Тема 2. Правовая психология.

Коллоквиум – вопросы для обсуждения:

1. Понятие правосознания и его социальная роль в регуляции поведения личности.

2. Формы и уровни правосознания.

Статьи для реферирования:

- Жуков В.Н. Позитивизм, социология, психология: история возникновения психолого-социологической школы права в России. // Государство и право, 2014, № 11, с. 53-64.

- Цалиев А.М. О конституционном правосознании в юбилейный год Конституции. // Российская юстиция, 2013, № 3, с. 7-11.

3. Правоприменительное поведение и его виды.

Статьи для реферирования:

- Степаненко Р.Ф. Причинность, понятие и виды правовой маргинальности. // Государство и право, 2014, № 6, с. 98-103.

- Сорочан В.В. Юридическая психология. М., 2005.: Глава «Правовая социализация подростков» (с. 25-38).

- Добрынин Н.М. О сущности правового нигилизма и правового идеализма: антропология права и взгляды Н.И. Матузова. // Государство и право, 2015, № 12.

- Степаненко Р.Ф. Социально-психологические и юридические механизмы детерминации правовой маргинальности // Государство и право, 2016, № 5, с. 35-46.

4. Психологические аспекты правотворчества.

Статьи для реферирования:

- Кибак И.А. Психологическая экспертиза законопроектов в законотворческом процессе. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 1, с. 17-21.

- Османова Н.В. Деятельность законодателя в построении института подследственности уголовных дел: психологические аспекты.

Комплект упражнений (заданий):

Упражнение 1:

Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически. Задания:

1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям: а) понятность для «среднестатистического» гражданина, б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное), в)степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).

2. Проанализируйте и оцените тот же акт по психологичности оформления, используя те же критерии.

3. Будь ваша власть, что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?

Упражнение 2:

Просмотрите перечень психологических факторов, чаще всего и в разной степени оказывающих влияние на правовую психологию населения. Задания:

1. Просматривая перечень, оцените, какие из этих факторов оказывают влияние на криминальную и оперативную обстановку в районе (городе, области, республике, - выберите что-то одно по своему желанию), где вы живете.

2. Подумайте, все ли факторы учтены? Если нет, то дополните перечень самостоятельно. Обоснуйте, по каким основаниям вы это делаете.

3. Из всего перечня факторов, оказывающих, по вашему мнению, влияние на состояние законности и правопорядка, выделите две группы (с тремя-пятью факторами в каждой), первая из которых оказывает наиболее сильное положительное влияние, а вторая - наиболее сильное отрицательное. Постарайтесь, чтобы в каждой группе были не только фоновые факторы, относящиеся к состоянию всего российского общества, но и зависящие от местных органов власти, населения. Постарайтесь оценить, в чем конкретно состоит их влияние на правовую психологию всего населения города (района, области, республики) и на правовую психологию отдельных граждан. Какие благоприятные и неблагоприятные явления в них эти факторы вызывают?

4. Сузьте и конкретизируйте свой аналитический поиск: попытайтесь четко оценить влияние деятельности правоохранительных органов города (района, области, республике) на правовую психологию населения по двум направлениям: а) что и как сказывается положительно и б) что и как сказывается отрицательно.

5. Закончите анализ поиском ответов на вопрос: что и как можно улучшить в работе правоохранительных органов (что зависит от людей, работающих в них) города (района, области, республики), чтобы начались или ускорились изменения в правовой психологии населения в направлении к повышению уровня ее развития, к уровню правовой культуры?

Упражнение 3:

В одном из исследований правосознания молодежи были получены следующие данные:

  Группы Показатели  
  Коэффициент осведомленности Коэффициент солидарности Коэффициент интернализации  
  Законопослушные 0,73 0,74 0,34  
  Правонарушители (несудимые) 0,74 0,68 0,23  
  Преступники из них: насильственные корыстные корыстно-насильственные 0,77 0,77 0,78 0,75 0,62 0,65 0,60 0,58 0,14 0,14 0,15 0,13  


Вопросы и задания:

1. Вспомните определение понятия правосознания.

2. Какова роль правового сознания в детерминации законопослушного и преступного поведения?

3. Составьте ряд вопросов и заданий, направленных на познание уровня правовой осведомленности, оценочных суждений и мнений о праве и практике его применения, правовых установок и ориентации.

4. Пользуясь приведенными в таблице данными, дайте сравнительную характеристику правосознания законопослушных граждан, правонарушителей и различных категорий преступников.

5. В чем заключаются наиболее существенные деформации правового сознания?

6. Какие выводы можно сделать на основе анализа указанных выше эмпирических данных, полученных в ходе исследования правосознания различных групп?

Вопрос для написания эссе:

Повлияло ли на мое правосознание обучение на юридическом факультете? Если повлияло, то как? Если не повлияло, то почему?

Наши рекомендации