Понятие и виды уголовного преследования.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовное преследование носит диспозитивный характер, то есть потерпевшему предоставлено право выбора того или иного вида уголовного преследования.

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

Виды уголовного преследования (ст. 20 УПК РФ):

1) по делам частного обвинения. Предусмотрены статьями 115, 116, 129 ч.1, 130 УК РФ. Возбуждаются только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются в связи с примирением сторон, которое допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора;

2) по делам частно-публичного обвинения. Предусмотрены частями 1 статей 131, 132, 136-139, 146, 147 и статьей 145 УК РФ. Уголовное преследование возбуждается по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением сторон не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК.

3) по делам публичного обвинения. Предусмотрены всеми остальными статьями Особенной части УК. Уголовное преследование возбуждается без всяких заявлений потерпевшего, которые могут иметь значение лишь при назначении наказания.

Прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить дело частного или частно-публичного обвинения и без заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, не способного воспользоваться своими правами по каким-либо причинам.

Субъекты, осуществляющие уголовное преследование:1) прокурор; 2) следователь; 3) дознаватель; 4) частный обвинитель; 5) потерпевший, его законный представитель либо представитель.

Миланка

55.Взаимодействие следователя с органами дознания.

Практика многих лет свидетельствует, что успех раскрытия и расследования преступлений во многих случаях непосредственно зависит от слаженного взаимодействия между следователем и органом дознания, а также разумного сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Процесс взаимодействия включает в себя:

1) взаимопомощь органов следствия и дознания на протяжении всего процесса расследования уголовного дела;

2) взаимный обмен информацией между следователем и оперативным

сотрудником;

3) совместную работу в составе следственно-оперативной группы;

4) совместное планирование расследования конкретного уголовного дела, а также оперативно-розыскных мероприятий;

5) совместное проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

6) использование результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий и их легализация;

7) дачу следователем поручений и указаний для их исполнения органом дознания;

8) привод подозреваемого и обвиняемого;

9) розыск подозреваемого и обвиняемого;

10) совместную ответственность за раскрытие преступления и изобличение виновных.

Взаимодействие следователя с органами дознания может иметь разовый (эпизодический) характер. Такое взаимодействие организуется и осуществляется в основном в связи с исполнением поручений следователя по отдельным обстоятельствам (эпизодам) расследуемого преступления. Взаимодействие может быть этапным, т.е. осуществляющимся на отдельных этапах расследования (например на этапе до возбуждения уголовного дела). Также взаимодействие может иметь место и на протяжении всего расследования, т.е. постоянным (совместное работа следователя и оперативного работника в составе следственно-оперативной группы).

Главная цель согласованного взаимодействия – раскрытие и расследование преступлений, поэтому основными принципами взаимодействия являются: 1) соблюдение законности; 2) руководящая и организующая роль следователя; 3) целеустремлённость взаимодействия; 4) согласованность взаимодействия.

Взаимодействие характеризуется тем, что: а) одна из сторон взаимодействия обладает познаниями, которыми другая сторона не обладает; б) имеет возможности, которых у другой стороны нет.

Взаимодействия следователя и органов дознания - это деятельность, основанная на законе, нормативно-правовых и ведомственных актах, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также для установления лиц, совершивших преступления, розыска преступников, уклоняющихся от дознания и следствия.

Подводя итог по рассматриваемым в третьем параграфе данной главы вопросам, можно сделать вывод о том, что:

- во-первых, в результате постоянного взаимодействия следователя с органом дознания в расследовании преступлений достигается взаимопомощь между ними на протяжении всего процесса расследования путем:

- взаимного обмена информацией;

- совместного планирования и проведения следственных и оперативно-

розыскных мероприятий;

- использования субъектами взаимодействия результатов совместно проведенных следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

Во-вторых, взаимодействие следователя со СМИ при расследовании преступлений способствует:

- повышению эффективности расследования преступлений в целом;

- повышению качества проведения отдельных процес-суальных действий по уголовному делу;

- снижению латентной преступности.

56.Дознание. Общий порядок.

Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.

1. Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления1 (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 ст. 150 УПК);

2. Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:

* Дознаватели ОВД, пограничной службы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК). Производство дознания возможно и группой дознавателей (ст. 223.2);

* Следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).

3. Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых следующих изъятий, установленных главой 32 УПК:

* Сокращенные сроки дознания – 30 суток с возможностью продления на 30 суток. Дальнейшее продление срока допускается прокурором районного уровня до 6 месяцев. Продление срока дознания до 12 месяцев как исключение возможно лишь прокурором уровня субъекта Российской Федерации при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, для чего дознаватель вправе направить запрос о правовой помощи.

* Особенности применения некоторых институтов предварительного расследования. При производстве дознания, как правило, отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве; г) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение.

* Применение уведомления о подозрении в совершении преступлении (ст. 223.1 УПК), когда уголовное дело было возбуждено по факту преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Копия письменного уведомления о подозрении направляется прокурору и вручается подозреваемому, о чем составляется протокол, и в течение 3 суток подозреваемый допрашивается по существу подозрения.

* Упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом. Обвинительный акт – это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору, который в течение 2 суток принимает одно из четырех решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток);

3) о прекращении уголовного дела,

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

57.Дознание в сокращенной форме.

