Федеральная служба исполнения уголовных наказаний в системе органов юстиции.

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» ФСИН России, подведомственная Министерству юстиции РФ, считается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовного наказания в отношении осужденных; содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охрана и конвоирование; контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставляется отсрочка отбывания наказания.

Основными задачами ФСИН России являются:

исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных и контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка;

• обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей;

• обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы;

• охрана и конвоирование содержащихся под стражей по установленным маршрутам, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

• создание осужденным и содержащимся под стражей условий содержания, соответствующих нормам международного права;

• организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

• охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федеральногоагентства по здравоохранению и социальному развитию РФ,обеспечение безопасности находящихся на их территорияхлиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено при-,нудитеяьное лечение в указанных больницах1.

ФСИН России управляет соответствующими территориальными органами системы и осуществляет свою деятельность непосредственно.

ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ; Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», другими федеральными законами; Уголовно-исполнительным кодексом РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ; международными договорами РФ; актами Министерства юстиции РФ.

ФСИН России осуществляет следующие полномочия:



  1. Обеспечивает в соответствии с законодательством РФ; правопорядок и законность в учреждениях уголовно-исполнительной системы и безопасность лиц, находящихся на ее территории; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений суда; исполнение международно-правовых
  2. Осуществляет: направление осужденных к месту отбывания наказания и их размещения; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению сотрудников оружием, специальными средствами и охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей; реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности и обеспечение мобилизационной подготовки; координацию деятельности образовательных и научных-учреждений, подведомственных ФСИН России.
  3. Принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы и экспертизе законопроектов и иных актов, относящихся к сфере деятельности ФСИН России.
  4. Организует: общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных; выполнение заказов, размещенных на предприятиях системы, на поставку товаров и продукции для государственных нужд; оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России и ее территориальных органов.
  5. ФСИН России создает, ликвидирует и реорганизует учреждения, исполняющие наказания, и выполняет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены законодательными актами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

6. ФСИН России не вправе осуществлять нормативно правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Уголовно-исполнительная система включает

1) ФСИН России;

2) территориальные органы ФСИН России;

3) учреждения, исполняющие наказания.

19. Система органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей -субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ), городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы восьмого главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят внутренние войска.

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы и Совета Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД Российской Федерации.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, исполнения уголовных наказаний, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел хорошо налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства и проекты нормативных актов, связанных с деятельностью органов внутренних дел. Вышестоящие органы организуют оказание подведомственным учреждениям методической помощи.

Выполняя возложенные на него задачи, МВД организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"; экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел. МВД осуществляет непосредственное руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности, следственными подразделениями.

Министерством внутренних дел на территории Российской Федерации организуется розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также розыск похищенного имущества.

В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.

Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой деятельности и разрешительной системы, установленных правил выезда, въезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществления охраны объектов собственности по договорам, выдачи разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и осуществления контроля за ней.

МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует (наряду с другими компетентными органами) в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра, назначаемые Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. В МВД образуется коллегия из 19 человек в составе министра, его заместителей и руководящих работников органов внутренних дел. Состав коллегии (кроме входящих в нее по должности) утверждается Правительством Российской Федерации. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов

Современный Гуманитарный Университет

внутренних дел и внутренних войск. Решение коллегии затем объявляются приказами министра внутренних дел Российской Федерации. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

20. Особенности правового статуса внутренних войск и порядок их привлечения к решению задач правоохраны.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

– участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

– участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

– охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

– участие в территориальной обороне Российской Федерации;

– оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации. Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.

Президент Российской Федерации:

– осуществляет руководство внутренними войсками;

– утверждает состав, численность и структуру внутренних войск;

– принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск;

– принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения;

– назначает на должность по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности и т. д. Личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал.

Военнослужащие внутренних войск должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленной за ними техникой.

Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту, а также путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач.

Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Оперативно-территориальное объединение является основной военно-административной единицей внутренних войск и предназначается для выполнения задач, возложенных на внутренние войска.

В Главном командовании внутренних войск создается военный совет Главного командования внутренних войск, а в оперативно-территориальном объединении внутренних войск – военные советы оперативно-территориальных объединений внутренних войск, которые являются постоянно действующими совещательными органами во внутренних войсках.

Срок привлечения личного состава соединений и воинских частей(подразделений)внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать трех месяцев.

21. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) — федеральная служба Российской Федерации, находящаяся в непосредственном ведении Президента России. Главная цель деятельности ФСКН — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте

Цели и задачи

Основными задачами ФСКН России являются:

· обеспечение контроля за оборотом наркотиков;

· выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к подследственности ФСКН России;

· координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков;

· создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту.

Функции

Основные функции:

· обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах

· осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации

· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за обращением наркотических лекарственных средств и психотропных веществ

· ведёт единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту

· осуществляет приём граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к компетенции органов ФСКН

Структура ФСКН

Систему органов ФСКН России составляют центральный аппарат, а также региональные управления ФСКН России, управления ФСКН России по субъектам федерации, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на эту правоохранительную структуру.

