Муниципальная собственность на землю
Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.
Объекты права муниципальной собственности:
индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность:
1. либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю;
2. либо в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций;
3. либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 225 ГК).
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.
Территорию муниципального образования составляют:
· земли городских и сельских населенных пунктов;
· прилегающие к ним земли общего пользования;
· рекреационные зоны;
· земли, необходимые для развития поселений;
· другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. (ст. 19 ЗК РФ).
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.
Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.
9.Важной характеристикой участников земельных правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земельных правоотношений с учетом особенностей для физических и юридических лиц.
У физических лиц земельная правоспособность возникает с момента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный участок, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять в составе коллектива — садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоотношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являются субъектами земельных правоотношений.
10и11.Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:
1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;
3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятсяпредприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;
4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).
12.Юридические лица как субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть представлены как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
К первым закон относит хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Закон допускает участие в качестве субъектов права на землю и иных коммерческих организаций, если основной их деятельностью является сельскохозяйственное производство.
Коммерческие сельскохозяйственные организации и предприятия являются наиболее многочисленной и экономически значимой группой субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения. Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие сельскохозяйственные организации с разделенным на доли учредителей уставным (складочным) капиталом. Участниками товариществ и обществ могут быть как индивидуальные предприниматели (граждане), так и коммерческие организации (юридические лица).
Имущество, включая землю, может принадлежать хозяйственным товариществам и обществам на праве собственности или на праве аренды. Участники этих коммерческих организаций получают дивиденды (долю прибыли, соответствующую вкладу), а при личном участии в деятельности организации - еще и материальное вознаграждение.
Несколько иной статус, в отличие от хозяйственных обществ и товариществ, имеют производственные кооперативы (артели).
По своим организационно-правовым признакам они весьма близки к колхозам. Это добровольные объединения граждан, деятельность которых основана на личном труде их участников.
Имущество кооператива, в том числе и земля, образуется за счет взносов его членов и является их собственностью. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием и в виде дивидендов пропорционально размерам паев его членов, внесенных в уставный капитал.
Члены производственного кооператива несут полную ответственность по его обязательствам.
Во всех перечисленных выше коммерческих организациях с разделенным на доли (паи) капиталом (имуществом) участники их сохраняют право собственности на конкретные доли общего имущества (уставного капитала) и право на возврат их в случае выхода из объединения (кооператива).
Коммерческие организации этого типа не могут иметь земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ).
Помимо упомянутых выше коммерческих сельскохозяйственных организаций, основанных на частном капитале в предпринимательской деятельности, законодательством (ст. ст. 113 - 115 ГК РФ) предусмотрена также возможность создания унитарных сельскохозяйственных предприятий, которые могут быть как государственными, так и муниципальными.
Унитарными признаются такие организации (предприятия), которые не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество, в том числе землю. В частности, они могут создаваться на базе государственной и муниципальной собственности на средства производства и на землю. Учредителями таких предприятий являются собственно органы государственной власти или местного самоуправления.
Унитарные предприятия могут быть двух видов: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления.
Первые создаются по решению уполномоченного на то государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления. Учредительным документом является устав предприятия. Уставный фонд предприятия оплачивается собственником имущества, т.е. учредителем. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Производственная деятельность осуществляется наемными работниками. Унитарное предприятие данного вида владеет, пользуется и распоряжается имуществом только в определенных, установленных законом и уставом пределах. В частности, оно не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением имущества, в том числе земли, без согласия на то собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли этого предприятия (ст. ст. 294, 295 ГК РФ).
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такие предприятия называются казенными. Казенное предприятие не может совершать сделки с имуществом без согласия на то его собственника. Казенное предприятие может иметь землю также и на праве постоянного (бессрочного) пользования. Все другие унитарные предприятия такого права лишены.
Другую группу юридических лиц, имеющих право на земли сельскохозяйственного назначения, составляют некоммерческие организации, неполный перечень которых приведен в ст. 78 ЗК РФ. К ним относятся: потребительские кооперативы, религиозные организации, а также большая группа научных и образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений.
Региональным законодательством в эту группу субъектов могут быть включены и другие организации. Земельные участки некоммерческим организациям могут предоставляться для специальных целей, так или иначе связанных с сельским хозяйством: проведение научных исследований, подготовка кадров и т.п. В число субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения закон включает также такие общественные структуры, как казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Целевое назначение предоставляемых земель в этих условиях: для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и ведения промыслов.
13.Законодательством предусмотрены следующие права на землю.
Право постоянного (бессрочного) пользованияна землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.
Граждане или юридические лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 ЗК рФ, либо в силу принудительного изъятия.
