Тема 19. Экспертная профилактика. Ответственность за экономические и налоговые преступления

Вопросы для обсуждения:

1. Права, обязанности и ответственность работников экономической службы организации.

2. Виды налоговых правонарушений.

3. Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения.

4. Административная ответственность за экономические и налоговые правонарушения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Студенты самостоятельно работают над темами курса путем изучения учебной и монографической литературы, периодической печати, нормативных актов.

Самостоятельная работа студента предполагает:

· обработку навыков самостоятельного закрепления знаний;

· конспектирование рекомендованной литературы;

· отработку вопросов для самоконтроля;

· анализ проблемных вопросов.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические навыки на практике.

Самостоятельную работу студентов в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами можно подразделить на следующие виды:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий);

- самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентами домашних заданий учебного и творческого характера.

Перечень литературы по каждой теме раздела приведен в разделе «Планы семинарских (практических) занятий».

Общая организация СРС

В ходе самостоятельной работы в рамках дисциплины студент должен:

- освоить теоретический материал (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.);

- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов, ответов на вопросы самопроверки);

- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, письменный анализ конкретной ситуации, решение задач, разработка проектов и т.д.);

- применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции (написание эссе или другой научно-исследовательской работы студента).

Перечисленные виды самостоятельной работы соответствуют имеющимся четырем образам обучения:

- обучение как получение знаний (студент «знает о»);

- формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения (студент «знает как»);

- умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения (студент «умеет применить свое знание как»);

- обучение как развитие личности.

Темы рефератов

1. Институт судебной экономической экспертизы в УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

2. Сравнительный анализ института экспертизы в УПК и ГПК.

3. Сравнительный анализ института экспертизы в УПК и КоАП.

4. Сравнительный анализ института экспертизы в УПК и АПК.

5. Сравнительный анализ статуса специалиста и эксперта в УПК.

6. Сравнительный анализ института судебной экспертизы в России и зарубежных странах.

7. Назначение и производство судебной экономической экспертизы.

8. Роды и виды судебных экономических экспертиз.

9. Субъекты, объекты и предметы судебных экономических экспертиз.

10. Заключение эксперта, проверка и оценка заключения эксперта при проведении судебной экономической экспертизы.

11. Предмет учения о методах судебной экономической экспертизы. Структура этого учения: понятийная, классификационная и операционная части.

12. Закономерности метода и формы их проявления в экспертной практике.

13. Методы теории судебных экспертиз и методы практической экспертной деятельности: существующие классификации и их анализ. Критерии допустимости использования методов в судопроизводстве.

14. Тенденции развития методов экспертного исследования.

15. Понятие экспертных методик. Понятие комплексной экспертной методики. Проблемы алгоритмизации, унификации и каталогизации экспертных методик.

16. Предмет учения о методах судебной экспертизы. Структура этого учения: понятийная, классификационная и операционная части.

17. Закономерности метода и формы их проявления в экспертной практике при производстве судебных экономических экспертиз.

5.3 Вопросы входного контроля знаний студентов

1. Понятие уголовно-процессуального права

2. Предмет уголовно-процессуального права.

3. Понятие гражданского процессуального права

4. Предмет гражданского процессуального права

5. Понятие арбитражного процессуального права

6. Предмет арбитражного процессуального права

7. Субъекты в уголовном праве, гражданском праве

8. Субъекты в налоговом праве

9. Предмет и метод в налоговом праве

10. Административная, налоговая, гражданско-правовая и уголовная ответственность

Входной контроль знаний студентов осуществляется:

- путем опроса согласно вынесенных на семинар вопросов;

- путем дискуссии, предшествующей началу первой лекции по дисциплине или первого семинарского занятия;

- путем письменного экспресс-опроса с целью выяснения наличия определенных навыков у студентов.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Назначение и производство судебно-бухгалтерской экспертизы, использование ее результатов в расследовании уголовного дела

2. Оценка заключения органом, назначившим экспертизу: теория и практика.

3. Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.

4. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по уголовным и гражданским делам.

5. Формы и методы финансового контроля в Российской Федерации.

6. Судебно-экономическая экспертиза как метод государственного финансового контроля в РФ.

7. Понятие и пути развития судебно-экономической экспертизы.