Федеральная служба обеспечивает работу Государственного антинаркотического комитета и его подразделений в федеральных округах.

22. Федеральная миграционная служба Российской Федерации и решаемые ею задачи

Федеральная миграционная служба (ФМС России) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна Правительству России.

Основными задачами Федеральной миграционной службы являются:

выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;

нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;

производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

управление территориальными органами Службы, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на Службу задач.

23. Правоохранительные функции Федеральной таможенной службы Российской Федерации

Правоохранительная деятельность таможенных органов — это такая их деятельность, которую они, являясь частью единой системы правоохранительных органов Российской Федерации, на основе закона и в соответствующих формах осуществляют с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела.

Правоохранительная деятельность таможенных органов имеет следующие особенности:

1) правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен законом, а не вытекает из анализа выполняемых ими функций как в случае, например, с органами милиции, федеральной службы безопасности и другими правоохранительными органами;

2) является одним из основных, но далеко не единственным направлением деятельности таможенных органов в отличие от других правоохранительных органов России;

3) носит некий фискальный оттенок, поскольку является одним из средств пополнения федерального бюджета России.

Основными направлениями правоохранительной деятельности таможенных органов являются:

1. Деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела — это комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических, оперативно-розыскных и кадровых мер, связанных с выявлением преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела, их пресечением, проведением расследования (по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела) либо проведением дознания (по делам о преступлениях в сфере таможенного дела), а также с применением к виновным лицам мер административной ответственности (по делам о нарушениях таможенных правил). Причем деятельность эта должна осуществляться на основе принципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев.

2. Деятельность по обеспечению собственной безопасности — это деятельность, включающая в себя комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией и другими должностными преступлениями в таможенных органах в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач и функций.

3. Деятельность службы таможенной охраны, включающая в себя комплекс мер, необходимых для:

- охраны таможенной границы Российской Федерации, административных зданий, учреждений, организаций и предприятий, подчиненных ГТК России, и других объектов таможенной инфраструктуры,

- соблюдения режима зоны таможенного контроля,

- таможенного сопровождения грузов и транспортных средств и таможенного надзора;

- защиты должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных посягательств.

4. Деятельность по контролю за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при реализации ими своих юрисдикционных полномочий в рамках борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, включающая в себя комплекс мер по контролю за полнотой, всесторонностью, объективностью и правильностью (т. е. в рамках действующего законодательства) производства должностными лицами таможенных органов дознания по уголовным делам и производства по делам о нарушениях таможенных правил — мер, проводимых с целью обеспечения и охраны прав и законных интересов лиц, привлекаемых к ответственности.

Действующим законодательством таможенные органы отнесены к субъектам оперативно-розыскной деятельности, осуществление которой вряд ли можно назвать самостоятельным направлением правоохранительной деятельности, поскольку реализуется она либо в рамках борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела, либо в рамках деятельности по обеспечению собственной безопасности, но не упомянуть о ней нельзя.

24. Федеральная служба безопасности как основной орган по обеспечению национальной безопасности России.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.

ФСБ является органом государственного управления РФ в системе обеспечения националь ной безопасности. Она реализует задачи высших органов управления в сфере обеспечения национальной безопасности, издает в соответствии с законами РФ нормативные акты, участвует в разработке общегосударственных программ обеспечения национальной безопасности РФ.

Органы федеральной службы безопасности решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, а также с общественными объединениями и гражданами. Могут использовать силы и средства других органов системы обеспечения национальной безопасности РФ в порядке, определяемом Президентом РФ. В целях решения задач обеспечения национальной безопасности РФ к учреждениям, организациям и предприятиям с их согласия могут быть прикоманди рованы сотрудники органов ФСБ в порядке, определяемом Правительством РФ.

Органы ФСБ РФ в соответствии с возложенными на них функциями обязаны:

1. Вести контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;

2. Проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

3. Осуществлять во взаимодействии с органами внешней разведки РФ разведывательную работу в целях получения информации об угрозах национальной безопасности РФ.

В этих рамках на них также возлагаются задачи:

осуществлять контрразведывательную работу по обеспечению безопасности в Вооруженных Силах РФ, а также иных воинских подразделениях;

проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, редупреждению и пресечению актов терроризма;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами РФ меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом;

участвовать в разработке и реализации мер по защите государственных секретов;

осуществлять контроль за обеспечением их сохранности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организаци ях независимо от форм собственности, органах общественных объединений;

осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности страны и прогнозировании тенденций их развития; информировать высшие органы государственной власти и управления РФ, другие государственные органы об угрозах национальной безопасно сти РФ;

принимать во взаимодействии с органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности иностранных представительств на территории РФ на основе международных и межгосударственных договоров и соглашений, а также участвовать во взаимодействии с органами внешней разведки в проведении мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за рубежом;

участвовать по решению высших органов государственной власти и управления РФ с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических и религиозных мероприятий федерального, межгосударственного и международного характера;

обеспечивать безопасность и готовность к функционированию в военное время и в условиях чрезвычайного положения пунктов управления государством и Вооруженным Силами РФ;

поддерживать и обеспечивать мобилизацион ную готовность;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.