Дознание в сокращенной форме – это такая разновидность дознания (т.е. ускоренного и упрощенного предварительного расследования), которая по своей юридической природе является сделкой о сокращении как досудебного, так и судебного судопроизводства. В соответствии с этой сделкой подозреваемый заявляет ходатайство о проведении сокращенного дознания, полностью признает свою вину, а назначаемое ему наказание не может превышать половины от максимально возможного.

Сокращенное дознание производится по общим правилам дознания, но с изъятиями, установленными главой 32.1 УПК.

Основанием для сокращенного дознания является ходатайство подозреваемого, заявляемое в порядке, предусмотренном ст. 226.4, а условиями:

1) очевидность совершенного преступления невысокой общественной опасности (при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица по тем преступлениям, каждое из которых указано в п.1 ч. 3 ст. 150 УПК);

2) полное согласие подозреваемого с выдвинутым подозрением (признание вины, причиненного ущерба, юридической оценки деяния);

3) отсутствие ряда усложняющих расследование обстоятельств: особого социального статуса подозреваемого (несовершеннолетнего возраста, невменяемости, незнания языка, наличия юридического иммунитета), возражений потерпевшего (ч. 2 ст. 226.1 и ст. 226.2).

Особенности процедуры сокращенного дознания состоят в следующем:

- исчисление и сокращение срока дознания (ст. 226.6). Срок исчисляется с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о сокращенном дознании (а не с момента возбуждения дела) и до направления дела прокурору, составляя не более 15 суток. При этом обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток, т.е. 5 суток остаются для ознакомления сторон с материалами оконченного дознания. Если этого времени оказывается недостаточно, то срок дознания продлевается до 20 суток (т.е. еще на 5 суток) для производства дополнительных процессуальных действий при ознакомлении сторон с материалами оконченного дознания (ч. 9 ст. 226.7);

- сокращение предмета и пределов доказывания (ст. 226.5). Доказательства собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера вреда, а также виновности лица. Объем следственных действий ограничивается неотложными (т.е. теми, задержка в проведении которых повлечет невосполнимую утрату доказательств). При этом в качестве судебных доказательств широко используются материалы предварительной проверки сообщений о преступлениях;

- обязательное участие в деле защитника (п. 8 ч. 1 ст. 51);

- окончание дознания с обвинительным постановлением (ст. 226.7). Обвинительное постановление – это итоговый документ сокращенного дознания, описывающий его ход, результаты и формулирующий обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Обвинительное постановление составляется не позднее 10 суток с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о проведении дознания в сокращенной форме. Не позднее 3 суток происходит ознакомление сторон с материалами дознания, в необходимых случаях продление срока ознакомления на 5 суток. Прокурор утверждает согласованное с начальником органа дознания обвинительное постановление в течении 3 суток (ст. 226.8.);

- судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающим половины от максимального, предусмотренного за данное преступление (ст. 226.9).

Основной гарантией при производстве сокращенного дознания обеспечения прав участников процесса, достижения истины и в целом справедливости процесса, служит возможность направления уголовного дела для производства дознания в обычном порядке в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 3 ст. 226.3, ч. 9 ст. 226.7, п. 3 ч.1 ст. 226.8, ч. 4 ст. 226.9). Такое направление обязательно по ходатайству подозреваемого, потерпевшего, а также возможно по инициативе дознавателя, начальника органа дознания, прокурора, суда.

58.Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

УПК РФ, Статья 161. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

1. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

2. Следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия, а также данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста четырнадцати лет, без согласия его законного представителя не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Эмма

59. Сроки предварительного расследования. Порядок продления сроков.

По общему правилу, срок предварительного расследования для предварительного следствия составляет два месяца. В этот срок входит весь период уголовно – процессуальной деятельности, со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору, с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд, для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу (ст. 162 УПК).

В случае, если производство по делу приостанавливалось, время, пока оно было приостановлено, в срок следствия не включается.

Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, продление срока предварительного следствия может быть произведено прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до двенадцати месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Необходимо отметить, что в данном случае уголовно-процессуальный закон не определяет предельного срока предварительного следствия, и таким образом, в любом случае, предельным сроком окончания предварительного следствия будет считаться истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ), после истечения которого, уголовное дело подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

При возвращении прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела дополнительное следствие может производиться в срок не более одного месяца со дня поступления такого уголовного дела к следователю, т.е. прокурор, возвращая дело для производства дополнительного следствия, имеет право продлить срок предварительного следствия на один месяц. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях, предусмотренных ст. 162 УПК РФ.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела в отдельное производство, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении другого лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

В соответствии со ст. 155 УПК РФ, в случае, если в ходе предварительного расследования по одному уголовному делу становится известно о совершении другого, не связанного с ним преступления, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении из основного уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После выполнения неотложных следственных действий и не позднее десятидневного срока со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет его прокурору для организации по этому делу предварительного следствия.

После направления уголовного дела орган дознания может производить по нему следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя. В случае направления уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах.

В случае необходимости продления срока следствия следователь составляет об этом постановление и представляет его соответствующему прокурору не позднее пяти суток до истечения срока следствия.

Наши рекомендации