Глава 2. Нормативно-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг
Изучение темы направлено на формирование следующих компетенций:
способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
Стремительное расширение сферы услуг в экономике России обусловило необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг традиционно регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Однако нарастающая диверсификация услуг потребовала создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные ГК РФ отношения об оказании услуг. Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Рынок услуг выходит за пределы национального регулирования: 15 апреля 1994 г. члены Всемирной торговой организации подписали Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)[1], в преамбуле которого стороны указывают на растущее значение того, что называется «торговыми услугами» для роста и развития мировой экономики. Мировой экспорт услуг в настоящее время превышает более триллиона долл., что составляет 20% всего мирового экспорта. Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается, и ее уровень может превысить уровень торговли товарами уже в ближайшее десятилетие. Российская Федерация не является членом ВТО, но ведет работу по присоединению к ней, и с этой целью приводит свое законодательство в соответствие с положениями Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений, в том числе в части услуг – с ГАТС.
Расширение сферы услуг и совершенствование ее правового регулирования имеет факт закрепления рассматриваемого феномена в Конституции РФ в главах «Основы конституционного строя» и «Федеративное устройство»[2]. Наряду с единством экономического пространства России, основополагающие правила, содержащиеся в ст. 8 и ст. 74 Конституции, гарантируют свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности. В это же время постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1993 г. органам исполнительной власти было предложено безотлагательно принять меры к устранению препятствий при перемещении товаров и услуг между регионами[3]. Все это было вызвано переходом к рыночным отношениям в экономике, «где услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для свободного эквивалентного обмена производственными благами».
Следует отметить, что законодательный массив, призванный регулировать отношения в сфере оказания услуг, представлен большим числом специальных источников. В зависимости от специфики предоставляемой услуги правовое регулирование отношений по их оказанию получили свое закрепление в соответствующих законах, иных правовых актах, многие из которых носят комплексный характер, и в зависимости от содержания общественных отношений их нормативное регулирование делится на частноправовое и публично-правовое. В то же время услуги и их предоставление в большей части декларированы в действующем законодательстве РФ при отсутствии механизма их реализации. Поэтому все более отчетливо возрастает необходимость детального законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере оказания услуг. Регулированию названных отношений посвящены некоторые нормы ГК РФ, что свидетельствует об избрании законодателем частноправового метода их регулирования.
С введением в действие части второй ГК РФ законодатель придал возмездному оказанию услуг нормативный характер, выделив его в качестве самостоятельного института, объединяющего ряд типичных договоров, что свидетельствует о том, что законодатель предвидел необходимость выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Предложенная законодателем договорная модель гл. 39 ГК РФ содержит лишь общие положения норм, содержания которых показывают явную недостаточность для эффективного регулирования рассматриваемых нами отношений. В этой связи представляется удачным законодательное решение, содержащееся в ст. 783 ГК РФ, в соответствии с которым законодатель, урегулировав договор возмездного оказания услуг пятью статьями, отсылает к нормам, регулирующим подрядные отношения. Указанные нормы, в частности субсидиарное применение норм о подряде и о бытовом подряде, применяются только при условии, если это не противоречит статьям гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора.
Важное значение в регулировании отношений возникающих при оказании услуг имеет Закон РФ «О защите прав потребителей»[4], который распространяет свое действие на отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, при выполнении работ и оказании услуг, а также определяет механизм реализации этих прав.
В качестве дополнительного регулятора в сфере оказания услуг играют локальные нормативные акты, разрабатываемые самими исполнителями. Как показывает мировой опыт, общественное доверие к оказываемым услугам возрастает тогда, когда в профессиональных организациях существуют высокие внутренние стандарты поведения и правила профессиональной деятельности консультантов, аудиторов, риелторов и т.д. Поэтому в экономически развитых странах большую роль играют не только нормативно-правовые акты, но и локальные акты, устанавливающие дополнительные права и обязанности лиц, оказывающих профессиональные услуги. Современное российское законодательство, определяя правила поведения субъектов осуществляющих различные виды деятельности, в то же время оставляет значительную свободу осуществления их собственного локального нормотворчества.
Рассматривая нормативно-правовую базу, следует обратить внимание и на акты судебных органов власти, которые все чаще признаются в качестве рационального способа устранения противоречий между развивающейся практикой и действующим законодательством. Представляется, что пробельность и противоречивость российского законодательства в сфере оказания услуг требуют активной роли суда.