25. Органы пограничного контроля Российской Федерации и их значение для охраны правопорядка и обеспечения национальной безо­пасности.

Федеральная пограничная служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Организация и деятельность Федеральной пограничной службы осуществляется на основании Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также Положения о Федеральной пограничной службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ.

Структура органов федеральной пограничной службы. Органы федеральной пограничной службы образуют централизованную систему, возглавляемую Федеральной пограничной службой РФ. В эту систему включаются:

* органы пограничного контроля;

* органы внешней разведки;

* оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

* пограничная стража;

* пограничные войска и воинские образовательные учреждения;

* другие органы пограничной службы, подчиненные Федеральной пограничной службе РФ.

Федеральная пограничная служба РФ и ее органы находятся в ведении Президента РФ по вопросам, закрепленным за ними Конституцией РФ, и подчиняются Правительству РФ.

Федеральная пограничная служба РФ в пределах своей компетенции совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает защиту государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу; организует пропуск через государственную границу РФ лиц, животных, транспортных средств и грузов; организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает руководство органами и войсками федеральной пограничной службы; участвует в подготовке органами государственной власти нормативных и иных правовых актов, касающихся сферы охраны государственной границы; осуществляет взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств.

Возглавляет Федеральную пограничную службу РФ директор в ранге федерального министра. Он осуществляет общее руководство всеми органами федеральной пограничной службы и является командующим пограничными войсками РФ, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на эти органы задач. Руководство конкретными направлениями деятельности органов федеральной пограничной службы осуществляют заместители директора Федеральной пограничной службы РФ. Все они назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ. При директоре в качестве совещательного органа образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы охраны государственной границы. В состав коллегии, помимо директора и его заместителей, входят другие руководители Федеральной пограничной службы. По утверждению Президента РФ в состав коллегии могут также вводиться должностные лица органов государственной власти РФ.

Полномочия органов федеральной пограничной службы. Органы федеральной пограничной службы обязаны всеми мерами не допустить противоправное изменение прохождения государственной границы, осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах прохода государственной границы. В связи с этим они осуществляют:

* режимно-пропускную деятельность;

* разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

* войсковую и военно-техническую деятельность;

* производство по делам об административных правонарушениях и дознание.

Осуществляя военно-техническую деятельность, органы федеральной пограничной службы возводят необходимые инженерно-технические сооружения, создают и строят средства связи, коммуникации, размещают и используют технику и вооружение на предоставленной им территории. Войсковая деятельность осуществляется пограничными войсками как самостоятельно, так и совместно с внутренними войсками и Вооруженными Силами РФ.

В ходе режимно-пропускной деятельности органы федеральной пограничной службы имеют право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним, требовать от владельцев земельных участков выделения мест для передвижения пограничных нарядов; проверять документы, производить досмотр транспортных средств и перевозимых грузов; задерживать лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, пограничного режима и режима пунктов пропуска через государственную границу, производить их личный досмотр; останавливать, досматривать и задерживать невоенные корабли, допустившие нарушения режима.

Если нарушения образуют состав административного правонарушения, органы федеральной пограничной службы осуществляют административное производство в соответствии с соответствующим законодательством. В ходе производства они имеют право осуществлять административное задержание лиц, допустивших административное правонарушение, получать от них объяснения. По окончании производства органы федеральной пограничной службы применяют к виновным лицам меры административной ответственности: предупреждение, штраф.

Органы федеральной пограничной службы обладают правами органа дознания. При обнаружении признаков преступления, относящегося в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, они возбуждают дело, производят неотложные следственные действия, а затем передают дело по подследственности.

Статус сотрудников органов федеральной пограничной охраны. Сотрудники органов федеральной пограничной охраны являются военнослужащими, обладающими правами и льготами, установленными Законом "О статусе военнослужащих". Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности. Они являются представителями федеральных органов исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме уполномоченных лиц, не имеет права вмешиваться в деятельность сотрудников федеральной пограничной службы по охране государственной границы. Они носят установленную форму одежды, при исполнении служебных обязанностей имеют право на применение специальных средств и оружия в порядке, установленном законом.

Надзор и контроль за органами федеральной пограничной службы. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами федеральной пограничной службы осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности органов федеральной пограничной службы и определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения органов федеральной пограничной службы, ущемляющие законные права и интересы граждан.

Государственный контроль за деятельностью органов федеральной пограничной службы возлагается на Президента и Правительство РФ.

Ведомственный контроль осуществляют соответствующие подразделения Федеральной пограничной службы РФ при осуществлении проверок соответствующих нижестоящих подразделений. Для выявления среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления, в органах федеральной пограничной службы действует служба собственной безопасности.

26. Федеральная служба охраны в системе органов безопасности России.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Функции и задачи ФСО России

Государственная охрана — функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

Основными принципами осуществления государственной охраны являются принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, централизованного руководства, взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности, непрерывности, сочетания гласных и негласных методов деятельности, подконтрольности и поднадзорности.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО Росси

Наши рекомендации