Система органов прокуратуры России.
Конституция России в ст. 129 определяет, что прокуратура составляет
единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Систему прокуратуры РФ составляют:
- Генеральная прокуратура РФ;
- прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
- прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и
иные специализированные прокуратуры;
- научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий,
являющиеся юридическими лицами.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений
прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются
Генеральным прокурором РФ. Законом не допускаются создание и деятельность
на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему
прокуратуры РФ.
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления,
управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками
Генерального прокурора РФ. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет
советников и помощников по особым поручениям.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и
фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной
прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из
этих подразделений действует в соответствии с положением о нем,
утвержденным Генеральным прокурором РФ.
Главное следственное управление возглавляет заместитель Генерального
прокурора РФ. Кроме того, в состав Генеральной прокуратуры РФ входят
следующие подразделения:
- организационно-контрольное управление;
- управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых
актов;
- управление по надзору за расследованием преступлений;
- управление по обеспечению участия прокуроров в судах по уголовным
делам;
- управление d<024Aпо обеспечению участия прокуроров в судах по гражданским
делам;
- управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном
процессе;
- управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в
таможенных органах;
- управление по делам несовершеннолетних и молодежи;
- управление правового обеспечения;
- международно-правовое управление;
- управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний
и другие.
В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного
подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем
Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ непосредственно
связана с изменениями в системе федерального управления на территории
Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О
полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном
округе» образованы на территории страны семь федеральных округов.
Федеральные органы образовали в этих округах соответствующие структуры с
центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде,
Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Приказом Генерального прокурора
РФ от 5 июня 2000 г. № 98 образованы управления Генеральной прокуратуры РФ
в федеральных округах. Эти управления приказом Генерального прокурора РФ в
2002 г. преобразованы в отделы. Они расположены непосредственно в центрах
федеральных округов. На них возложены: координация деятельности всех
правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по
борьбе с преступностью; надзор за исполнением законов федеральными
органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля,
их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина федеральными органами, органами контроля и их должностными
лицами; надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,
осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-
розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с
организованной преступностью, региональными отделами Следственного
комитета при МВД РФ; расследование уголовных дел о наиболее опасных и
общественно значимых преступлениях.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются
должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-
криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по
особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
В состав Генеральной прокуратуры РФ входит ряд подразделений
обеспечивающего характера. К ним относятся: приемная (на правах
самостоятельного отдела); секретариат; управление делами; центр информации и
общественных связей, отдел безопасности и др.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального
прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по
должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным
прокурором. Согласно ст. 20 Федерального закона «О прокуратуре РФ» коллегии
в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании
решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.
При Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный
совет по рассмотрению вопросов, связанных с организацией и деятельностью
органов прокуратуры.
При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные
учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления
законности и правопорядка (г. Москва), Институт повышения квалификации
руководящих кадров органов прокуратуры (г. Москва), Институт повышения
квалификации прокурорских работников (г. Иркутск), Юридический институт
прокуратуры Российской Федерации (г. Санкт-Петербург). Научные и
образовательные учреждения системы прокуратуры действуют в соответствии с
положениями (уставами) о них, утверждаемыми Генеральным прокурором РФ.
Нижестоящие органы прокуратуры, как и иные федеральные органы
власти, организуются в соответствии с административно-территориальным
устройством Российской Федерации. В современный период во всех субъектах
Федерации (республиках, краях, областях) действуют прокуратуры
соответствующих субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и
подотчетны непосредственно Генеральному прокурору РФ и освобождаются им
от занимаемой должности. Прокуроры субъектов Федерации имеют первых
заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
В прокуратурах субъектов Федерации образуются коллегии в составе
прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя и
заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых
прокурором субъекта РФ.
