Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела.
Если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
При удовлетворении иска издержки, понесенные судом, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки взыскиваются в федеральный бюджет с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
При отказе в иске издержки взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
Порядок и размер возмещения судебных расходов, понесенных судом устанавливаются Правительством РФ.
Определения суда (судьи), связанные с судебными расходами, могут быть обжалованы в частном порядке.
Льготы по оплате. Необходимо различать 4 разновидности льгот по уплате судебных расходов: 1.освобождение от уплаты судебных расходов; 2.отсрочка уплаты судебных расходов; 3.рассрочка уплаты судебных расходов; 4.уменьшение размера уплаты судебных расходов.
В соответствии с НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаютсяв частности:
1) истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы - по искам о взыскании алиментов;
3) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
5) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
6) физические лица - при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
7) истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
8) государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями также освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы - инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы - пенсионеры - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. Обоснованность ходатайства должна быть подтверждена соответствующими документами (справками о размере заработной платы, пенсии, наличии несовершеннолетних детей, нетрудоспособных супругов и т.п.). Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок до шести месяцев.
В ГПК РФ не говорится о праве суда уменьшить размер государственной пошлины, однако такая возможность предусмотрена НК РФ.
Судебные издержки. Суд, а также мировой судья может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов, связанных с выплатой денежных сумм свидетелями, экспертами и специалистами, или других расходов, признанных судом необходимыми. Суд и мировой судья могут также уменьшить размер указанных расходов. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
По действующему законодательству от уплаты судебных издержек в доход государства освобождаются: 1) участвующие в деле лица, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и др. действия осуществляются по инициативе суда; 2) работники – по искам, вытекающим из трудовых отношений;
3) процессуальные истцы (заявители);
4) заявители по делам об ограничении гражданина в дееспособности, признание его недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет право самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) заявители по делам о восстановлении утраченного судебного производства; заявители по делам об оспаривании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социальной защиты населения и образования. А также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи.
4. Представительство в суде общей юрисдикции (понятие и виды, объем и порядок оформления полномочий).
Понятие. Судебное представительство – предусмотренный правовыми нормами способ (механизм) реализации участником судебного процесса своих процессуальных прав и обязанностей в случаях отсутствия у него гражданской процессуальной дееспособности или иной невозможности осуществлять собственными действиями процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица. С точки зрения гражданского процессуального права как отрасли российского права, судебное представительство – это общественное отношение, в силу которого одно лицо (представитель) в пределах своих полномочий осуществляет процессуальные действия от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях оказания последнему помощи в судебной защите его прав и законных интересов.
Виды. I. Законное представительство – представляемый (сторона или третье лицо) не в состоянии сам, т.е. лично выбрать себе представителя, в связи с чем представитель стороны или третьего лица определяется законом. В качестве законных представителей могут выступать родители, приемные родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами (суд назначает адвоката в качестве представителя). Основанием возникновения законного представительства у родителей выступает факт родства, т.е. происхождения ребенка от лица-представителя; у приемных родителей – договор о передаче ребенка на воспитание в семью; у усыновителей – решение суда об усыновление ребенка; у опекуна – решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или прямое предписание закона.
II. Договорное представительство характеризуется тем, что отношения по представительству возникают на основании двух волеизъявлений: волеизъявления представляемого и волеизъявления представителя. Совпадение двух встречных волеизъявлений представляемого и его представителя находит выражение в соглашении между ними, т.е. в договоре (трудовой, гражданско-правовой договор поручения или агентский договор). В качестве договорных представителей выступают:
1. адвокаты, с которыми доверитель заключает договор поручения;
2. юрисконсульты и иные работники организаций по делам этих организаций;
3. соучастники и иные граждане, допущенные судом к представительству по данному делу.
III. Уставное представительствоюридических лиц – случаи ведения в судах дел юридических лиц от их имени и в их интересах единоличным исполнительным органом либо одним из членов коллегиального исполнительного органа корпоративного управления без доверенности в силу полномочия, вытекающего из устава или иных учредительных документов юридического лица корпоративного типа.
IV. Общественное представительство– ведение в судах дел работниками общественных объединений от имени и в интересах членов общественных объединений, а также иных лиц (уполномоченные (работники) профсоюзов).
Объем и порядок оформлении полномочий. Объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств:
1. От объема полномочий доверителя;
2. От того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.
Общие полномочия - это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности:
· знакомство с материалами дела, снятие копий с материалов дела;
· заявление отводов;
· представление доказательств, участие в исследовании доказательств и иные.
Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности:
· подписание искового заявления, предъявление его в суд;
· передача спора на рассмотрение третейского суда;
· предъявление встречного иска;
· полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера;
· признание иска;
· изменение предмета или основания иска;
· заключение мирового соглашения;
· передача полномочий другому лицу (передоверие);
· обжалование судебного постановления;
· предъявление исполнительного документа к взысканию;
· получение присужденного имущества или денег.
Следует иметь в виду, что и в гражданском процессе при осуществлении важнейших распорядительных действий законные представители обязаны соблюдать ограничения, установленные в материальном праве. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, сдаче его в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства:
1. Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы:
· родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт;
· усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении;
· опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
2. Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием или доверенностью в случае оказания юридической помощи адвокатским кабинетом.
3. Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.
Соучастник вправе заявить устное ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле.
Практически во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью.
Доверенность - специальный документ, дающий право либо на совершение всех процессуальных действий, на ведение любых гражданских дел, либо на ведение конкретного дела, на совершение конкретного процессуального действия.
Доверенности делятся на общие и специальные.
Общие доверенности выдаются, например, от имени организации юрисконсульту в том, что он вправе представительствовать по всем делам и во всех судах, в том числе общей юрисдикции. Граждане также вправе выдать общую доверенность.
Специальная доверенность выдается на осуществление функций представительства по определенному делу или на совершение определенных процессуальных действий (например, на участие в суде кассационной инстанции).
Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены:
· нотариусом либо организацией, в которой работает или учится доверитель;
· жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя;
· администрацией учреждения социальной защиты населения, а также стационарного лечебного учреждения;
· командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения.
· начальником места лишения свободы, в котором отбывает наказание доверитель.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.
Срок действия доверенности не может превышать трех лет со дня ее совершения. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Отсутствие у судебного представителя права на предъявление заявления в суд влечет:
· возвращение искового заявления, если соответствующий факт будет обнаружен судьей в момент обращения представителя к суду;
· оставление заявления без рассмотрения, если соответствующий факт будет обнаружен после возбуждения производства по делу.
· оставление заявления без движения, если на исковом заявлении отсутствует подпись представителя.
Что касается последствий ненадлежащего оформления иных специальных полномочий, то процессуальные действия, совершенные представителем при отсутствии у него соответствующих полномочий, не влекут юридических последствий для доверителя. Если представителем такие действия были совершены, то вынесенные судом или судебным приставом-исполнителем акты (решения и определения) подлежат пересмотру в установленном законом порядке.
Представительство в суде интересов Правительства РФрегламентируется Постановлением Правительства РФ "О Регламенте Правительства Российской Федерации".
В случае предъявления в суд общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ, исковых или иных требований к Правительству Российской Федерации представление интересов Правительства в суде осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство в суде без доверенности.
Для представления позиции в Верховном Суде РФ Правительство назначает своего полномочного представителя, действующего от имени Правительства без доверенности.
Руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.
Подведомственность и подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции (понятие и виды; последствия несоблюдения правил подведомственности и подсудности). Дисциплинарное судебное присутствие.