций, в частности, до Верховного Суда РФ, который в настоящее время старается сформировать единые подходы в практике как нижестоящих судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, а иногда, когда возникает необходимость оспаривания тех или иных положений законодательства и признания их неконституционными, указанные дела доходят и до Конституционного Суда РФ.

В качестве иллюстрации к указанной категории споров можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 №12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть». Несмотря на то, что указанное дело связано с аварийным разливом нефти из нефтепровода, ситуация достаточно типична и подходы к ее разрешению будут применимы и для других линейных объектов ТЭК – таких как газопроводы.

Указанным Постановлением Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ч. 2 ст. 99, ч. 2 ст. 100 ЛК РФ и Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» в части, в которой данные нормы не учитывают при определении размера компенсации вреда, нанесенного лесам и почвам, расходы, понесенные его причинителем при добровольном устранении последствий загрязнения.

ООО «Заполярнефть» причинило вред окружающей среде в результате утечки нефти из принадлежащего ему нефтепровода, но добровольно ликвидировало загрязнение и восстановило почву. Конституционный Суд РФ при рассмотрении дела по жалобе признал, что в данной части оспариваемые положения ЛК РФ и Постановления Правительства РФ №273 не соответствуют Конституции РФ, а органам законодательной и исполнительной власти необходимо устранить существующую правовую неопределенность. До внесения соответствующих изменений в законодательство будет действовать правило об уменьшении размера причиненного лесам вреда на величину расходов по устранению последствий загрязнения в том случае, если в результате предпринятых мер загрязнение действительно было ликвидировано.

В заключение следует отметить, что закрепления системы экологических требований к линейным объектам ТЭК на уровне законодательных и иных нормативных правовых актов явно недостаточно. Требуется создание реально функционирующего правового механизма их реализации. Его основу должны составлять не только традиционные правовые меры административного характера: государственный экологический надзор, применение мер юридической ответственности за несоблюдение норм законодательства в области охраны окружающей среды при проектировании, строительстве и эксплуатации линейных объектов в газовой промышленности, но и их сбалансированное сочетание с мерами стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, направленными на создание условий заинтересованности в соблюдении указанных экологических требований, на повышение уровня экологической ответственности бизнеса. Экологическая ответственность бизнеса должна проявляться в систематическом проведении природоохранных мероприятий, регулярных инвестициях в модернизацию производства, в частности в инфраструктуру эксплуатируемых линейных объектов газовой промышленности.

ГАЗ РОССИИ №3, ОКТЯБРЬ 2015

Наталья Лопатина

Юрист

Наши рекомендации