Тема 19. Экспертная профилактика. Ответственность за экономические и налоговые преступления
Вопросы для обсуждения:
1. Права, обязанности и ответственность работников экономической службы организации.
2. Виды налоговых правонарушений.
3. Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения.
4. Административная ответственность за экономические и налоговые правонарушения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Студенты самостоятельно работают над темами курса путем изучения учебной и монографической литературы, периодической печати, нормативных актов.
Самостоятельная работа студента предполагает:
· обработку навыков самостоятельного закрепления знаний;
· конспектирование рекомендованной литературы;
· отработку вопросов для самоконтроля;
· анализ проблемных вопросов.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.
Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу студентов в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами можно подразделить на следующие виды:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий);
- самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентами домашних заданий учебного и творческого характера.
Перечень литературы по каждой теме раздела приведен в разделе «Планы семинарских (практических) занятий».
Общая организация СРС
В ходе самостоятельной работы в рамках дисциплины студент должен:
- освоить теоретический материал (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.);
- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов, ответов на вопросы самопроверки);
- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, письменный анализ конкретной ситуации, решение задач, разработка проектов и т.д.);
- применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции (написание эссе или другой научно-исследовательской работы студента).
Перечисленные виды самостоятельной работы соответствуют имеющимся четырем образам обучения:
- обучение как получение знаний (студент «знает о»);
- формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения (студент «знает как»);
- умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения (студент «умеет применить свое знание как»);
- обучение как развитие личности.
Темы рефератов
1. Институт судебной экономической экспертизы в УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
2. Сравнительный анализ института экспертизы в УПК и ГПК.
3. Сравнительный анализ института экспертизы в УПК и КоАП.
4. Сравнительный анализ института экспертизы в УПК и АПК.
5. Сравнительный анализ статуса специалиста и эксперта в УПК.
6. Сравнительный анализ института судебной экспертизы в России и зарубежных странах.
7. Назначение и производство судебной экономической экспертизы.
8. Роды и виды судебных экономических экспертиз.
9. Субъекты, объекты и предметы судебных экономических экспертиз.
10. Заключение эксперта, проверка и оценка заключения эксперта при проведении судебной экономической экспертизы.
11. Предмет учения о методах судебной экономической экспертизы. Структура этого учения: понятийная, классификационная и операционная части.
12. Закономерности метода и формы их проявления в экспертной практике.
13. Методы теории судебных экспертиз и методы практической экспертной деятельности: существующие классификации и их анализ. Критерии допустимости использования методов в судопроизводстве.
14. Тенденции развития методов экспертного исследования.
15. Понятие экспертных методик. Понятие комплексной экспертной методики. Проблемы алгоритмизации, унификации и каталогизации экспертных методик.
16. Предмет учения о методах судебной экспертизы. Структура этого учения: понятийная, классификационная и операционная части.
17. Закономерности метода и формы их проявления в экспертной практике при производстве судебных экономических экспертиз.
5.3 Вопросы входного контроля знаний студентов
1. Понятие уголовно-процессуального права
2. Предмет уголовно-процессуального права.
3. Понятие гражданского процессуального права
4. Предмет гражданского процессуального права
5. Понятие арбитражного процессуального права
6. Предмет арбитражного процессуального права
7. Субъекты в уголовном праве, гражданском праве
8. Субъекты в налоговом праве
9. Предмет и метод в налоговом праве
10. Административная, налоговая, гражданско-правовая и уголовная ответственность
Входной контроль знаний студентов осуществляется:
- путем опроса согласно вынесенных на семинар вопросов;
- путем дискуссии, предшествующей началу первой лекции по дисциплине или первого семинарского занятия;
- путем письменного экспресс-опроса с целью выяснения наличия определенных навыков у студентов.
Темы для самостоятельного изучения:
1. Назначение и производство судебно-бухгалтерской экспертизы, использование ее результатов в расследовании уголовного дела
2. Оценка заключения органом, назначившим экспертизу: теория и практика.
3. Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.
4. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по уголовным и гражданским делам.
5. Формы и методы финансового контроля в Российской Федерации.
6. Судебно-экономическая экспертиза как метод государственного финансового контроля в РФ.
7. Понятие и пути развития судебно-экономической экспертизы.