8. Понятие, задачи и классификация судебно-экономической экспертизы.

9. Становление и развитие судебно-экспертной деятельности в сфере финансового права и правовых основ бухгалтерского учета.

10. Направления развития судебно-экономической экспертизы на современном этапе.

11. Судебная бухгалтерия.

12. Взаимосвязь теории профилактической деятельности с теорией прогнозирования. Значение этой взаимосвязи для практической экспертной деятельности.

13. Значение судебно-экономических экспертиз при расследовании преступлений и их место в системе специальных экономических знаний

14. Значение судебно-экономических экспертиз в достижении уголовно-правовых целей расследования преступлений

15. Типовые исходные ситуации расследования, определяющие стратегию и тактику назначения и производства судебно-экономических экспертиз

16. Специальные экономические знания: понятие, субъекты, формы применения

17. Судебно-экономическая экспертиза как самостоятельный класс экспертиз

18. Теоретические основы класса судебно-экономических экспертиз

19. Основания классификации судебно-экономических экспертиз: постановка проблемы

20. Классификация судебно-экономических экспертиз

21. Методические основы судебно-экономических экспертиз

22. Задачи бухгалтерской экспертизы.

23. Задачи налоговой экспертизы.

24. Задачи финансово-аналитической экспертизы.

25. «Ревизионные», «правовые» и «справочные» вопросы в проблемной практике назначения судебно-экономической экспертизы.

5.4. Темы для курсовых работ:

1. Учение об экспертной диагностике, как разновидности криминалистической диагностики.

2. Теория экспертной идентификации: сущность, принципы, формы экспертного исследования.

3. Субъекты, формы и виды идентификации.

4. Организационные и правовые основы применения специальных познаний в юридической практике

5. Комплексная судебно-экономическая экспертиза как средство расследования и предупреждения преступлений в сфере предпринимательской деятельности

6. История становления судебно-бухгалтерской экспертизы и возникновения судебно-экономических экспертиз

7. Судебные экономические экспертизы по делам о криминальном банкротстве

8. Основные методы судебно-экономической экспертизы в сфере финансового права и правовых основ бухгалтерского учета.

9. Анализ методических основ экспертной деятельности в сфере финансового права и правовых основ бухгалтерского учета.

10. Анализ использования специальных методов судебно-экономической экспертизы.

11. Моделирование метода судебно-экономической экспертизы на примере метода судебной финансово-кредитной экспертизы и его практическая апробация.

12. Научное обеспечение доказательств по уголовным делам об экономических преступлениях как гарантия защиты бизнеса в России (Обобщение правоприменительной практики)

13. Проблемы проведения и научного обеспечения судебных экспертиз, а также привлечения специалиста с позиций конституционно-правового анализа

14. Правовые основы, значение и особенности проведения судебно-экономических экспертиз при расследовании налоговых преступлений

15. Проблемы проведения и научного обеспечения судебных экономических экспертиз, а также привлечения специалиста с позиций конституционно-правового анализа

16. Взаимопроникновение наук как объективная основа действия закономерностей развития теории судебной экспертизы, расширения возможностей судебных экспертиз.

17. Научные основы классификации судебных экономических экспертиз и связанные с этой классификацией критерии констатации возникновения новых родов и видов судебных экспертиз

18. Оценка заключения органом, назначившим судебную экономическую экспертизу: теория и практика.

19. Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.

20. Правовые основания экспертной профилактической деятельности в предпринимательской деятельности.

21. Формы и виды профилактической работы судебного эксперта-бухгалтера.

22. Порядок осуществления экспертно-профилактической деятельности сотрудниками судебно-экспертных учреждений. Оформление результатов профилактической работы судебных экспертов.

23. Взаимосвязь теории профилактической деятельности с теорией прогнозирования. Значение этой взаимосвязи для практической экспертной деятельности.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и классификация методов судебной экономической экспертизы

2. Общенаучные и частные методы экспертного исследования

3. Специальные методы экспертного исследования

4. Понятие и виды объектов судебной экономической экспертизы

5. Критерии и способы классификации судебных экономических экспертиз

6. Диагностические и классификационные экспертные задачи

7. Идентификационные экспертные задачи

8. Ситуационные (ситуалогические) экспертные задачи

Наши рекомендации