Вопрос №38 Недействительность сделок с пороком субъектного права.

Сделки с пороками субъектного состава:

· Сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным (ст.171 ГК);

· Сделки, совершаемые гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст.176 ГК);

· Сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте до 14 лет (ст.172 ГК);

· Сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (ст.175 ГК);

· Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица (ст.173 ГК);

· Сделки, совершенные органом юридического лица с превышением полномочий

Сделки, совершенные недееспособными гражданами(ст. 171 ГК РФ). Так как гражданин, признанный недееспособным вследствие психического расстройства, лишается права самостоятельно совершать любые сделки, то для признания заключенной им сделки недействительной достаточно доказать сам факт ее совершения. Для этого не имеет значения то обстоятельство, знала ли другая сторона о недееспособности. Однако, если ей было известно (или должно было быть известно) о том, что она вступает в сделку с недееспособным, закон обязывает ее возместить другой стороне понесенный реальный ущерб (п. 1 указанной статьи).

В качестве исключения устанавливается правило, согласно которому сделка недееспособного гражданина может быть признана судом действительной, если совершена к выгоде этого гражданина (п. 3 ст. 171). Заявление в суд может быть подано только опекуном недееспособного гражданина.

Сделки лиц, не достигших 14 лет (ст. 172 ГК РФ). Так как в этом возрасте малолетний может самостоятельно совершать ряд сделок (мелкие бытовые и др., указанные в ст. 28 ГК РФ), на них правила о признании заключенных сделок недействительными не распространяются. Речь идет только о сделках, не указанных в ст. 28 ГК.

Правила об их недействительности схожи с теми, которые установлены для сделок недееспособных граждан: во-первых, точно также помимо двусторонней реституции предусмотрено возмещение реального ущерба, если другая сторона знала или должна была знать о малолетстве гражданина. Во- вторых, по требованию родителей, опекунов или усыновителей такая сделка может быть признана судом действительной, если совершена к выгоде малолетнего.

Сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности. Статья 176 ГК. Сделки такого гражданина по расопряжению имуществом соверешенные без согласия попечителя могут быть признаны по иску попечителя недейстивтельными. Данное правило не применяется к мелким бытовым сделкам, которые гражданин, ограниченный судом в дееспособности, вправе совершать самостоятельно. Сделки савершенные таким гражданином являются оспоримыми.

Последствия:

А.) Двусторонняя реституция.

Б) Недобросовестная дееспособная сторона обязана возместить причиненный ею реальный ущерб.

Сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Статья 26 ГК - лица в этом возрасте вправе самостоятельно совершать сделки, прямо указанные сделки, указанные в законе, либо другие с согласия родителей или опекунов. Если этот порядок нарушен, то эти сделки могут быть по решению суда быть признаными недействительными. Относятся к категории оспоримых сделок. Статья 175 непреминима к сделкам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, если они в установленном в законе пордке признанны полностью дееспособными. Иск в суд вправе предъявлять родители, усыновители и попечители.

Последствия:

А.) Двусторонняя реституция.

Б.) Недобросовестное дееспособная сторона обязана возместить причененный ею реальных ущерб.

Сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК РФ). По этому основанию могут оспариваться сделки:

o коммерческого юридического лица, если учредительными документами прямо ограничивается его правоспособность (так как ст. 49 ГК РФ допускает для них ведение любой деятельности, не запрещенной законом). Сделки, заключаемые юридическими лицами с нарушением тех требований, которые закон предъявляет к их специальной правоспособности, не подпадают под действие данной статьи. Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК (п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8);

o некоммерческого юридического лица, не соответствующие его учредительным документам (так как их способность — целевая, вести деятельность, не указанную в учредительных документах, они не могут);

o сделки коммерческих и некоммерческих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, совершенные без лицензии; такое возможно, если лицензия вообще отсутствует, либо истек срок ее действия, либо она аннулирована, либо деятельность выходит за рамки выданной лицензии.

Заявителями в суд могут быть как само юридическое лицо, так и его учредители (участники), либо государственный орган, осуществляющий контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Для удовлетворения иска должно быть в совокупности доказано:

o сделка не соответствует учредительным документам юридического лица или совершена без лицензии;

o другая сторона знала или заведомо должна была знать о незаконности сделки.

Сделки лица, совершенные с превышением полномочий (ст. 174 ГК РФ). По данному основанию суд может признать недействительными следующие сделки:

· совершенные физическим или юридическим лицом с превышением полномочий, ограниченных договором; полномочия могут быть ограничены по сравнению с тем, как они указаны в доверенности, законе или как могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершена сделка. Например, стороны заключили договор поручения, и в договоре указано меньше полномочий, нежели в выданной поверенному доверенности;

· совершенные органом юридического лица с превышением полномочий, ограниченных его учредительными документами; полномочия, также как и в предыдущем случае, могут быть ограничены по сравнению с тем, как они указаны в доверенности, законе или как могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершена сделка. Например, в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах», на совершение крупной сделки (т.е. превышающей 25% активов общества) требуется согласие общего собрания. Однако, в уставе общества может быть ограничено это правило (указано, что крупной для них будет считаться сделка, превышающая 20% активов).

Для признания таких сделок недействительными требуется доказать:

· несоответствие полномочий, указанных в договоре или учредительных документах юридического лица, полномочиям, указанным в доверенности, законе или вытекающим из обстановки, в которой совершается сделка;

· что другая сторона знала или заведомо должна была знать об имеющихся ограничениях.

Право обращения в суд имеет только лицо, в чьих интересах установлено ограничение.

Наши рекомендации