Подведомственность. Понятие.

Правом разрешать юридические дела по законодательству России пользуются различные органы (суды; арбитражные суды; органы, входящие в систему РФ;. Конституционные суды; третейский суды; комиссии по трудовым спорам; органы ИВ). Поэтому требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения.

Подведомственность означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.Подведомственность — совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации. Это институт процессуального права, который устанавливает границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел между различными органами. Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Подведомственные суду общей юрисдикции исковые дела можно подразделить на несколько групп:

1) Дела по спорам о праве, где обе стороны или хотя бы одна - гражданин.

2) Дела с участием граждан - предпринимателей по спорам, не связанным с их предпринимательской деятельностью.

3) Дела по спорам с участием двух сторон - организаций, не отнесенных к ведению арбитражного суда.

Однако судебная подведомственность исковых дел не беспредельна и ограничивается двумя положениями:

· как правило, одной из сторон в рассматриваемом споре должен быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства либо коллектив граждан;

· федеральный закон, межгосударственное соглашение, международный договор или соглашение сторон могут установить иной судебный порядок разбирательства юридического спора (арбитражный или третейский суды).

Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственны все исковые дела, если в них участвует гражданин (граждане), и федеральным законом их разбирательство не отнесено к ведению иного суда.

Виды подведомственности. Нормы о подведомственности юридических дел призваны разграничить юрисдикционные полномочия различных органов и должностных лиц, и определить сам порядок реализации указанных полномочий. В связи с этим различают следующиевиды подведомственности:

I. 1) Судебная подведомственность — полномочия общих судов пот рассмотрению и разрешению юридических дел.

2) Арбитражная подведомственность — полномочия арбитражных судов

3) Общественная (негосударственная) подведомственность — полномочия третейский судов.

4) Административная подведомственность — полномочия органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических дел.

II. 1) Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

2) Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Однако заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

3) Условная подведомственность. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом.

4) Договорная подведомственность.Дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон, основанному на обоюдном согласии, т.е. договоре. Договор о передаче дела на рассмотрение и разрешение в тот или иной юрисдикционный орган представляет собой соглашение сторон об изменении установленной законом подведомственности конкретного юридического дела в случаях, когда такое изменение допускается законом.

5) Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Наши рекомендации