Вопрос №26 Некоммерческие организации как ЮЛ: понятие, виды, и общая характеристика их правового статуса.
Однако в российском гражданском праве понятие учреждение имеет свое, особое значение. Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично финансируемая учредителем-собственником и обладающая ограниченным вещным правом на свое имущество. Поэтому в отечественном правопорядке отсутствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения.
В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются на коммерческие и некоммерческие организации:
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру. Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.
Некоммерческие организации не являются профессиональными участниками имущественного оборота. Их вступление в имущественные отношения обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность. Они используют имеющиеся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. При этом в качестве таких целей не может выступать систематическое получение прибыли и распределение её между участниками (учредителями). Закон в большинстве случаев не предусматривает для таких организаций минимальный размер уставного фонда. Кроме того, большинство из их за исключением потребительских кооперативов и паевых фондов не могут быть признаны банкротами. Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским кодексом, а так же иными федеральными законами. Гражданским кодексом предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций:
· Потребительский кооператив;
· Общественные и религиозные организации (объединения);
· Благотворительные и иных фонды;
· Учреждения;
· Ассоциации (союзы).
В иных законах предусмотрены, например, такие формы некоммерческих организаций как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и государственные корпорации.
Вопрос №27 Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых ГП.
В юридической литературе указанные субъекты обозначаются обобщенным понятием «государственные образования» или публично «правовые образования». РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в гражданско-правовые отношениях выступают на равных началах между собой и с другими субъектами права, т.е. с гражданами и юридическими лицами. При этом, к публично правовым образованиям применяются нормы гражданского законодательства, относящимся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Отсюда следует, что данные образования могут выступать собственниками имущества, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, могут быть носителями различных гражданских прав и обязанностей, несут имущественную ответственность по своим обязательствам, могут защищать свои права, предусмотренными гражданским законодательством способами. Специфика государственных образований как субъектов гражданского права проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения и прекращения, а так же в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, данные субъекты не могут быть носителями ряда гражданских прав, присущих только гражданам. Государственные образования обладают специальной правоспособностью, она реализуется через государственные и муниципальные органы. Например, от имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях преимущественно выступает Правительство РФ, министерства и федеральные агентства. От имени субъекта РФ выступают органы государственной власти, определяемые законами соответствующих субъектов. а от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления. Кроме того, государственные образования могут выступать в имущественном обороте через институт представительства (п.3 ст.125 ГК РФ). Это означает, что в предусмотренных законодательством случаях, от имени государственных образований по специальному поручению могут действовать определенные государственные органы, юридические лица и граждане.
Государственные образования могут участвовать в имущественном обороте опосредованно и непосредственно. Опосредованное участие проявляется с использованием созданных ими государственных юридических лиц (государственные, в том числе, казенные и муниципальные унитарные предприятия, а так же государственные учреждения). Через них государственные образования косвенно (опосредованно) участвуют в гражданском обороте, так как являются собственниками имущества этих юридических лиц. Непосредственное участие государственных образований в гражданском обороте проявляется в следующих формах:
· Как собственник. Принадлежащее государственным образованиям имущество можно разделить на два вида:
Ø Имущество, закрепленное за государственными и муниципальными юридическими лицами;
Ø Государственная казна. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из бюджетных средств и иного имущества, не закрепленного на вещном праве за государственными и муниципальными юридическими лицами.
· Как сторона в разного рода сделках. В данных сделках публично-правовые образования выступают на равных началах со своими контрагентами, включая граждан и юридических лиц. Виды сделок, в которых могут участвовать публично-правовые образовании по существу законом не определены, из чего можно сделать вывод, что это могут быть любые сделки, за исключением тех, в которых публично-правовые образования не могут участвовать в силу присущих им свойств (не могут быть субъектами авторских отношений).
· Как наследник или получатель выморочного имущества. Публично-правовые образования могут быть наследниками по завещанию, а при отсутствии наследников могут принимать имущество умершего как выморочное.
Публично-правовые образования по своим обязательствам несут гражданско-правовую имущественную ответственность. При этом если иное прямо не предусмотрено законом, данные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключением из этого правила предусмотрены п.5 ст.115, п.2 ст.120 и п.3 ст.56 ГК РФ.
Публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом за исключением имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами, а так же имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (природные заповедники, памятники культуры). В соответствии со ст.16 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования обязаны возместить убытки, причиненные гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействий) их органов и должностных лиц. В соответствии со ст.1070 ГК РФ, устанавливается ответственность за вред причиненные незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда.
В соответствии с п.3 ст.1151 и ст.1175 ГК РФ, в случаях, когда государственным образованиям имущество переходит в порядке наследования, эти образования отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним имущества.