8. Понятие, задачи и классификация судебно-экономической экспертизы.
9. Становление и развитие судебно-экспертной деятельности в сфере финансового права и правовых основ бухгалтерского учета.
10. Направления развития судебно-экономической экспертизы на современном этапе.
11. Судебная бухгалтерия.
12. Взаимосвязь теории профилактической деятельности с теорией прогнозирования. Значение этой взаимосвязи для практической экспертной деятельности.
13. Значение судебно-экономических экспертиз при расследовании преступлений и их место в системе специальных экономических знаний
14. Значение судебно-экономических экспертиз в достижении уголовно-правовых целей расследования преступлений
15. Типовые исходные ситуации расследования, определяющие стратегию и тактику назначения и производства судебно-экономических экспертиз
16. Специальные экономические знания: понятие, субъекты, формы применения
17. Судебно-экономическая экспертиза как самостоятельный класс экспертиз
18. Теоретические основы класса судебно-экономических экспертиз
19. Основания классификации судебно-экономических экспертиз: постановка проблемы
20. Классификация судебно-экономических экспертиз
21. Методические основы судебно-экономических экспертиз
22. Задачи бухгалтерской экспертизы.
23. Задачи налоговой экспертизы.
24. Задачи финансово-аналитической экспертизы.
25. «Ревизионные», «правовые» и «справочные» вопросы в проблемной практике назначения судебно-экономической экспертизы.
5.4. Темы для курсовых работ:
1. Учение об экспертной диагностике, как разновидности криминалистической диагностики.
2. Теория экспертной идентификации: сущность, принципы, формы экспертного исследования.
3. Субъекты, формы и виды идентификации.
4. Организационные и правовые основы применения специальных познаний в юридической практике
5. Комплексная судебно-экономическая экспертиза как средство расследования и предупреждения преступлений в сфере предпринимательской деятельности
6. История становления судебно-бухгалтерской экспертизы и возникновения судебно-экономических экспертиз
7. Судебные экономические экспертизы по делам о криминальном банкротстве
8. Основные методы судебно-экономической экспертизы в сфере финансового права и правовых основ бухгалтерского учета.
9. Анализ методических основ экспертной деятельности в сфере финансового права и правовых основ бухгалтерского учета.
10. Анализ использования специальных методов судебно-экономической экспертизы.
11. Моделирование метода судебно-экономической экспертизы на примере метода судебной финансово-кредитной экспертизы и его практическая апробация.
12. Научное обеспечение доказательств по уголовным делам об экономических преступлениях как гарантия защиты бизнеса в России (Обобщение правоприменительной практики)
13. Проблемы проведения и научного обеспечения судебных экспертиз, а также привлечения специалиста с позиций конституционно-правового анализа
14. Правовые основы, значение и особенности проведения судебно-экономических экспертиз при расследовании налоговых преступлений
15. Проблемы проведения и научного обеспечения судебных экономических экспертиз, а также привлечения специалиста с позиций конституционно-правового анализа
16. Взаимопроникновение наук как объективная основа действия закономерностей развития теории судебной экспертизы, расширения возможностей судебных экспертиз.
17. Научные основы классификации судебных экономических экспертиз и связанные с этой классификацией критерии констатации возникновения новых родов и видов судебных экспертиз
18. Оценка заключения органом, назначившим судебную экономическую экспертизу: теория и практика.
19. Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.
20. Правовые основания экспертной профилактической деятельности в предпринимательской деятельности.
21. Формы и виды профилактической работы судебного эксперта-бухгалтера.
22. Порядок осуществления экспертно-профилактической деятельности сотрудниками судебно-экспертных учреждений. Оформление результатов профилактической работы судебных экспертов.
23. Взаимосвязь теории профилактической деятельности с теорией прогнозирования. Значение этой взаимосвязи для практической экспертной деятельности.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и классификация методов судебной экономической экспертизы
2. Общенаучные и частные методы экспертного исследования
3. Специальные методы экспертного исследования
4. Понятие и виды объектов судебной экономической экспертизы
5. Критерии и способы классификации судебных экономических экспертиз
6. Диагностические и классификационные экспертные задачи
7. Идентификационные экспертные задачи
8. Ситуационные (ситуалогические) экспертные задачи