В доктрине под судебной практикой понимается вся совокупность деятельности судов по применению законодательства при рассмотрении гражданских, уголовных, административных и иных судебных дел. Значительное влияние на отношение к судебной практике в России имеет процесс сближения двух правовых систем – англо-американской и континентальной. В настоящее время в странах состязательной системы правосудия наблюдается тенденция возрастания роли закона, а в континентальной – роли судебного прецедента. Теория права различает три вида судебной практики – текущую, прецедентную и руководящую. В целях правовой аргументации практикующие юристы ссылаются в подтверждение или опровержение своей правовой позиции по делу на положения судебной практики. Наличие по рассматриваемому судебному делу определенной судебной практики во многом определяет позицию судьи при вынесении аналогичного судебного акта. Отсюда повышается роль деятельности судов, значение их деятельности для формирования правовой системы.
Современное российское законодательство чрезвычайно мобильно и поэтому нуждается в существенных изменениях и дополнениях. Становление судебного (судейского) права как самостоятельной доктрины нисколько не подрывает идею верховенства закона. Отношение государства к судебной практике является одним из проявлений правовой политики государства. Чтобы определить возможность высших судов выполнять нормотворческие функции и степень обязательности судебных актов, следует провести анализ законодательства.
В качестве примера можно привести:
– Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012 г.;
– Информационное письмо Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»[5];
– Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении»[6];
– Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»[7];
– Информационное письмо Президиума ВАС РФ «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком»[8] и т.д.
Как показывает практика, в действующем законодательстве в части договоров возмездного оказания услуг остается много противоречий, нерешенных вопросов, в том числе вопросов правового характера. Формулируемые в постановлениях Пленума ВАС РФ и Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики судебные правоположения формально действующую норму не изменяют, а наполняют ее конкретным содержанием, расширяя сферу применения, уточняя механизм реализации, устанавливая границы ее действия. Следует признать, что, устраняя противоречия, разрешая коллизионные ситуации, судебная практика исходит из приоритета закона.
Таким образом, судебная практика РФ дает достаточно подтверждений того, что она становится источником гражданского права. Это позволяет говорить о целесообразности официального признания судебной практики в качестве самостоятельного источника права, а также об активном воздействии судебной практики на правотворческий процесс в государстве. Вместе с тем в настоящее время нет правовых оснований полагать, что в российском праве имеется тенденция перехода к системе прецедентного права. Усиление роли судебной практики еще не доказывает, что в России осуществляется переход от системы континентального права к системе общего права. Российская правовая система не отказалась от принципов континентального права. Процесс сближения систем континентального и общего права не безграничен. В рамках континентального права судебная практика приобрела значение источника права, но закон, принципы позитивного права по-прежнему занимают приоритетное положение.
Анализируя нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с оказанием услуг в различных сферах деятельности, необходимо обратить внимание на их многообразие и отсутствие должной систематизации, которая имеет своей целью упорядочение накопленного нормативного правового материала и достижение внутреннего единства правовых установлений, что, в свою очередь, позволит использовать их в качестве эффективного средства обеспечения субъектов права необходимой нормативной правовой информацией. В силу этого представляется актуальной проблема систематизации законодательства, осуществляющего правовое регулирование отношений в сфере оказания услуг в зависимости от принципа структурной организации многоуровневых систем и упорядочение их взаимодействия, которую можно представить следующим образом:
– Конституция РФ является основой законодательного регулирования отношений на возмездное оказание услуг; ГК РФ в ст. 128 уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданских прав значительное место. Законодатель, урегулировав договор оказания услуг пятью статьями (гл. 39 ГК РФ), использует ссылочную законодательную технику, т.е. отсылает к нормам, регулирующим подрядные отношения (общие нормы Кодекса о подряде, о бытовом подряде), если указанные нормы не противоречат нормам о договоре оказания услуг и предмету договора; Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий определенную совокупность общественных отношений по оказанию услуг в отношении заказчика, не связанных с осуществлением последним предпринимательской деятельности;
– специальные законы, регулирующие отношения в сфере оказания услуг (Закон об информации, Закон об аудиторской деятельности, Закон о связи, Закон о частной детективной и охранной деятельности в РФ, Закон об оценочной деятельности в РФ, Закон об образовании и т.д.);
– нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне Правительства РФ;
– локальные нормативные акты, разрабатываемые самими исполнителями.
Упорядочение гражданского законодательства в сферах оказания услуг, приведение его в соответствие с экономическими, политическими и социальными условиями, устранение противоречий в действующих законодательных актах будут способствовать повышению эффективности реализации норм права и соответственно усилению охраны прав и законных интересов граждан и гарантий их обеспечения.
Вопросы для самоконтроля
1. Что следует понимать под источниками правового регулирования отношений по оказанию услуг?
2. В каких случаях для регулирования отношений возмездного оказания услуг следует руководствоваться нормами о договоре подряда (бытового подряда)?
3. Каково место и значение в сфере оказания услуг занимают локальные нормативные акты?
4. В каких случаях отношения сторон в договоре возмездного оказания услуг регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей»?
5. Что следует понимать под специальными законами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг?
Часть особенная