Право пожизненного наследуемого владенияземельным участком, является вещным правом лиц, не являющихся собственниками.
Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности. Обладатель права пожизненного наследуемого владения вправе передать земельный участок только по наследству.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.
Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Частный сервитутустанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.
Публичный сервитутустанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать:
– прекращения частного сервитута по суду;
– изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (публичный сервитут).
Право безвозмездного срочного пользованияна земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.
Права на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость.
14.Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на: собственность РФ,собственность субъектов РФ,соб-ть мун-х образований.
Право соб-ти (гос-ой, муниц-ой) на зем-е участки при разграничении собст-ти на землю возникает по основаниям, установл-м ГК РФ и ФЗ РФ, подлежит гос-й регистр-и в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента гос-й регистрации права собственности на данные земельные участки ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).На практике вопрос разграничения гос-й соб-ю на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов гос-й власти и местного самоуп-я по распоряж-ю зем-ми участками.Реш-е уполномоч-о органа о предоставлении зем-го участка явл. самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осущ-ся на основании этого решения (напр.-заключение дог. аренды), направлены на его реализацию или подготовку. Отсутствие гос-й регистрации права собст-ти на зем-е участки, гос-я собственность на кот. не разграничена, не явл. препятствием для распоряж-я ими. По общему правилу распоряжение зем-ми участками, гос-я собств-ть на которые не разграничена, осущ-ся орг-ми местного самоуп-я муниц-х районов и муниц-х округов. Кроме того, распоряж-е зем-ми участками в поселениях, явл-ся админист-ми центрами или столицами субъектов РФ, осущ-ся органами местного самоуп-я указанных поселений, если законами соответ-х субъектов РФ не установлено, что распоряж-е такими зем-ми участками осущ-ся исполнит-ми органами гос-й власти субъектов РФ.
Из анализа норм земельного и гражданского законод-ва, следует, что передача полномочий по распоряжению зем-ми участками, до разграничения гос-й собств-ти на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом зем-х отношений выступают зем-е участки единого гос-го зем-го фонда (не разграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие гос-й регистрации права собст-ти на зем-е участки не явл. препятствием для распоряж-я ими, что недопустимо в соответствии с нормами ГК РФ (заключ-е дог-а купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряж-ю зем-ми участками, право гос-й соб-ти на кот. не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местн. самоупр-я одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие зем-е участки и связанных с ним прав.
15.Граждане некоторых категорий могут получить участок бесплатно
Еще одна возможность бесплатного получения земельного участка предусмотрена для некоторых категорий граждан. В РФ такая возможность появилась с марта 2015-го года, что указано в статье 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие категории граждан, которые имеют право претендовать на бесплатное получение земли:
· Граждане, которые построили на земельном участке свой дом или постройку.
· Герои труда, в целях строительства дачных домов, усадеб, огородов и т.д.
· Заслуженные герои страны, в целях жилищного и дачного строительства, а также садоводства и огородничества.
· Многодетные семьи.
Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», бесплатно получить земельный участок в собственность могут граждане РФ, которые фактически пользуются данным участком, при условии, что на нем расположен жилой дом или постройка, а право собственности на данную недвижимость возникло у него либо до введения действующего ЗК РФ, либо после такового, а право собственности на постройку перешло на праве наследования.
Кроме того, существует Федеральный закон от 09.01.1997 № 5, который закрепляет за Героями Труда РФ и Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой славы право на получение земельных участков безвозмездно. Так, указанные граждане имеют право на получение земли в целях дачного строительства, ИЖС, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление огородничества и садоводства.
Земельные участки многодетным семьям предоставляются на основании норм законодательства РФ. В рамках программы государственной поддержки многодетных семей на 2011-2016 годы, родители, воспитывающие более трех (включительно) несовершеннолетних детей, теперь имеют возможность получить бесплатные участки земли, которые могут использовать для постройки дома. Федеральный закон указывает, что порядок выдачи территории определяется муниципальными органами власти.
На сегодняшний день, по-прежнему широко используется приобретение земельных участков в аренду под строительство с последующим оформлением выкупа данных участков, но наряду с этим также набирает обороты процедура приобретения земельных участков в собственность на торгах.
16.Приобретение участка на торгах
Земельный кодекс ранее предусматривал два различных порядка предоставления земельных участков из государственной собственности для строительства: без предварительного согласования размещения объекта недвижимости и с таковым.
Отдельно стоит отметить процедуру выбора участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Для строительства объекта недвижимости на конкретном земельном участке необходимо знать не только к какой из семи категорий земель этот участок отнесен, но также учитывать экологические, экономические, социальные и другие факторы, а также соответствует ли предполагаемое размещение объекта градостроительным и иным обязательным требованиям. В теории, подобная работа должна быть проведена компетентными органами власти в процессе территориального планирования и градостроительного зонирования. На сегодняшний день, подобное «общее планирование» не везде было произведено, поэтому выбор конкретного участка происходит в индивидуальном порядке.