В прокуратурах субъектов Федерации образуются управления и отделы (на
правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на
правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и
начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов
РФ.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших
помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров
управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-
криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших
следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним
прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Прокуроры городов и районов подчинены и подотчетны вышестоящим
прокурорам и Генеральному прокурору РФ. В указанных прокуратурах
устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров,
начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших
прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших
следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо
важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в
прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут
быть образованы отделы.
В некоторых субъектах РФ созданы межрайонные прокуратуры,
осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. Например, в
Москве в соответствии с установленным административно-территориальным
делением созданы муниципальные районы и административные округа. С
учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры,
выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и
прокуратуры административных округов.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью
районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам
предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и
подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях, по вопросам, отнесенным к
их компетенции.
В системе органов прокуратуры также существуют специализированные
прокуратуры. Организация и деятельность специализированных прокуратур в
обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в
специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для
жизнеобеспечения общества и государства.
К настоящему времени исторически сложились и функционируют
специализированные прокуратуры двух типов. Прокуратуры первого типа —
транспортные, военные и прокуратуры войсковых частей — осуществляют
возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих
сферах правовых отношений.
Специализированные прокуратуры второго типа — природоохранные и по
надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях — действуют
только в рамках соответствующих направлений деятельности прокуратуры.
Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет
Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных
органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные
прокуратуры на правах областных и районных прокуратур.
Приказом Генерального прокурора РФ на транспортных прокуроров
возложен надзор за исполнением законов Министерством транспорта РФ,
подведомственными ему федеральными службами и агентствами (за
исключением вопросов автомобильно-дорожной службы) и входящими в них
государственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также Госу-
дарственным таможенным комитетом.
Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам
исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод
человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями
железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от
их форм собственности и ведомственной принадлежности. К ведению
транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях,
отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных
непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о
преступлениях по службе, совершенных работниками названных министерств и
ведомств, включая работников органов внутренних дел на транспорте.
Вооруженные Силы РФ строятся не по территориальному принципу,
поэтому территориальные прокуратуры не могут заменить и подсистему военной
прокуратуры.
Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая
является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.
Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами
строительства Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота и включают:
Главную военную прокуратуру, прокуратуры военных округов, групп войск,
флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуру
Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск,
приравненные к прокуратурам субъектов Федерации; прокуратуры гарнизонов,
объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Все перечисленные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель
Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в
Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных
в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона «О прокуратуре
РФ»). Их компетенция распространяется на органы военного управления,
воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения,
предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную
службу охраны, Службу внешней разведки, Федеральное агентство
правительственной связи и информации, Федеральную службу
железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на
органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские
формирования других министерств и ведомств.
Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов
оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления
предопределяют необходимость функционирования прокуратур войсковых
частей. Прокуратура войсковой части является специализированной
прокуратурой, действующей в закрытых административно-территориальных
образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских
формированиях. В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ
прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов
органами местного самоуправления, предприятиями, организациями,
учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на
особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, спе-
циализированными военно-строительными и иными воинскими
формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации
названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами
соответствующих министерств и ведомств.
Органы прокуратуры войсковых частей расследуют дела о всех
преступлениях, совершенных на особо важных и особо режимных объектах, а
также за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих
объектов. Они расследуют и преступления, совершенные военными строителями
и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.
Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стране
предопределяет необходимость совершенствования всех направлений
природоохранной деятельности прокуратуры, осуществляемой
территориальными и специализированными прокуратурами.
Специализированные природоохранные прокуратуры создаются там и тогда, где
и когда территориальные прокуратуры самостоятельно не в состоянии по
объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на
прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют
природоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ и на правах
межрайонных прокуратур.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при
исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние
законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и
иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры
действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам
соответствующих субъектов РФ.
На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в
исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы
администрацией этих учреждений, а также специальными подразделениями по
обеспечению безопасности объектов этой системы. Данные специализированные
прокуратуры производят предварительное расследование преступлений,
совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной
системы, а также преступлений по службе, совершенных работниками этих
учреждений и специальных подразделений по обеспечению безопасности таких
объектов.