Процедура предварительного согласования необходима, чтобы гражданин, приобретая права на земельный участок, сначала мог убедиться, что данный участок пригоден для строительства предполагаемого объекта. В таком случае, предоставление земельного участка происходит без проведения торгов. Данное право граждан реализуется в соответствии с нормами земельного законодательства, а также является неким поощрением за инициативность и стремление к развитию территории.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов строительства предоставлялось в собственность или аренду на торгах по продаже земельного участка.
Предметом торгов может быть только сформированный в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами.
Проведение торгов осуществляется в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Подготовка и организация аукциона может осуществляться по инициативе уполномоченного органа либо по инициативе лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
Цена земельного участка при проведении торгов определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона, в случае, если заявка на участие в аукционе является единственной. Цена земельного участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи без проведения торгов, определяется в порядке установленном п. 2ст. 39.4 Земельного кодекса РФ.
17.Причины отказа в приватизации
Отказать в приватизации административные органы могут в нескольких случаях:
· владелец земли использует ее не по назначению;
· не уплачивает налоги;
· не исполняет требования законодательства по отношению к земельным участкам;
· нарушает границы, претендуя на землю, принадлежащую другим лицам;
· выявляются иные серьезные нарушения со стороны человека, претендующего на приватизацию.
Таким образом, процесс приватизации считается достаточно простым и доступным для каждого человека. Для этого необходимо подготовить полный пакет документов, правильно составить заявление и обратиться в соответствующие государственные инстанции.
18.Статья 25.2. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
7. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
19.Переход права на земельный участок при переходе права собственности на объект недвижимого имущества
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании ст. 35 Земельного кодекса РФ покупатель, приобретая в собственность недвижимое имущество, вправе приобрести в собственность ту часть земельного участка, на которой данное имущество расположено и которая необходима для его использования. Данный механизм также установлен нормами Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Таким образом, по общему правилу отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Из данного правила установлены следующие изъятия:
· отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка, допускается без одновременного отчуждения земельного участка;
· отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение;
· отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота, допускается без одновременного отчуждения земельного участка;
· отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
В силу части ст. 35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, необходимая для использования здания, определяется исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
20.Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.
Данный принцип закреплен в ст. 1 ЗК РФ: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из существа данного принципа следует, что здание (сооружение), расположенное на земельном участке, неразрывно с ним связано и, безусловно, не может существовать без земельного участка. Этим принципом земельный участок фактически объединяется в одну сложную вещь (земельно-имущественный комплекс) с другими объектами недвижимости, которые прочно связаны с земельным участком. Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте.
На основании п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ), предусматривающем, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
21.Исключительное право на приватизацию или приобретение права
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 36 ЗК РФ устанавливает также особенности приобретения прав на землю в случаях, когда помещения в одном здании принадлежат разным лицам на отличных друг от друга титулах:
1) если здание принадлежит нескольким лицам на праве собственности, то эти лица вправе приобрести земельный участок либо на праве общей долевой собственности, либо на праве аренды;
2) если помещения, расположенные в здании, принадлежат одним лицам на праве собственности, а другим лицам на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления), то все эти лица имеют право на приобретение земельного участка в аренду. При этом казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, обладающие помещениями в данном здании, могут владеть земельным участком на особом титуле - "право ограниченного пользования";
3) если помещения, расположенные в здании, закреплены за несколькими казенными предприятиями и (или) публичными (государственными или муниципальными) учреждениями, то земельный участок предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования наиболее крупному (исходя из площади) правообладателю помещений; остальные лица владеют земельным участком на праве ограниченного пользования.
В случаях, рассмотренных в пунктах 1 и 2, при заключении договора аренды используется особая процедура - аренда с множественностью лиц на стороне арендатора. В подобной ситуации инициаторами заключения договора аренды не обязательно должны быть все правообладатели помещений. Возможна ситуация, когда договор заключается с частью из них или даже с одним - изъявившим желание. Остальные же правообладатели могут вступить в уже заключенный договор в любое время. При этом понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается исходя из принципа свободы договора.
Особый порядок установлен для приобретения прав на земельные участки под многоквартирными жилыми домами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При определении момента, с которого у домовладельцев возникает право общей долевой собственности на земельный участок, имеет значение, был ли сформирован данный земельный участок и был ли проведен в его отношении государственный кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.).
Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, был сформирован до 1 марта 2005 г., то данный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если вышеуказанный земельный участок не был сформирован до 1 марта 2005 г., на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного с